Мастер-класс по изобразительному искусству на тему: «Техника «набрызг» с элементами вытынанки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №33
г. Симферополь, ул. Бела Куна 13-А.








Мастер-класс по изобразительному искусству

на тему:
«Техника «набрызг» с элементами вытынанки»












Разработка учителя изобразительного
искусства МБОУ СОШ №33
Зозулевской Татьяны Викторовны









г. Симферополь

2016г.
Мастер-класс по изобразительному искусству
на тему: «Техника «набрызг» с элементами вытынанки»

Разработка учителя ИЗО МБОУ СОШ №33 ЗОЗУЛЕВСКОЙ Т.В.
Данный мастер-класс рассчитан на урок ИЗО в школе в 6 классе по теме «Пейзаж» или в кружковой работе дополнительного образования.

Эпиграф:
нужно видеть прекрасное там, где художник захотел его показать. Эжен Делакруа.
Цель урока: Познакомить с теоретическим материалом жанра «Пейзаж» и его видами, нетрадиционной художественной техникой «набрызг» и декоративно-прикладным искусством в технике «вытынанка», рассказать об истории создания вытынанки. Выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж») «Летний пейзаж», соблюдая определённые этапы работы:
1) Вырезать отдельные ажурные ( силуэтные) вытынанки при помощи бумаги и ножниц;
2) Разместить вытынанки на чистом листе и выполнять технику «набрызг»
используя гуашевые краски, широкую щетинистую кисточку, зубную щетку, стеку или расческу.
3) Дополнить объектами, по мере необходимости, свою работу гуашевыми красками.
4) Выделить контурными линиями чёрного цвета все необходимые детали.

Развивать эстетический и художественный вкус, формировать чувства любви к природе, понимать её красоту. Усовершенствовать навыки работы нетрадиционной художественной техникой «набрызг» гуашевыми красками.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: живопись с элементами декоративно-прикладного искусства.
Форма урока: беседа и нетрадиционный вид рисования.
Содержательные линии урока
Основные термины, понятия (теория): пейзаж, «вытынанка», «набрызг»,
Элементы интеграции: музыка А.Вивальди.
Восприятие художественных произведений: Работы учителя и учащихся.
Наталия Ташимова «Зимний лес» - рисование в технике"Набрызг ". Английский художник Обри Бёрдсли, Георгий Нарбут «Украинская азбука», русский художник Константин Васильев-Северный «Орёл»; Кругликова Елизавета Сергеевна; Александр Пентешин- художник реставратор и резчик по дереву; Елизавета Меркурьевна Бём картина «Друзья»; британский художник Хален Массельвайт; Бовей Ли и Джо Багли.
Практическая художественно-творческая деятельность: Выполнить отдельные ажурные вытынанки для изготовления живописного пейзажного рисунка в технике «набрызг».
Художественные техники и материалы: бумага А-4, А-3; ножницы; простой карандаш; терка; гуашь ( акварель как исключением) ; зубная щётка; расчёска; палитра; кисточки; непроливайка; клеёнка или газета; салфетки сухие и влажные, чёрный фломастер.
Характеристика видов деятельности учащихся:
Ориентироваться в широком разнообразии современных нетрадиционных техник художественного искусства на примерах «набрызг» и «кляксография», элементов ажурной вырезки и силуэтной вытынанки и др.
Различать по материалам, техникам исполнения живописью. Выявлять и называть характерные особенности ДПИ (декоративно-прикладного искусства) и живописи.
Требования к уровню подготовки учащихся (УДД)
Планируемые результаты:
Познавательные: научатся анализировать, выделять главное в рисунке и обобщать, определять термин жанр «пейзаж», техника «набрызг» и «вытынанка». Обобщать полученные знания, сравнивать объекты и определять технику «набрызг». Сравнивать объекты по заданным критериям учитывая время года пейзажа; устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Коммуникативные: организуют работу в парах, группах, излагают своё мнение в диалоге, строят речевые высказывания.
Регулятивные: Выбирают способы достижения цели, исправляют ошибки.
Личностные: имеют желание учиться, проявляют познавательную активность, понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.
 

Ход урока
I. Организация класса
-Проверка готовности.
-выдача раздаточного материала.
-организация рабочего места.
-техника безопасности.

II. Активизация познавательной деятельности

Беседа . Что является выразительным средством в живописи? (Цвет)
– Что такое живопись? (Изображение красками на плоскости).
Эпиграф: нужно видеть прекрасное там, где художник захотел его показать. Эжен Делакруа.

Ш Мотивация познавательной деятельности.

Стихотворение: Если видишь- на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш- обязательно картина называется пейзаж! Пейзаж- жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа. Виды пейзажного жанра: степной, городской,  парковый,  морской, архитектурный, сельский, лесной.
Для справки: К степному мы можем отнести И.Шишкина «Рожь»- изображение степных просторов. К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой. Морской пейзаж- марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. Архитектурный пейзаж включает в себя урбанизацию города с его улочками, мостами, речками. Также можно привести пример речного пейзажа например «Волга»и др.

IV. Объявление темы урока

 Сегодня на уроке мы будем создавать композицию летнего пейзажа
( зимнего пейзажа) используя технику набрызг с элементами вытынанки
( вырезания).
Восприятие и изучение нового материала.
Достаточно простой в применении является нетрадиционная техника рисования “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. «Набрызг» или рисование брызгами это несложная и интересная техника для творчества. (Приводим примеры работ учащихся и обсуждаем). Краска разбрызгивается с помощью зубной щётки и стеки или расчёски. Ещё один вид нетрадиционной техники рисования «Кляксография», при которой работа выполняется при помощи кляксы и её раздувания трубочкой и др. техники.
Вытынанка - это древний славянский вид декоративно- прикладного искусства. Ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, дерева. В России - вырезка. В Беларуси - выцiнанка ( чит . выцинанка ) Н а Украине - витинанка ( чит . вытынанка ) В Польше - wycinanka ( выцинанка ) На родине бумаги Китае, это искусство называется « цзяньчжи » В Европе - силуэтное вырезание. В 19 веке техника вытынанки имела огромную популярность. Все красавицы заказывали художникам свои портреты в технике вытынанки . Вытынанки бывают двух типов силуэтные и симметричные. В Китае на родине бумаги и вырезания из нее принято вырезать сюжеты и раскрашивать их, закапывая краску в прорези. Такие вырезки к праздникам клеятся на окна с помощью обычной воды. Китайцы называют их «цветами на окнах». Ранние европейские вырезки изображали в основном святых, реже пейзажи и жанровые сценки. На Украине в XIX веке разноцветными вырезками украшали беленые стены хаты и печи. Советский художник Граббе вырезал минималистичные сюжеты из журнальной бумаги. Например, светло-голубой цвет в его произведениях это обложки журнала «Коммунист». Ведь специальную цветную бумагу было не достать. Работы иллюстрации вырезные Добужинского к сказкам Пушкина, работы Кустодиева или Нарбута (Приводим примеры работ и презентацию).

VI. Практическая работа.

Для работы необходимы следующие художественные материалы: бумага А-4, А-3; ножницы; простой карандаш; терка; гуашь ( акварель) ; зубная щётка; расчёска; палитра; кисточки; непроливайка; клеёнка или газета; салфетки сухие и влажные, чёрный фломастер.

Проведение инструктажа

1.Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.
2.При работе с ножницами соблюдаем технику безопасности. Передаём ножницы аккуратно, не спеша и ручками захвата, держа ножницы горизонтально.
3.Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги от щётки будут лететь во все стороны, поэтому не забываем застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.
4.При вырезании вытынанки кусочки ненужной бумаги аккуратно складываем в сторону.
5.При рисовании в технике «набрызг» удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.
6.При рисовании в технике “набрызг” важно не ошибиться с направлением движения стеки (палочки, линейки), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.
7.Желательно освоить легкое напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем приступить к рисованию.
8.При рисовании зубной щеткой как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунуть в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе..
9.Для того, чтобы рисунки, имеющие цветовой фон, не выглядели тусклыми, следует подмешивать к цветной краске белую. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят яркими, красочными .

Первый этап работы:
Изготавливаем вытынанку ( вырезку):
Берём квадратный лист белой бумаги ( или бумагу оригами) и складываем её по диагоналям в три слоя, затем берём простой карандаш и наносим узоры. Для бабочки бумагу складываем пополам . Эти нарисованные узоры мы вырезаем при помощи ножниц и разворачивая выпрямляем ажурную вытынанку «Бабочку» ( или «Снежинку»).Так выполняем вырезки вытынанок сколько потребуется.

Второй этап работы:
Берём белый чистый лист плотной бумаги ( или бумагу оригами голубого цвета) и размещаем на ней наши «вытынанки», соблюдая правила воздушной перспективы: ближе объект крупней, дальше меньший
Приступаем к работе в технике «набрызг». » Смачиваем щетку водой. Стряхиваем лишнюю воду, чтобы не было клякс. Щётка не должна быть слишком влажной. Набираем немного краски на зубную щетку. Берём щетку в одну руку, а стеку (карандаш или расческу) в другую. Держим щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводим стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги летят сразу на бумагу. Стараемся направить брызги в нужном направлении и тонируем ими конкретный участок рисунка.

Третий этап работы:
Аккуратно снимаем бумажные вырезки –вытынанки с рисунка и дополняем рисунок деталями гуашевой краской. Даём рисунку подсохнуть и чёрным фломастером или краской обводим контуры рисунка. Работа выполнена.
Рассматриваем и обсуждаем творческие работы ( оцениваем в устной форме).

VII. Подведение итога урока.

Сегодня на уроке мы повторили жанр «пейзаж» и его виды. Узнали , что бывают нетрадиционные техники «набрызг» (кляксография), «вытынанка»- как разновидность декоративно-прикладного искусства. Выполнили практическую работу композиции «Летний пейзаж» (« Зимний пейзаж»), используя различные техники на тему «Техника «набрызг» с элементами вытынанки».
Заключительно слово учителя.
Данный мастер – класс может быть использован при проведении открытых уроков в школах.
Спасибо за внимание. До новых встреч.






Варианты проделанной работы:

« Летний пейзаж»
Вырезать из бумаги бабочек в технике «вытынанка» .

2)Поместить вытынанки на чистую бумагу, составить композицию.
3)Выполнить технику «набрызг» зубной щеткой.

С начала голубое небо, затем коричневую землю и на конец зелёную растительность.

4) Аккуратно снять бумажные вытынанки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Получается силуэтная композиция летнего пейзажа. Последним этапом является обводка фломастером контуров силуэтов вытынанок и работа готова.

Летний пейзаж «Бабочки»
1) бумага оригами ( т.е. тонированная бумага определённого оттенка)
2) бумага А-4 белого цвета для вырезания вытынанки.
3) Гуашь, кисточка, зубная щётка, стека (палочка или простой карандаш).
На рисунке силуэтные бабочки в технике «набрызг».Эти бабочки вырезаются по контуру –силуэта бабочек в прорезях бумаги А-4. Затем бумага прикладывается к бумаге голубого оттенка (оригами) и выполняется техника «набрызг» на сами бабочки. Силуэтные прорези бабочек убираются и получаются слегка объёмные бабочки.

Бабочек необходимо слегка оживить, т.е. нарисовать туловище, голову и усики и добавить оттенков цветов кисточкой. Чтобы работа была законченной необходимо рисунок дополнить определёнными объектами: деревья, растительность и др.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Летний пейзаж «Утро » (На бумаге оригами розового оттенка )
Вытынанки бабочек прикладываем на бумагу- оригами розового оттенка и выполняем технику «набрызг» зубной щёткой жёлтого цвета, красного цвета и белого цвета .Затем берём белый восковой мелок и рисуем зигзагообразные линии для травы и солнца, добавляем краски, желательно и акварель и гуашь короткими отрывными линиями штрихами от земли к небу.

Когда рисунок подсохнет , бабочек необходимо обвести фломастером.

Зимний пейзаж « Снежинка»
Отдельно вырезается снежинка и прикладывается к белой бумаги. Выполняется техника «набрызг» по всей поверхности листа а потом снежинка аккуратно убирается и рисунок дополняется деревьями, кустами, снегом (в технике набрызгивания зубной щёткой).


Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов.