Поурочный план по химии: Роль металлов и соединений в природной среде и живых организмах


Предмет: Химия
Класс: 9 «Б» (девочек: 7, мальчиков: 10)
Дата: 22февраля 2016 год
Преподаватель: Жукова Анастасия Юрьевна
Тема урока: «Роль металлов и их соединений в природной среде и живых организмах»
Цель: раскрыть роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах.
Сформировать представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о воздействии металлов и их соединений на биологические системы.
Раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности.
Рассмотреть положительное влияние металлов и их соединений на организм человека

Тип урока: урок - конференция
Форма работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, наглядный материал металлов, видеоролик, интерактивная доска, раздаточный материал, дополнительная информация обучающихся.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Ознакомление с домашним заданием
Выставление оценок
Этапы урока Время Действие учителя Действие ученика
Начало урока
I.Организационный момент
1.1 Просмотр ролика
II.Актуализация знаний
2.1 Выявление цели и задач урока
2 минуты
3 минуты Проверить готовность класса к уроку, подготовить мысленно учащихся к уроку.
Проигрывает ролик «Все в твоих руках».
Преподаватель: Доброе утро, настроились на урок, и сегодняшний урок, как и в просмотренном ролике в ваших руках.
Внимание на экран, прочтите, пожалуйста, небольшой
эпиграф к уроку.
«Металлов много есть, но дело не в количестве,А во влиянии их на окружающую среду
В команде работящей металлическойТакие мастера, такие личности!Преуменьшать нам вовсе не присталоЗаслуги безусловные металлов»
Преподаватель задает вопрос: Какие ассоциации у вас вызвал данный эпиграф?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Каковы основные задачи?
На слайде высвечивается тема урока и ее цели.
Мысленно настраиваются на урок.
Просматривают видеоролик: «Все в твоих руках»
Слушают преподавателя.
Обучающийся зачитывает эпиграф
Высказывают ассоциации по эпиграфу урока.
Выявляют цель и задачи урока
Основной целью урока является влияние металлов в жизни человека.
Основная часть
III. Изучение нового материала
3.1 Вступительное слово преподавателя
3.2 Выступление обучающихся3.3 Работа с таблицей
30 минут Перед выступление обучающихся класса, преподаватель говорит вступительное слово.
В нашем современном мире где бы мы не находились повсюду встречаем предметы сделанные из металлов и их соединений.
Как вы думаете? Металлы приносят больше отрицательное или положительное влияние?
Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. Однако человек своей деятельностью нарушает гармонию природы, нанося тем самым вред не только окружающей среде, но и собственному здоровью.
Как вы думаете, что является основным фактором влияния металлов.
Проблема загрязнения окружающей среды актуальна во всем мире. Какое же влияние оказывают металлы и их соединения в природной среде, а именно в Республике Казахстан, мы сейчас узнаем.
Каков же мы можем сделать вывод из выступления ребят?
Кроме отрицательных влияний существуют и положительные качества.
Что же можно сказать о влиянии металлов и их соединений на живой организм.
Часто встречающийся металл и его соединения является железо и кальций. Каково же их значение они имеют в живых организмах?
Преподаватель: Обратите внимание, на таблицу посмотрим, какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?  Обучающиеся отвечают на вопрос преподавателя.
По нашему мнению металлы приносят как положительное, так и отрицательное влияние.
Ответ: Первой причиной влияния металлов и их соединений на природу, является загрязнение окружающей среды, грозящее порой экологической катастрофой, заставляет многих специалистов задуматься: в какой же экологической нише мы живем, что пьем, чем дышим? И эти вопросы становятся со временем лишь проблемой.
Сообщение обучающегося о влиянии металлов и их соединений в Республике Казахстан
Выступление обучающегося №1: «Горячие точки загрязнения территории металлами и их соединениями
(одновременно идет показ слайдов)
Выступление обучающегося №2: «Загрязнения водных ресурсов»
Вывод: Металлы и их соединения оказывают большое отрицание на окружающую среду.
Ответ:
Для живого организма металлы и их соединения оказывают как положительное так и отрицательно влияние.
Выступление обучающегося №3
Цинк – важный микроэлемент. Он входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций. Цинк входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, регулирующей содержание сахара в крови, участвует в переносе углекислого газа в крови позвоночных. При дефиците цинка в организме возможен диабет, кожные заболевания. Высокие концентрации цинка вызывают мутации и онкологические заболевания. Нельзя пить воду, долго хранившуюся в оцинкованной посуде, т. к. накапливающиеся в ней ионы цинка отрицательно воздействуют на желудочно-кишечный тракт.
Если мы будем говорить о меди, то в человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозгах и печени, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. Медь участвует в фотосинтезе, участвует в усвоении азота. Содержание меди 80 мг. Участвует в тканевом дыхании, влияет на образование миелина, оказывает влияние на метаболизм витаминов В1, С, Ф, а также усвоение йода. Входит в состав некоторых ферментов.
Выступление обучающегося о значении железа на организм человека.
Железо
Железо является составной частью гемоглобина, который транспортирует кислород к тканям и органам, а углекислый газ — обратно к легким. Именно благодаря соединению железа с кислородом наша кровь имеет красный цвет.
Одна из функций железа в организме —  синтез различных ферментов, необходимых для существования организма: синтез ДНК, синтез гормонов щитовидной железы.
Достаточное количество железа является условием деления клетки, при его нехватке деление клетки прекращается.
Польза железа состоит также в том, что оно нейтрализует токсичное действие переизбытка перекиси водорода, которая продуцируется лейкоцитами.
Потребность человека в железе составляет в сутки 1,5 мг, а восполняется она сбалансированным питанием. Но этот микроэлемент плохо усваивается организмом, поэтому  ежесуточно необходимо употреблять  не менее 10-20 мг железа в продуктах питания.
Кальций потребность для взрослых 0,8 -1г, для детей 0,6 -0,9 г в сутки.
Кальций основной компонент костей. Ионы кальция передают возбуждение на мышечное волокно, вызывая ее сокращение, увеличивает силу сердечных сокращений, активизирует защитную функцию белков. Он способствует выведению из организма тяжелых металлов. Ионы кальция обеспечивают постоянство осмотического давления крови. Он способствует свертыванию крови при ранениях. В растениях он играет большую роль в работе устьиц. Обмен кальция и его поступления в кость регулируется витамином Д.
При недостатке кальция происходит вымывание его из костей, образуются камни в костях.
Обучающиеся работают с таблицей и
характеризуют последствия.
Окончание урока
IV. Закрепление материала
4.1 Обобщение и систематизация знаний.
4.2 Стадия размышления
4.3 Формирование умений и навыков.
3 минуты Сегодня вы прослушали несколько выступлений, в закреплении всего услышанного, выполните небольшое задание.
Вам необходимо ответить на вопросы, где ответами будут «да», если вы согласны с утверждением и «нет», если не согласны.
1) Одним из источников загрязнения атмосферы является автотранспорт (да);
2) Только завышенное содержание ионов металлов в организме вызывает различные болезни (-);3) Питьевую воду надо хранить в оцинкованной посуде (-);4) Медь способствует развитию старческого атеросклероза (-);5) Кальций основной компонент костей (+);6) В республике 10 предприятий по производству свинца и цинка (-).Составьте синквейн к словам:
1 ряд: Железо
2 ряд: Металл
3 ряд: Кальций
Обучающиеся работают с вопросами, отвечая на вопросы «да» или «нет» в тетради.
+
-


+
-
После ответов на вопросы, составляют синквей по пройденной теме.
1 минута Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне особенно запомнилось…
Меня удивило…
Я считаю…
Урок мне…
Оцените по 5-ти бальной системе свою работу сегодня на уроке.
Самостоятельно заполняют таблицу рефлексии
Впечатления об уроке
V.Ознакомление с домашним заданием 1 минута Творческое задание: необходимо составить задачи о влиянии металлов и их соединений на природную среду и живые организмы. Записывают домашнее задание
VI.Выставление оценок Выставление оценок в журнал