Модульный урок по теме: Формы размножения организмов. Бесполое размножение


Общая биология, 10 класс
Тема урока: Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
Задачи урока:
Задачи: а) Образовательная: сформировать и систематизировать знания учащихся о размножении; раскрыть сущность, многообразие и распространенность бесполого размножения.б) Развивающая: формировать умения характеризовать бесполое размножение, анализировать, сравнивать, различать формы бесполого размножения, делать выводы;в) Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе, ответственности при работе в парах, взаимопомощь.
Тип урока: урок - изучения и закрепления знаний.
Форма урока: урок-модуль.
Методы и приемы обучения: проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа с модулем, беседа, рассказ с использованием компьютерной техники, сообщения учащихся, тестирование.
Планируемые результаты: 
Предметные:
- учащиеся углубляют знания о бесполом размножении организмов и его формах, объясняют сущность процесса митоза, характеризуют значение бесполого размножения.
Метапредметные:
- учащиеся сравнивают половое размножение и бесполое, сравнивают и сопоставляют виды живых организмов и формы бесполого размножения, обобщают и делают выводы по изученному материалу.
Личностные:
- учащиеся повышают мотивацию и формируют ответственное отношение к учению, осознают ответственность при работе в парах, значимость данной темы в дальнейшей жизни, формируют ответственное отношение и любовь ко всему живому.
Основные понятия и термины урока: бесполое и половое размножение, спорообразование, митоз, почкование, вегетативное размножение, регенерация, шизогония.
Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, муляжи, гербарии и живые организмы, демонстрирующие разные формы бесполого размножения.
МОДУЛЬ 1.
ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.
УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ - 0 В результате работы над модулем вы будете знать: основные формы размножения организмов, вспомните особенности митоза; изучите формы бесполого размножения у представителей всех царств живой природы. 1 мин.
Прочитайте цель.
Читайте инструкции при выполнении каждого учебного элемента
УЭ - 1 Входной контроль.
Цель: выявить уровень знаний по теме «Митоз».
Задание: установите соответствие между процессом и фазой митоза; заполните таблицу:
ПРОЦЕСС ФАЗА МИТОЗА
А.Спирализация хромосом 1.Метафаза
Б.Прикрепление нитей веретена 2.Телофаза
к центромерам хромосом 3.Анафаза
В.Размещение хромосом в 4.Профаза
экваториальной плоскости 5.Интерфаза
клетки
Г.Деление цитоплазмы
Д.Удвоение молекул ДНК
Е.Расхождение хроматид к
полюсам клетки
Ж.Разрушение ядерной оболочки
З.Раскручивание (деспирализация) хромосом
И.Образование веретена деления
К.Образование ядерной оболочки
А Б В Г Д Е Ж ЗИ К
5 мин
Работайте самостоятельно!
Ответы запишите в таблицу в листе ответов.
 
 
За каждый правильный ответ 0,5 балла
 
Всего 5 баллов
 
 
Проверьте по «ключу» ответов у учителя, поставьте баллы в оценочный лист.
УЭ – 2 Актуализация знаний
Цель: вспомнить типы размножения у живых организмов, объяснить их преимущества и недостатки.
Подумайте над вопросами:
Что называют размножением? Каково его значение?
Какие типы размножения живых организмов вам известны?
Какие клетки участвуют в половом и бесполом размножении?
Каковы недостатки и преимущества полового и бесполого размножения?
Что такое гермафродитизм и партеногенез?
Устно ответьте на эти вопросы
5 мин.
Работайте в паре!
Если затрудняетесь – посмотрите стр. 193 учебника.
Подготовьте устные ответы на вопросы.
Поставьте оценку в оценочный лист:
Все понятно – 5;
Немного непонятно – 4;
Затрудняюсь ответить – 3.
УЭ – 3 Изучение нового материала
Цель: изучить формы бесполого размножения у представителей всех царств живой природы.
В процессе изучения темы заполните таблицу в листе ответов:
Формы бесполого размножения
Формы размножения Признаки Организмы
Посмотрите фрагмент фильма о размножении одноклеточных организмов. Запомните определение слова ШИЗОГОНИЯ!
Прочитайте текст на стр.194 (1 абзац). Ответьте: что такое спорообразование, и какие организмы так размножаются?
Послушайте сообщение учащихся (2 чел.) о вегетативном размножении с использованием презентации (опережающее домашнее задание).
Используя знания о вегетативном размножении, расшифруйте слово ЧУЛОК.
Прочитайте текст на стр. 194 (2 абзац). Ответьте: что такое почкование и какие организмы таким образом размножаются?
Используя стр. 196-197 докажите, что бесполое размножение имеет свои достоинства и недостатки.
15 мин.
Работайте в паре!
Таблицу заполняйте в листе ответов
Заполняйте графы таблицы
Заполняйте графы таблицы
Заполняйте графы таблицы
Заполняйте графы таблицы
Сравните заполнение таблицы с ключом на доске, поставьте оценку в оценочный лист:
Все верно – 5;
Немного не дописали – 4;
Во многом затрудняемся – 3
УЭ - 4 Первичное закрепление знаний.
Цель: проверить степень усвоения материала, используя наглядный материал.
Возьмите раздаточный материал, который у вас на столе (муляжи, таблицы, живые организмы, гербарные экземпляры) и ответьте на вопрос: каким способом бесполого размножения они размножаются?
Ответьте устно. 5 мин.
Работайте в паре!
Поставьте оценку в оценочный лист:
Все правильно – 5;
Немного ошиблись – 4;
Много ошибок – 3.
УЭ - 5 Выходной контроль
Цель: проверить степень усвоения знаний по теме, выполнить тесты как варианты ЕГЭ.
 
ЗАДАНИЕ: Выпишите номера верных суждений(выполняют те ребята, кто НЕ сдает ЕГЭ)
 
1. Размножение – это воспроизведение себе подобных.2. Генетически разнородное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном.
3. Размножение бывает бесполым и половым.
4. Спорообразование это способ полового размножения.
5. Делением размножаются простейшие.
6. С помощью специализированных частей тела размножаются растения.
7. Почкование характерно только для многоклеточных организмов.
8. Фрагментацией размножаются кольчатые и плоские черви.
9. Виды, у которых есть и мужские, и женские особи, называют гермафродитными.
10. Внешние различия между мужскими и женскими особями называют половым диморфизмом.
Задание тем, кто сдает ЕГЭ (выберите один верный ответ)
1.Бесполое размножение с помощью спор характерно для 1) сосны
2) мхов
3) березы
4) дуба
2. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы
1) получить высокий урожай
2) повысить их устойчивость к вредителям
3) повысить их устойчивость к болезням
4) быстрее получить взрослые растения
3. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении
1) половом2) семенном
3) бесполом
4) с чередованием поколений
4. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют
1) партеногенезом
2) половым
3) бесполым
4) семенным
5. Споры грибов, как и споры растений, представляют собой
1) клетки, служащие для размножения и расселения
2) удлинённые клетки, выполняющие функцию питания
3) клетки, из которых образуются сложные переплетения нитей
4) множество вытянутых клеток, выполняющих функцию газообмена с окружающей средой
6. Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов — усов, чтобы
1) сохранить признаки сорта
2) ускорить созревание плодов
3) повысить устойчивость к заболеваниям
4) получить потомство с новыми признаками
7. Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют
1) генеративным
2) почкованием
3) вегетативным
4) семенным
8. Бесполое размножение осуществляется у
1) цветковых растений семенами
2) птиц откладыванием яиц
3) гидр почкованием
4) хвойных растений семенами
9. Споры папоротника — специализированные клетки, с помощью которых осуществляется
1) бесполое размножение
2) вегетативное размножение
3) почкование
4) регенерация
10. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует
1) быстрому росту численности популяции
2) возникновению изменений у особей вида
3) появлению модификационной изменчивости
4) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям
10 мин.
Работайте самостоятельно!
Ответы пишите в лист ответов
Проверьте по «ключу» ответов у учителя, поставьте баллы в оценочный лист.
Нет ошибок – 5;
1-3 ошибки – 4;
4-6 ошибок – 3.
УЭ - 6 Рефлексия, дом. задание.
Получите подарок от учителя за хорошую работу на уроке:
ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК! В черном ящике находится живой организм, который тотчас начинает размножаться, если дать ему условия. В любой момент, может и сейчас, на уроке даже! Кто отгадает, что в черном ящике, тот и получит этот организм в подарок!
Итог твоей работы:
Оценка «5» Молодец! Материал учебника ты знаешь, поработай дополнительно с литературой и составь:
Презентацию или сообщение по теме(тему обсудите с учителем)
Оценка «4» Хорошо поработал, придумай задания одноклассникам по данной теме.
Оценка «3» Плоховато, конечно, нужно выучить дома стр.193-197
4 мин.
Поставьте общую рейтинговую оценку в оценочный лист, запишите задание в дневник.
Лист ответов ученика 10 класса
---------------------------------------------------------------
Заполните таблицу по теме: Митоз
А Б В Г Д Е Ж ЗИ К
Заполните таблицу
Формы бесполого размножения
Формы размножения Признаки Организмы
Выполните тестовое задание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Оценочный лист ученика 10 класса
----------------------------------------------------------------------------------
УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6