Доклад на тему Коррекционно – развивающая среда как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

развивающая среда как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.
На сегодняшний день игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Если мы обратимся к словарю, в нем дано определение, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность».
Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, вступления в значимую личностную связь со взрослыми, а также установления отношений со сверстниками. Через игру дети получают возможность для развития полноценной личности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.
Введение предмета «Игра и игротерапия» в коррекционно – образовательный процесс школы 8 вида направлено на развитие социального опыта, коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы учащихся, на сохранение здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Игротерапия появилась, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике. Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустаций. Игровая психо терапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Основная идея программы призвана донести до сознания учащихся золотое правило: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе.
Цель программы – это социальная адаптация и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игры и игротерапии.
Курс «Игра и игротерапия» проводится в 5 – 7 классах 3 часа в неделю. Занятия с детьми проводятся индивидуальные и групповые. Работа состоит из диагностического, коррекционного, и контрольного этапов
По данной программе работа ведется по трем направлениям:
5 класс «Развитие эмоциональной сферы»
6 класс «Игротерапия общения»
7 класс «Развитие психических процессов»
Целью диагностического этапа является: изучение личности ребенка, определение уровня его воспитанности, социолизации, готовности к интеграции в общество, получение достоверных результатов, на основе которых строится соответствующая картина психического развития детей.
В связи с тем, что при диагностике состояния ребенка с паталогией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом, применяют одинаковые критерии для определения уровня развития как у детей младшего возраста, так и у более старших. Набор методик зависит от реального возраста ребенка, от его интересов и мотивации.
Сначала провоят методики, предназначенные для познавательной и мотивационной сферы, затем, когда установлен контакт с ребенком, диагностируют эмоционально – личностную сферу.
Результаты диагностики фиксируются в картах динамического развития. Форму и содержание индивидуальных карт разрабатывают, опираясь на цели и задачи каждого класса в зависимости от темы. Практическая ценность этой разработки заключается в том, что в ней отражены особенности и динамика развития каждого ребенка в отдельности. В содержание карты включены: когнитивная сфера, личностные особенности, эмоциональная сфера, навыки общения ,речевое развитие.
Полученные результаты говорят не только о проблемах, которые могут быть у ребенка, но и о тех его достижениях, отталкиваясь от которых можно преодолеть большинство трудностей.
Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно- – педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлено тем, что игра является самым действенным средством коррекции психо – физического развития детей. Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, речи, познавательной деятельности, совершенствование опорно – двигательной и эмоциональных сфер. В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее. Это проявляется в положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия, позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.
Психо – коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны преподавателя с воздействием на все органы чувств, строго учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.
В этой работе используют методы обучения: игротерапию, психогимнастику, арттерапию, телесную терапию, элементы психодрамы, сказкотерапию, социальную терапию, релаксационные технологии свободное и тематическое рисование.
Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты применяют различные материалы: игрушки, реальные предметы конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластелин, мозаики, книги, иллюстрации и др.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Используют всевозможные игры в зависимости от темы урока, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Это – дидактические игры, развивающие, сюжетно –ролевые, театрализованные, игры – драматизации, ролевые, психогимнастические, конструкторные, подвижные и др.
Цель игры – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
Ситуация успеха – это условия, при которых результаты деятельности ребенка соответствуют его ожиданиям. Иными словами ученик должен испытать радость от того, что его надежды сбылись, усилия не пропали даром, а впереди – ожидание новых радостей. Дети огорчаются, если что- то не получается. Поэтому когда замечают, что первые неудачи вызывают у них раздражение или разочарование, стараются обеспечить ребенку возможность пробовать, искать, эксперементировать, ошибаться. Не получилось на этот раз – не беда, выйдет в следующий. А на данный момент обращаю внимание на то, что у ребенка уже получилось. Самое главное, чтобы непринужденно, дружески относиться к ребенку, принимать его таким, какой он есть.
В настоящее время мнения всех ученых совпадают в том, что наиболее эффективная помощь может быть оказана в опоре на сильные стороны ребенка. Иными словами, нужно использовать его способности, а не исправлять его слабости. Игра является именно тем инструментом, с помощью которого можно выявить именно эти сильные стороны, потому что когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться.
Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей. После завершения исследования подводятся итоги игровых занятий.
И. В. Гете сказал: «Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. Через познание мира мы можем познавать себя и развиваться». Активное взаимодействие с окружающим миром через игру помогает ребенку ощутить себя частью реальности, ее полноправным членом. А мы, педагоги, должны быть зеркалом, в котором ребенок видит самого себя.
Познание мира и самого себя способствует формированию необходимых в современном обществе качеств личности для более успешной адаптации в социуме.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15