Программа коррекционно-развивающей работы Тема: «Развитие эмоций у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арттерапии в условиях санаторно-оздоровительного лагер

Программа коррекционно-развивающей работы
Тема: «Развитие эмоций у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арттерапии в условиях санаторно-оздоровительного лагеря
Пояснительная записка
Программа педагогической арттерапии основана на комплексном подходе и имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность. Ориентирована на прямую передачу детям специальных умений и навыков, на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности. Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.  Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. 
Уникальность программы арттерапия заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.  Программа успешно применяется для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Арттерапия является средством невербального выражения мыслей и чувств, способствует развитию самопознания и развитию творческого потенциала. Визуальные образы выступают в качестве метафор психического опыта и пережитых ребёнком травм. Посредством изо-терапии возможно осознание смысла визуальных образов и постепенное понимания и преодоление своих внутренних конфликтов. Работа с изобразительными материалами даёт выход чувствам раздражения, гнева. В работе с детьми с особыми потребностями изо-терапия позволяет повысить самооценку, укрепить уверенность в себе, гармонизировать отношения с окружающими.
Возможность визуальной экспрессии значительно расширяется, если ребёнок владеет изобразительными техниками, позволяющими в полной мере выразить свои эмоции в социально приемлемых формах, т. е. ребёнок должен уметь пользоваться средствами изображения и использовать в своей работе различные изобразительные техники.
Поэтому при проведении арттерапевтической работы с детьми с особенностями эмоционального развития возникает необходимость в разработке артпедагогической методики по овладению цветоразличением при использовании различных изобразительных техник. Такая методика должна иметь диагностическое значение, т.к. в продуктах визуальной экспрессии наиболее точно отображается эмоциональное состояние ребёнка.
Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, требует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность. Но даже нормально-развивающиеся дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы ребёнок научился осознавать свои переживания, понимать свои эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребёнка управлять своими эмоциями. Такое умение позволит произвольно контролировать своё поведение и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими.
У детей с ЗПР часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям эти дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются возбудимость, агрессивность нарушение самооценки.
Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с ЗПР может быть различной. Но в любом случае это сказывается на поведении ребёнка и на умение реагировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Л Рубинштейн, «эмоции не развиваются сами по себе, основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема». Предлагаемая программа поможет в проведении коррекционно-развивающей работы по гармонизации эмоциональной сферы детей и закрепления положительных эмоций.
Направленность программы:  Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания. Арттерапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка - уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально -развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к основной общеобразовательной программе.
Цели  программы педагогической арттерапия - формирование психологического здоровья детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации детей в условиях санаторно-оздоровительного лагеря «Салют», психологическая поддержка и сопровождение детей, привлечь детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов, создание условий для психолого-педагогической реабилитации воспитанников через организацию арттерапевтических занятий.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть.
2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.).
3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.Воспитательные задачи:
1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
4. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Программа основана на следующих принципах:
Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип опоры положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
Принцип добровольного участия. Студию посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.Принцип активности всех участников и  творческой позиции.
Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях  активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арттерапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях   проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.
Направления работы:
- развитие позитивного эмоционального отношение к изобразительной деятельности как к источнику приятных впечатлений;
- повышение у детей самооценки и укрепление уверенности в себе;
-оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей.
Содержание программы
В программе представлены фундаментальные (базовые) эмоции (по К.Э. Изарду, 2000). К ним относятся эмоции радость, грусть, злость (гнев), обида, страх, интерес, удивление, стыд, вина, спокойствие. Умение ребёнка правильно пользоваться этим состоянием может быть правильно к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации из жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет лучше познавать окружающую действительность.
Разделы расположены в определённой последовательности: от более простых и понятных к более трудно «читаемым» эмоциям. Учитывая интересы ребёнка, этот порядок можно изменять. Но начинать работу надо с эмоции «Радость». При изучении других эмоций, всегда возвращаться к «Радости». Далее познакомить детей с отрицательными эмоциями (печаль, гнев, страх и т. д.). Программа ориентирована на усвоение позитивных эмоций и постепенное вытеснение отрицательных, заменяя положительными. Таким образом, учащиеся научаются справляться с неприятными ситуациями, понимать их и спокойно реагировать. Вся работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учётом интересов и потребностей ребёнка.
Задания усложняются постепенно, от простых (покажи на рисунке детей, которые радуются») к более сложным («объясни, какое настроение у детей» по серии сюжетных картинок). Такое расположение материала позволяет изучать разделы не последовательно, а параллельно, т.е. можно изучать сразу несколько эмоций (при желании ребёнка). Занятия систематизированы с учётом обозначенных выше задач. В программе введены противопоставления, сравнения полярных эмоций (например, радость – грусть и т.д.. Необходимость их сравнения будет способствовать развитию эмоционального воображения у детей. Последние два занятия являются заключительными, диагностическими.
Один из возможных путей целенаправленного эмоционального развития ребёнка лежит через искусство: художественную литературу, музыку, изобразительное искусство. С этой целью в занятиях использованы стихотворения, широко представленные в характеристике каждой эмоции.
В программе использованы разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, движений, речи, что будет способствовать развитию эмоционального мира. Предложены карточки с изображением лиц детей с разными эмоциональными состояниями, которые используются как раздаточный материал.
Разделы расположены в определённой последовательности: от более простых и понятных к более трудно «читаемым» эмоциям. Учитывая интересы ребёнка, этот порядок можно изменять. Но начинать работу надо с эмоции «Радость». При изучении других эмоций, всегда возвращаться к «Радости». Далее познакомить детей с отрицательными эмоциями (печаль, гнев, страх и т. д.). Программа ориентирована на усвоение позитивных эмоций и постепенное вытеснение отрицательных, заменяя положительными. Таким образом, учащиеся научаются справляться с неприятными ситуациями, понимать их и спокойно реагировать. Вся работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учётом интересов и потребностей ребёнка.
Задания усложняются постепенно, от простых (покажи на рисунке детей, которые радуются») к более сложным («объясни, какое настроение у детей» по серии сюжетных картинок). Такое расположение материала позволяет изучать разделы не последовательно, а параллельно, т.е. можно изучать сразу несколько эмоций (при желании ребёнка). Занятия систематизированы с учётом обозначенных выше задач. В программе введены противопоставления, сравнения полярных эмоций (например, радость - грусть и т.д.. Необходимость их сравнения будет способствовать развитию эмоционального воображения у детей. Последние два занятия являются заключительными, диагностическими.
Один из возможных путей целенаправленного эмоционального развития ребёнка лежит через искусство: художественную литературу, музыку, изобразительное искусство. С этой целью в занятиях использованы стихотворения, широко представленные в характеристике каждой эмоции.
В программе использованы разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, движений, речи, что будет способствовать развитию эмоционального мира. Предложены карточки с изображением лиц детей с разными эмоциональными состояниями, которые используются как раздаточный материал.
Участники программы: учащиеся начальных классов.
Программа арттерапии включает 3 блока: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия.
Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.
Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.
 Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе. 
Этапы реализации программы
Этапы действия программы:
1.Подготовительный этап: наблюдение за учащимися
2.Основной этап: развивающий блок
– коррекционные занятия с учащимися;
контрольно-диагностический блок-мониторинг результатов работы.
Сроки проведения коррекционной работы на 1 заезд.
Форма работы: подгрупповая.
Общее время работы –21 день, из них 3 дня на вводную и заключительную диагностику, 18 дней на коррекционную работу. Длительность занятий 25- 30 минут. Данная программа разработана для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного искусства.  Программа предназначена для детей в возрасте  от 6 до 10 лет. Форма организации занятий может быть как индивидуальной, так и групповой.  При этом воспитанникам целесообразно заниматься  каждый день, что связано с их  возрастными особенностями и необходимостью уделять внимание  каждому ребенку
Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. 
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура построения занятий включает в себя игровые приёмы, физкультурные минутки, релаксационные упражнения. Знания пройденного этапа закрепляются на следующем, а также в ходе режимных моментов.
Формы и методы работы:
Арттерапия: рисуночная, музыкотерапия, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание.
Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи.
Игровая терапия -  воздействие с использованием игры.
Метод игровой коррекции: ролевые игры, психогимнастика.
Релаксационный метод.
Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:
№ Этапы занятий Содержание занятий
1 Ритуал приветствия.  Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
2 Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)  Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную
групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
3 Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.)  Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). 
4 Рефлексия занятия – оценка занятия. 
Арттерапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
5 Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия
Механизм реализации программы:
Предложенный материал программы рассчитан для работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.
Предложенные игры и  упражнения подобраны с учётом детей, возраста, требуют создания необходимых условий для их проведения.
Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых занятий, продолжительностью 25-30 минут. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Обязательной частью любой деятельности является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения на дыхательную гимнастику; профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки) в соответствии с темой.
Коррекционные занятия проводятся во время режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулке, на занятиях со специалистами. Периодичность коррекционных занятий каждый день, согласно плану о проведении коррекционных занятий.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
-снижение тревожности, агрессивности;
-улучшение взаимоотношений.
Условия подбора техник и приемов создания изображений.
Условия реализации программы.
Основным условием для занятий является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Рисуночные сессии с младшими школьниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Ожидаемые результаты:
Дети постепенно научатся:
-Замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображённым на картинке).
-расшифровать их выразительные проявления.
-анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
-воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции.
-своим эмоциональным состоянием.
Коррекционно-развивающая программа педагогической арттерапии обеспечивает наиболее оптимальное достижение цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников и младших школьников в условиях временного коллектива:
·  выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
·  обогащения новым опытом художественной деятельности,
·  развития эмоциональной сферы и творческой активности,
·  повышения мотивации к различным видам искусства,
·  максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,
·  развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
· активное участие  в процессе создания творческих работ;
· позитивный настрой детей в работе.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения педагогической и возрастной психологии Л.И. Божович, Г.А. Урунтаевой, Н.П. Слободняк.
Календарно-тематическое планирование
№ Название раздела, тематика занятий Кол-во часов Дата проведения
Блок 1. Эмоции и чувства
1. Радость и грусть» 1 05.05.15
2. «Гнев и злость» 1 06.05.15
3. «Удивление и страх» 1 07.05.15
4. Зависть и доброжелательность 1 08.05.15
Блок 2. «Общение, дружба и взаимодействие»
1. «Дружба» 1 12.05.15
2. «Общение» 1 13.05.15
3. «Взаимодействие» 1 14.05.15
4. «Взаимопомощь и сотрудничество» 1 15.05.15
Блок 3.«Решение конфликтов. Стратегии совладания с проблемами»
1. Преодоление одиночества» 1 18.05.15
2. .«Преодоление конфликтов» 1 19.05.15
3. «Совладание с трудностями: «учимся эффективно решать проблемы» 2 20.05.15
21.05.15
Всего 12 Методические приемы:
1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
3. Рисование эмоций.
4. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
Материально - техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимы:
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Требования к помещению.
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате (лаборантской), размещенные на стеллажах.
Оборудование и материалы:
парты,стулья доска, учебные пособия и таблицы,объяснительно-иллюстративный материал;репродукции картин, пластилин.
Необходимые  технические средства обучения: магнитофон;
Художественные материалы: краски разнообразных составов (водные, акриловые, анилиновые, масляные, темперные), кисти и другие инструменты (мастехины, трубочки для нанесения резервирующего состава и т.п.), бумага, картон и т.д.
Материалы к занятиям:
Выбор учеником материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.
Краски больше, чем другие материалы позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем.
Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими.
У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем ученикам, кто пугается текучей, не предсказуемой стороны бессознательного.
Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш, значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
Для групповых рисунков используется оберточная или обойная бумага. Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.
Список литературы
Аметова, Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
Короткова, Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160с.
Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
система занятий/ Л. Д. Лебедева. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.
Юсупова, Г.Х., Никонова, Л.И., Кузьмина, Ф.М. Арттерапия в
коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников /
Уфа: Издательство ИРОРБ,. 2010-90 с.