Коррекционно-развивающая программа Ориентировка в пространстве для детей дошкольного возраста.


Согласовано: Утверждаю:
старший воспитатель МБДОУ заведующий МБДОУ ДС № 43 ДС № 43 «Колобок» «Колобок»
__________________________ ___________________________
/А.С.Бондаренко/ /Е.В.Бездольная/

Коррекционно-развивающая программа
«Ориентировка в пространстве»
с детьми дошкольного возраста (4-7 лет).
Данная программа разработана педагогом-психологом МБДОУ ДС № 43 «Колобок» Литвиновой С.И
Белая Калитва
___________
РЕБЁНОК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество, дата рождения, форма организации работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Цель данной программы: развитие пространственной ориентировки.
Данная программа разработана с учётом Базового компонента деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации, с учётом санитарных и гигиенических требований и с использованием следующей литературы:
- Материалов Папки дошкольника «Ориентировка в пространстве» Автор – составитель: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. Ид-во: Весна- Дизайн. 2005 г. – 18 с.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. Раздел программы «Я и мои помощники» стр. 12 – 27.
Задачи программы:
Ознакомление детей со строением тела, его основными частями и функциями.
Развитие умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Обучать понимать и правильно использовать в речи слова и предлоги – в, на, под, за, над, перед, между, около и др.
Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Необходимыми условиями коррекционного процесса являются:
Обеспечение родителями и педагогами эмоционально нейтрального развития и обучения
Соблюдение режима, достаточное время для сна
Регулярное посещение дошкольного учреждения
Основные этапы работы:
Этап сбора и анализа информации.
Этап планирования
Проведение коррекционно- развивающей работы.
Диагностический.
Оформление выводов.
Программа состоит из 28 занятий. При соблюдении режима проведения — 1 занятие в неделю, цикл рассчитан на 7 месяцев. (если проводить 2 занятия в неделю – соответственно 3,5 месяцев).
Время проведения занятия — 30 минут.
Оптимальное число детей группы — 4-7 человек, возраст — 4—7 лет. Занятия могут проходить и индивидуально. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме.
В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или усвоения материала.
Разрезные картинки и другие задания проводятся в соответствии с возрастными особенностями детей (разрезные картинки для детей:
4-4,5 лет картинки делятся на 3 равные части, разделённые по вертикали, или горизонтали, разделённые на 4 части под прямым углом.
5-5,5 лет добавляются картинки, разделённые на 3-5 неравных частей.
5,5 – 6,5 лет добавляются картинки, разделённые на 5 и более частей в произвольном порядке. Работа с графическим диктантом проводится только для детей подготовительных групп.). То-есть, если группа разновозрастная, задания даются каждому ребёнку в соответствии с возрастом. На последние занятия, предназначенные для более старших детей, младшие уже не берутся.
Каждое занятие состоит из:
Игр и упражнений, направленных на развитие внимания и зрительного восприятия ребёнка.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве
Игры и упражнения на ориентировку на листе бумаги.
Игры и упражнения на умение правильно использовать в речи предлогов, указывающих на пространственное расположение объектов.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программой предусмотрено 26 занятие, продолжительностью по 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Учебно – тематическое планирование
Раздел Темы занятий Время проведения
Моё тело 1-2. «Ориентировка в схеме тела» 1- я неделя октября
3-4. «Контакт с телом» 2-я неделя октября
5-6. «Тело в контакте» 3-я неделя октября
Слова и предлоги, указывающие на пространственное расположение предметов. Верх - низ 1-я неделя ноября
2. Выше – ниже. 1-я неделя ноября
3. В - около 2-я неделя ноября
4. На – под – над. 2-я неделя ноября
5. За – перед. 3-я неделя ноября
6. Межу. 3-я неделя ноября
7-8. Сочетания предлогов. 4-я неделя ноября
Право – лево. 1-3. Право- лево. 1-я неделя декабря
Разрезные картинки 1. 2-3 части 2-я неделя декабря
2. 3-4 части ( под прямым углом) 2-я неделя декабря
3. 4 части (по диагонали) 3-я неделя декабря.
4. 4 части под прямым углом, но не равные части. 3-я неделя декабря
5. 4 части (спонтанное разрезание картинок на неравные части). 3-я неделя февраля
6 - 7. 5 частей ( ля детей старшей и подготовительной группы) З-я неделя февраля
8. 6 частей для етей подготовительной группы. 4-я неделя февраля
Графический диктант (подготовительная группа) 1. -3. «Рисунки по клеточкам» 2-3 недели марта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ занятия Содержание занятия Цель
занятияМатериал Литература.
1-2 Приветствие.
Упражнение «Росток».
Знакомство с телом.
Слушай и выполняй.
Упражнение «Потянулись – сломались».
Прощание Ознакомление детей со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта, прикосновения к частям тела. Иллюстрации «Части тела». Стр. 12-27.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. Раздел программы «Я и мои помощники»
3-4 Приветствие
Игра «Диктор радио»
Игра «Угадай по голосу»
Игра «Угадай на ощупь»
Игра «Художник»
Рисунок своего тела.
Упражнение «Сожми кулак».
Игра «Заяц и волки»
Упражнение «Животные»
Упражнение «Болванчик».
Игра «Замри»
Упражнение «Контакт с полом»
Игра «Путаница»
Упражнение «Лепим лицо»
Упражнение «Почувствуй тело».
Прощание. Развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциация ощущений. Листы бумаги, простые и цветные карандаши. Запись музыки для релаксации. 5-6 Приветствие.
Упражнение «Спина к спине».
Упражнение «Лодочка».
Упражнение «Раскачивание спиной».
Упражнение «Рисунок»
Упражнение «Отбивание ритма».
Упражнение «Зеркало».
Упражнение «Сиамские близнецы».
Игра «Мама с детёнышем».
Упражнение «Театр прикосновений».
Упражнение «Прикосновение».
Упражнение «Удержи равновесие»
Игра «Слепой и поводырь».
Игра «Тряпичная кукла».
Массаж в паре. Осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установление различных способов контакта. Предметы с различными поверхностями – мягкими и жёсткими, холодными и тёплыми и т.д. 7. Приветствие.
Работа у интерактивной доски (ИД) – кто вверху, а кто внизу.
Упражнение (ИД) – Поможем пчёлке Майе расставить баночки с мёдом по полкам.
П/и «Выше ножки от земли».
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи слова верх – низ.
Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. Интерактивная доска и к ней - изображение дерева, птиц и животных; дома – кошки и собаки; солнышко с облаками и травка с цветами; картинка пчёлки Майи или Лунтика и шкафа, баночек с мёдом или вареньем.
Изображение шкафа с полками и вырезанных картинок игрушек к нему – на каждого ребёнка. Картинка для раскрашивания и цветные карандаши на каждого ребёнка. Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» Автор – составитель: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. Ид-во: Весна- Дизайн. 2005 г. – 18 с. (картинки для раскрашивания)
8. Приветствие.
ИД – «Кто выше, кто ниже?».
ИД. «Поможем дяде Корнею и пауку Шнюку украсить полянку к празднику».
П/и «Выше ножки от земли»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи слова «выше – ниже». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. ИД. Изображение лестницы и детей, животных. Изображение полянки, паука Шнюка и червяка дяди Корнея, флажки, цветы, грибочки, подушки декоративные и гирлянды.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 9 Приветствие.
ИД – «Осенние листочки».
ИД. «Поможем гусеницам Пупсеню и Вупсеню разложить яблоки».
П/и «стань в круг, около стула»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи предлоги «в, около». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение дерева – клён, корзинок, лавочки, разноцветных кленовых листочков. Изображение гусениц – Пупсеня и Вупсеня, яблок двух цветов и корзинки или ваза для фруктов.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 10. Приветствие.
ИД – «Найди мальков в пруду».
ИД. «Мальки играют с пузырьками воздуха».
П/и «Возьми фишку»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи предлоги «на, под, над». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение пруда из мультфильма про Лунтика, мальков и пузырьков воздуха.
Фишки для подвижной игры.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 11 Приветствие.
ИД – «Где спрятались Мила и Кузя?».
ИД. «Поможем муравьям перенести груз».
П/и «Найди свой домик»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи предлоги «за, перед». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. изоражения пейзажей из мульфильма про Лунтика, божьей коровки Милы и кузнечика Кузи.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 12 Приветствие.
ИД – «Кто спрятался между?».
ИД. «Поможем Миле и Пчелёнку украсить полянку к празднику».
П/и «Встань между…»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи слово «между». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И,Д. изображение групп предметов (дома, деревья и т.д.), героев мультфильма про Лунтика. Изображение полянки, божьей коровки Милы и Пчелёнка.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 13 Приветствие.
ИД – «Поможем Лунтику найти спрятанных друзей».
ИД. «Проведём друзей по маршруту деды Шера».
П/и «Найди свой домик»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи изученные слова и предлоги. Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение пейзажей и героев из мультфильма про Лунтика. Лабиринт – карта.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 14 Приветствие.
ИД – «Поможем Лунтику найти спрятанных друзей».
ИД. «Проведём друзей по маршруту деды Шера».
П/и «Найди свой домик»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи изученные слова и предлоги. Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение пейзажей и героев из мультфильма про Лунтика. Лабиринт – карта.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 15 Приветствие.
ИД – «Что где?».
ИД. «Поможем бабе Капе развесить вещи».
Музыкальная игра - танец «буги - вуги»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи слова «право - лево». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение комнаты паука Шнюка и различных вещей (мебель, посуда, одежда и т.д). Изображение пчелы Бабы Капы и одежды. Верёвки, протянутой между ветвями дерева.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 16 Приветствие.
ИД – «Поможем муравьям рассортировать груз».
ИД. «Поможем Кузе и Лунтику построить башенки».
Игровое упражнение «На параде»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи слова «право - лево». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение полянки – дороги к муравейнику, палочек, кирпичей, муравьёв. Изображение берега реки (полянка) «камней», кузнечика Кузи и Лунтика.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 17 Приветствие.
ИД – «Составим сказку «Что случилось с Иваном- царевичем, после встречи с камнем – указателем?».
ИД. «Поможем малькам».
П/и «Пойди туда – не знаю куда и найди то, не знаю что»
Упражнение «Найди игрушку»
Упражнение «Расставь игрушки в шкафу»
Раскрась картинку.
Прощание. Обучать понимать и правильно использовать в речи слова «право - лево». Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. И.Д. Изображение сказочного камня – указателя.
Изображение пруда и мальков, лабиринта из мультфильма про Лунтика.
Изображение шкафа и вырезанные картинки игрушек или иных предметов для каждого ребёнка.
Картинки для раскрашивания, цветные карандаши для каждого ребёнка. 18 Приветствие.
ИД – «часть - целое».
ИД. «Поможем Пупсеню и Вупсеню починить игрушки».
П/и «Найди свою пару»
Упражнение «Найди такой –же»
Упражнение «сложи картинку»
Прощание. Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление. И.Д. изображение целых предметов и предметов, разрезанных на две части. Изображение гусениц Пупсеня и Вупсеня, игрушек разделённых на две, три части.
Карточки для поиска одинаковых предметов, разрезные картинки из 2-3 частей для каждого ребёнка. 19 Приветствие.
ИД – «часть - целое».
ИД. «Поможем Пупсеню и Вупсеню починить игрушки».
П/и «Найди свою пару»
Упражнение «Найди такой –же»
Упражнение «сложи картинку»
Прощание. Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление. И.Д. изображение целых предметов и предметов, разрезанных на 3-4 части. Изображение гусениц Пупсеня и Вупсеня, игрушек разделённых на 3-4 части.
Карточки для поиска одинаковых предметов, разрезные картинки из 3-4 частей для каждого ребёнка. 20 Приветствие.
ИД – «часть - целое».
ИД. «Поможем пауку Шнюку сложить картинку».
Зарядка Лунтика.
Упражнение «Найди отличие»
Упражнение «сложи картинку»
Прощание. Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление. И.Д. изображение целых предметов и предметов, разрезанных на 4 части по диагонали. Изображение паука Шнюка и картинок раздулённых на 4 части по диагонали.
Карточки для поиска различий, разрезные картинки из 4 частей ( разрез по диагонали) для каждого ребёнка. 21 Приветствие.
ИД – «часть - целое».
ИД. «Поможем пауку Шнюку сложить картинку».
Зарядка Лунтика.
Упражнение «Найди отличия»
Упражнение «сложи картинку»
Прощание. Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление. И.Д. изображение целых предметов и предметов, разрезанных на 4 неравные части под прямым углом. Изображение паука Шнюка и картинок разделённых на 4 неравные части под прямым углом.
Карточки для поиска различий, разрезные картинки из 4 частей (разрезанных под прямым углом, но на не равные части) для каждого ребёнка. 22-25 Занятия проводятся аналогично занятию № 21, но на более сложном материале (смотреть тематику занятий)
26-28 Приветствие.
ИД – Заполни шкаф посудой.
ИД – клеточка и её подружки.
Раскрасим картинку по клеточкам.
Игровое упражнение «На параде».
Нарисуй узор.
Графический диктант.
Развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. И.Д. Изображение посудного шкафа, различной посуды. Изображение клетки, сетки из клеточек, как в тетради.
Картинки с цифрами в клеточках для раскрашивания, тетрадный лист в клетку с начатым «узором» из линий и палочек для каждого ребёнка. Ожидаемый результат реализации программы: свободная ориентировка ребёнка в частях своего тела, в окружающем пространстве; грамотное использование предлогов и слов, обозначающих пространственное расположение предметов.
Методами и средствами оценки результативности программы являются следующие диагностические методики: показать части тела и т.д.; ответить на вопросы – «Кто где нарисован?»; складывание разрезных картинок; графический диктант.
Динамика развития:
За прошедший период с ________________ по ________________ , произошли следующие изменения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Рекомендовано:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Дата составления: ___________________________
Должность: _______________________________