Коррекционно-развивающая программа «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста.


Аннотация к программе «Любознайка»
В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию. При этом развитию эмоциональной сферы уделяют недостаточное внимание. Важно помнить только согласованное функционирование эмоциональной сферы и интеллекта могут обеспечить успешное выполнение всех видов деятельности детей.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дошкольники часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не вполне могут управлять своими переживаниями и чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Всё развитие и познание детей строится на основе игры - ведь игра - это основная деятельность детей, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих взаимоотношений.
Цель программы: развитие эмоционального мира и познавательных способностей.
Задачи:
Сформировать интерес к эмоциональным проявлениям сверстников. Расширить представления об эмоциях
Развивать познавательную активность в процессе взаимодействия
Развивать основные психические процессы
Восприятие
Внимание
Память
Понятийное мышление
Активную речь
Адресат: воспитанники 5-6 летнего возраста
Продолжительность курса: 15 часов

Ожидаемые результаты реализации программы
Итоговый результат:
увеличение процента воспитанников с оптимальным и достаточным уровнем познавательного развития
увеличение процента воспитанников, имеющих высокий уровень развития эмоциональной сферы
Промежуточный результат:
Увеличение познавательной активности и самостоятельности воспитанников во время НОД
Снижение показателей тревожности и синдрома хронической неуспешности у воспитанников
Сведения о практической апробации программы на базе МБУ д/с № 45 «Яблонька» г.о. Тольятти
Предлагаемая психолого-педагогическая программа была апробирована на протяжении 2012 года в экспериментальном режиме на воспитанниках МБДОУ. Общая выборка составила 28 человек. Отследить результативность проведенной работы позволяют выработанные критерии и индикаторы, представленные в программе.
Одним из критериев результативности внедряемых инноваций является совпадение проектируемых результатов с фактически полученными.
Описание и процедура проведения диагностики эмоциональной сферы дошкольников
Личностная активность, самостоятельность, независимость, уверенность в себе являются постоянными стимулами развития. Положительные эмоциональные установки по отношению к детскому саду, сверстникам, воспитателю, родителям способствуют гармоничному развитию личности ребенка.
Отбор показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние ребенка, необходимо проводить с ориентацией на относительно константные требования, которые предъявляются к психологическим особенностям ребенка, внутренними закономерностями его развития.
В предлагаемом диагностическом комплексе выделяются и анализируются такие значимые составляющие эмоционально-личностного развития ребенка, как:
уровень комфортности ребенка в детском саду и дома (цветовой тест Люшера);
уровень тревожности (Тэммл, Дорки, Амен);
уровень самооценки (С.Я. Якобсон, В.Г. Щур).
Использование цветового теста Люшера в комплексе методик позволяет выявить факторы, вызывающие напряжения у ребенка, эмоциональные установки дошкольников по отношению к родителям, сверстникам, педагогам. Эта информация составляет определенный контекст, влияющий на интерпретацию полученных результатов по другим методикам эмоционально-личностной направленности.
Важным критерием успешного развития ребенка является достаточно высокое умственное развитие. Для оценки этого параметра используется диагностический материал Е.А. Стребелевой.
Диагностическое обследование рекомендуется проводить дважды в год:
на момент поступления ребенка в группу (сентябрь-октябрь);
на момент выпуска из ДОУ (апрель-май).
Указанная частота и сроки проведения обследования позволяют проследить динамику, выявить ресурсы каждого ребенка, оценить эффективность проведенной работы.

Проектируемые результаты Фактические результаты
1. увеличение процента воспитанников с оптимальным и достаточным уровнем умственного развития 96% воспитанников имеют оптимальный уровень умственного развития
2. увеличение процента воспитанников 4-5 лет, имеющих оптимальный уровень тревожности
68% воспитанников
3. увеличение процента воспитанников, имеющих адекватную самооценку
65% воспитанников имеют завышенную самооценку, что объясняется возрастными особенностями развития
Проведенный анализ полученных данных позволяет констатировать позитивные изменения по основным показателям результативности программного курса.
Таким образом, зафиксированные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике, а, следовательно, об эффективности данной программы
2. Учебный план программы
Цель программы: обеспечить положительную динамику в развитии эмоционального мира и познавательных способностей
Категория участников: воспитанники старших групп (дети 5-6 лет)
Срок обучения: 15 часов
Режим НОД: 2 раза в неделю
№ п.пНазвание темы Всего часов Часы Форма контроля
теорет. практич. 1 Вводный блок, создание эмоционально -положительного отношения к общению и взаимодействию со взрослым. 0,30 0,10 0,20 Наблюдение за выполнением заданий
2 Основной блок
14,0 2,0 12,0 Анализ выполненных практических упражнений
3 Заключительный блок 0,30 0,10 0,20 Рефлексия
Итого 15,0 2,20 12,40 II. Учебный план программы «Любознайка» развитие познавательных способностей и эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
Цель программы: обеспечить позитивную динамику в развитии эмоциональной сферы и познавательных процессов, как индикатора качества усвоения образовательной программы.
Категория участников: воспитанники старших групп ДОУ
Срок обучения: 15 часов
Режим НОД: 2 раза в неделю № п/п Название темы Всего
часов Часы Форма контроля
теоретич. практич. I. Психолого-педагогический модуль
1. Вводный
Знакомство участников
«Я и другие» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
2. «Тропинка к моему Я» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
3. «Что нам осень подарила» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
4. «Осень, осень, в гости просим» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
5. «Осеннее приключение» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
6. «Разноцветные краски» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
7. «Какой я? Части тела» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
8. «Наши помощники»
«Знакомство с новым человечком -Ушастиком» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
9. «Наши помощники-Глазка» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
10. «Наши помощники-Вкусик» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
11. «Наши помощники-Ладошка»
0,30
часа 0,10
часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
12. «Наши помощники-Носик» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
13. «Зимние забавы» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
14. «Новогодние розыгрыши» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
15. «Путешествия по временам года» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
16. «Сказочное приключение» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
17. «Знатоки сказок»
0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
18. «Я сейчас и я потом» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
19. «Важная работа» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
20. «Когда мы станем взрослыми» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
21. «Я умею, я могу» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
22. «Моя семья» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
23. «Самый родной человек» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
24. «Сила и слабость» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
25.
«Это я, узнай меня» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
26. «Интересные истории» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
27. «Вежливые слова» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
28. «Узнай себя» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Анализ выполнения практических упражнений
29. «Успех» 0,30
часа 0,10 часа 0,20 часа Рефлексия своих чувств и эмоций
Итого 15 2 13 Оценка качества усвоения материалов