Активизация познавательной деятельности через организацию психологических коррекционно – развивающих занятий с учащимися с ОВЗ.


Активизация познавательной деятельности через организацию психологических коррекционно – развивающих занятий с учащимися с ОВЗ.
Характеристика детей с задержкой психического развития.
Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей.
Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития», относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости. Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключаться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение.
Временная задержка психического развития может возникнуть у ребенка по различным причинам:
-  патология беременности и родов у матери;
-  плохая наследственность;
-  перенесенные травмы, тяжелые заболевания (особенно в раннем возрасте);
-  недостатки социальной среды (дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, ухода за малышом, недополучение информации).
В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов у ребят к моменту поступления в школу не происходит формирование школьно-значимых функций. У них отличается:
-  крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений;
-  узок кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки;
-  эти дети не осознают себя учениками;
-  в поведении преобладает детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствию;
-  познавательные процессы не интересуют;
-  на уроках вялые, скучные или, наоборот, излишне беспокойные, не могут сосредоточиться на задании.
Особенностью психического развития детей с задержкой развития является недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, характерна низкая познавательная активность. Поэтому в своей педагогической деятельности я акцентирую внимание, в первую очередь, на развитие познавательных способностей детей.
Активизация школьников в процессе обучения.
Как считают учёные (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие личности может происходить только в процессе активной деятельности субъекта, становящейся личности. Развитием личности можно управлять. Средством управления является организация деятельности ребенка взрослыми, воспитателями, учителями. Чем младше ученик, тем значительнее его учебная деятельность и тем больше служит всё его обучение задачам воспитания.
Я считаю, что развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой и для учебной деятельности, и для умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Систематически вызывая активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойство личности.
Таким образом, активизация означает, с одной стороны, проявление активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры активности.
Активизация означает стимулирование обучающихся к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности является не только и не столько то, было ли его школьной оценкой «хорошо» или «удовлетворительно». Важно то, насколько в процессе обучения развито желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью.
Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных оценок, а общего развития личности. Этому способствует систематическое предоставление ребенку учебной работы, требующей оптимального умственного напряжения, которое предопределяет оптимизацию умственных сил и – что еще важнее – делает возможным ощущение успеха каждым учащимся. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни.
При активизации учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо наряду с созданием возможностей решения трудных задач, требующих умственного напряжения и стимулирующих умственное развитие, иметь в виду также возможности преодоления этих трудностей, уметь показать ученику его достижения, создать ощущение успеха, помогать сохранять его веру в себя.
Упражнения направленные на:1. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:
направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.
- Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.
- Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.
- Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
- Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
- Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:
проводятся на уроке в виде минуток отдыха.
- Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.
- Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.
- Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.
3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:
- Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).
- Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.
- Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.
4. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:
1) Развитие механической и произвольной памяти:
- Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.
- На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).
- Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).
- Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.
- Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.
2) Развитие слуховой памяти:
- Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.
- Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»).
5. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:
Развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» - память). Это можно использовать на уроке.
- Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.
- Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).
- Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).
- Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.
- Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.
6. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:
для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении.
Логические операции, осуществляемые на уровне представлений
- Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.
- Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу.
- Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков.
- Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.
Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий
- Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).
- Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).
- Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).
- Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).
- Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).
- Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.
7. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:
Кроссворды (по теме занятий);
8. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:
- Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.
- Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.
- Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).
Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками.