Модель кластерного подхода к организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей — инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой


Модель кластерного подхода к организации
психолого-медико-педагогического сопровождения детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой
В рамках четырехстороннего соглашения между Департаментом образования МО г. Новый Уренгой, ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница», ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойский психоневрологический диспансер», Управлением по труду и социальной защиты населения Администрации города Новый Уренгой в течение 10 лет организуется деятельность межведомственной территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (далее по тексту ТПМПК), обеспечивающей запросы родителей и педагогов на определение оптимального образовательного маршрута, создание благоприятных условий для развития детей (преимущественно детей с ОВЗ и детей- инвалидов).
Кластер – открытая образовательная система, в которой в результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур обеспечивается высокий уровень организационного объединения деятельности субъектов педагогического процесса.
Данная практика социального и межведомственного партнерства и взаимодействия ориентирована на внедрение кластерного подхода к организации психолого – медико – педагогических условий для детей с ОВЗ и детей - инвалидов в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой.
Достоинствами образовательного кластера являются непрерывность, преемственность, доступность, качество оказываемых образовательных и психолого-медико-педагогических услуг.
Центральное место в кластере «ТПМПК - ОО» - занимает ТПМПК, как координатор дифференцированной специальной и инклюзивной помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, что обеспечивает усиление коррекционной составляющей образовательной деятельности, развитие специальных условий. (приложение 1)
В образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой имеется в наличии полноценное ресурсное обеспечение данных практик: кадровое, экономическое, правовое, педагогическое, маркетинговое. (приложение 2)
В условиях кластерного подхода открываются перспективные возможности адресной коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, детей - инвалидов, их оптимальной социализации, развития коммуникативных навыков, профессиональной ориентации.
Область внедрения образовательной практики – коррекционная педагогика.
Кластер образовательная система, цель которой – подготовить ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида к самостоятельной жизни в обществе.
Определены стратегическая и тактическая цели практики:
- создание условий и эффективного механизма для поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, ориентированного на успех, через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития детей с ОВЗ, детей -инвалидов;
- разработка единых подходов к организации образовательной сферы в кластере.
Определены задачи:
- разработка нормативных документов (локальных актов), регламентирующих деятельность кластера;
- приведение в соответствие с требованиями Министерства образования и науки РФ адаптированных образовательных программ;
- маркетинговое обеспечение образовательной деятельности;
-разработка новых образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих интересы детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- осуществление поиска и внедрения новых форм организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов раннего возраста.
Сущность специфики и эффективность данной практики следует рассматривать через призму как отдельных составляющих (получение детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами своевременного качественного доступного образования и психолого-медико-педагогической помощи в ОО с учетом дифференциации имеющихся нарушений (отклонений) в их развитии, так и в целом (охват и качество коррекционно – реабилитационных образовательных услуг).
Возникновение данной практики является последствием преодоления затруднений, имеющихся в работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами: наличие сочетанных форм заболеваний (нарушений) в развитии детей; разработке коррекционно-развивающих программ по работе; организации специфических условий, материально-технического оснащения образовательных организаций.
Специализированный дифференцированный подход к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей - инвалидов оправдан:
- создаются специальные условия (структурируется пространство групп, классных комнат);
- используются специальные методы, технологии обучения;
-разрабатываются адаптированные образовательные программы, нацеленные на работу с конкретным видом нарушения в развитии (офтальмологические, опорно-двигательные, речевые и т.д.);
- расширяется спектр образовательных услуг по трудовому обучению, дополнительному образованию, профориентации;
- привлекаются и активно включаются в коррекционно-реабилитационный и образовательный процесс родители (родительские клубы, социальные акции, волонтерское движение).
Наиболее яркими и значимыми результатами реализации практики является: адекватная образовательная среда, социальная адаптация, профориентация, участие, победы детей с ОВЗ и детей - инвалидов в творческих конкурсах различных уровней (международные, всероссийские, региональные, муниципальные). Следует так же учесть, что консультативная работа специалистов ТПМПК не финансируется дополнительно (специалисты привлекаются к данной работе по мере необходимости в соответствии с приказом о деятельности ТПМПК).
Основные трудности и барьеры при реализации данной практики связаны с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, детей-инвалидов на этапе их выбора (согласия) с рекомендуемым коррекционно - образовательным маршрутом. Некоторые группы родителей («избегающие осознания проблемы в развитии собственных детей») требуется длительная консультативная помощь специалистов ТПМПК.
Внедрение кластерного подхода к созданию психолого-медико-педагогических условий для детей - инвалидов и детей с ОВЗ поддержано экономически и финансово, руководителями ДО, ОО, педагогами, родительской общественностью, социальными партнерами.
Конечным результатом внедрения практики является:
- оказание качественной образовательной и психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам в рамках кластера «ТПМПК -ОО»;
- разработка адресных, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- создание специальных условий для обучения и воспитания детей указанной категории с раннего дошкольного возраста; осуществление преемственности в работе ДОО, ОО;
- оказание методической помощи ОО по внедрению инклюзивной практики.
Перспективы дальнейшего развития данной практики мы видим в расширении межведомственного взаимодействия и социального партнерства (включение в коррекционно-реабилитационную практику МКУ СРЦ «Садко» Управления по труду и социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой; Центра помощи подросткам и молодежи Управления по работе с молодежью и общественностью Администрации г. Новый Уренгой).
Данный опыт может быть использован в работе других муниципальных образований, на территории которых действует ТПМПК и есть условия для оказания комплексной адресной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям – инвалидам.
Приложение 1
Модель кластерного подхода к организации
психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой
Департамент образования Администрации города новый Уренгой
ТПМПК


ФГУ
Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО

ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойский
Психоневрологический диспансер»
ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница»
Управление по труду и социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой


МАДОУ ДС КВ «Ручеёк»
(группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения и речи, группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов)

МАДОУ ДС КВ «Калинка»
(группы кратковременного пребывания для детей – инвалидов)
МБОУ С(К)ОШ №18
(слабослышащие, аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, и др. множественные тяжелые нарушения)
МБОУ СОШ №12
Центр дистанционного образования
(дети с нарушением ОДА, ДЦП, др.соматические нарушения)


Детские сады, школы
инклюзивное образование
Дошкольные образовательные организации
(группы компенсирующей и комбинированной направленности)

Приложение 2
Ресурсное обеспечение внедрения
модели кластерного подхода


кадровое (обеспечение узкими специалистами: учителя-логопеды, педагоги-психологи; учителя-дефектологи, социальные педагоги

правовое (обеспечение разработками нормативно-правовой базы, партнерские взаимоотношения)

экономическое (сфера образовательных услуг, удовлетворяющих запрос заказчиков)

педагогическое (совместное проектирование образовательной деятельности в рамках кластера)
маркетинговое (пропаганда передовых образовательных технологий)

Автор статьи:
Павкина Анжелика Яковлевна
Руководитель отдела практической психологии
Межшкольного методического Центра МАОУ ДО Эврика