Доклад по теме Развитие творческих способностей учащихся при изучении физики

Регистрационная форма
участника IX республиканской научно-методической конференции
«Подготовка лидеров завтрашнего дня: опыт и возможности»
(«НМК КНИТУ (КХТИ)2016»), г. Казань
Фамилия
Матвеева

Имя (полностью)
Светлана

Отчество (полностью)
Ивановна

Организация (полностью)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татрстан»

Сокр. название (если есть)
МБОУ «Высокогорская СОШ №2»

Должность
Учитель

Звание
Почетный работник общего образования.

Степень
нет

Адрес организации
(с почтовым индексом)
422701, РТ, Высокогорский район, с. Высокая Гора, ул. Полковая, д. 16.

Сайт организации
https://edu.tatar.ru/v_gora/sch2

Телефон служебный
(код)8(84365) 3-00-28

Факс
(код)

Электронная почта (рабочая)
Vsosh2@mail.ru

Адрес домашний
(с почтовым индексом)
422701РТ, Высокогорский район, с. Высокая Гора, ул. Юбилейная, д. 6, кв. 91.

Телефон домашний
89272411020

Электронная почта (домашняя)
SIMatveeva@mail.ru

Направление, в котором Вы
хотите представить доклад

Оптимизация модели профильного обучения естественно-научной направленности



Организация образовательной среды для развития компетенций самообразования школьников



Проектная деятельность – инструмент формирования ключевых компетенций учащихся



Социальное партнерство школы, родителей, ВУЗа, предприятий в ориентации школьников на инженерные специальности



Новые подходы к управлению процессом профессионального самоопределения школьников


да
Технологии развития одаренности в области инженерной деятельности



Другое

Участвовали ли Вы в
конференциях КНИТУ
+
Да



Нет



Планируемая форма доклада

Устное выступление.




+
Устное выступление и публикация.





Публикация без выступления.



Название доклада
Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике.

Количество страниц
5

ФИО соавторов
нет

Технические средства, необходимые при выступлении
нет

Количество экземпляров сборника
1


Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике.
Матвеева Светлана Ивановна ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), учитель физики.
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» (МБОУ «Высокогорская СОШ №2»)
Аннотация.
Знаменитому американскому изобретателю Томасу Эдисону принадлежат слова: «Величайшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Решение данной задачи во многом зависит от деятельности педагога. В связи с этим предлагаю некоторые методические приемы, способствующие развитию творческого потенциала учащихся. Перед учителем на этапе внедрения ФГОС ООО стоят следующие проблемы:
Как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики;
Какие могут быть подходы к организации учебного процесса развивающего типа на занятиях по физике;
Как диагностировать развитие ученика на уроках физики;
Как планировать и прогнозировать цели развития учащихся на уроках физики.
На решении некоторых из этих проблем – вопросов мы и остановимся.
Будущие успехи нашей страны во многом зависят от того, какими темпами и как будет возрастать интеллектуальный потенциал общества. В связи с этим, важное значение приобретает интеллектуальное развитие школьников в процессе их обучения разным дисциплинам, и физики в том числе, решение этой проблемы – одна из главных сторон подготовки подрастающего поколения к жизни и труду.
Цель педагогической деятельности – развитие творческой личности. Считаю, что в основе успешного развития личности лежит развитие творческих способностей.
Конечно, любой процесс овладения знаниями и методами их приобретения сопровождается умственным развитием. Но нетрудно понять, что если процесс развития умственных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты. Исходя из этого, я определила основные направления в развитии творческих способностей детей:
Развитие воображения.
Развитие качеств мышления, формирующих креативность.
Перед учителем на этапе внедрения ФГОС ООО стоят следующие проблемы:
Как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики;
Какие могут быть подходы к организации учебного процесса развивающего типа на занятиях по физике;
Как диагностировать развитие ученика на уроках физики;
Как планировать и прогнозировать цели развития учащихся на уроках физики.
На решении некоторых из этих проблем – вопросов мы и остановимся.
Приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в средней школе.
Эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы
в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.
Внеклассная деятельность.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры: «Что? Где? Когда?», КВН и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие все без исключения ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.
Олимпиады.
Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к физической олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от ученика знания таких разделов физики, которые в школе не изучаются. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.
Задачи.
Самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках физики я отвожу решению задач. При этом подбираю для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Уже начиная с седьмого класса, я привлекаю самих учеников к их составлению. Для развития творческих способностей предлагаю систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло? В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, эксперименталь-
ные и т.д., но не типичные, расчётные. Главное требование к задачам – быть привлекательными для учащихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях. На таком уроке дети работают на высоком эмоциональном подъёме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого ученика.
Презентации-проекты.
Часто учащиеся сами приносят электронные презентации об истории развития физики, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений физики в промышленность. Это мини-проекты. Они формируют умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Защита проектов проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Нестандартные уроки.
Для учащихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка. Большое воспитательное значение имеют уроки ознакомления с деятельностью выдающихся учёных – физиков и изобретателей, чья жизнь
является примером служения народу. Это может быть урок – конференция «Физики – нобелевские лауреаты»; «История развития паровых машин» и т. д.
Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся. Но и они дают хорошие результаты. Ребята выступают на районных физических олимпиадах, успешно сдают  ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в различных конкурсах и научно-исследовательских проектах. Думаю, это наглядное подтверждение того, что развитие творческого потенциала учащихся дает положительные результаты.
15