Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме круглого стола для учащихся 7-8 классов, их родителей по гражданско-правовой тематике: «Тебе 14, а это значит….»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛЕШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
242741 Брянская область Дубровский район с. Алешня ул.Школьная 6
телефон: 9-52-29 ОГРН – 1023201737393 ИНН/КПП 3210003275/321001001
____________________________________________________________________________________________


2016




Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме круглого стола для учащихся 7-8 классов, их родителей по гражданско-правовой тематике:
«Тебе 14, а это значит.»







Автор: Прудникова Марина Алексеевна
преподаватель общественных дисциплин
филиала МБОУ Сещинской СОШ
Алешинской ООШ Дубровского
района Брянской области
Разработка внеклассного мероприятия в форме круглого стола на тему:
«Тебе 14, а это значит.»
(Предлагается для учащихся 7-х- 8-х классов, их родителей, учителей)
Неслучайно в качестве воспитательного объекта выбраны те, кому исполнилось, либо вот-вот исполнится 14 лет.
Именно они более других склонны совершать девиантные или даже делинквентные поступки, так как в этом возрасте наблюдается значительное расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе и требованиями, предъявляемыми к нему обществом.
В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью. Но вследствие недостаточной социальной зрелости, он, как правило, ещё не готов к самоконтролю. Он умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.
Данное мероприятие призвано способствовать правовой грамотности 14 летних граждан, а также их родителей; формированию у детей позитивного отношения к соблюдению правовых норм; воспитанию правовой культуры.














Ведущий круглого стола:
Человеку 14 лет. Что изменится в его жизни? Ведь с одной стороны он ещё ребёнок, так как по международной Конвенции о правах ребёнка «каждое человеческое существо до достижения 18летнего возраста» не может считаться взрослым (кроме предусмотренных законом случаев). А с другой стороны: 14 лет- это не так уж и мало. В этом возрасте кажется, что до взрослой жизни остался 1 маленький шажок.
Что знают о своих правах 14-летние подростки, что знают их родители? Почему этот вопрос так важен сегодня?
Мы приглашаем сюда за этот круглый стол учащихся7-х- 8-х классов, их родителей, учителей, экспертов с тем, чтобы всем вместе разобраться в данной ситуации, чтобы предупредить очень серьёзные и неприятные последствия, которые могут наступить вследствие незнания своих прав и, особенно, обязанностей14-летними мальчиками и девочками.
Сейчас я хочу представить гостей нашего круглого стола. Они будут играть роль экспертов:
сотрудник районного отдела внутренних дел;
инспектор ГИБДД;
юрист районной администрации;
представитель службы занятости населения;
представитель отдела опеки и попечительства РОО
Но вначале я хочу, чтобы вы, ребята, в течение 3-5 минут обсудили в своих группах, какой вы представляете себе эмблему 14-летнего человека. В ней вы должны отразить самое важное, на ваш взгляд, новшество, приобретение, изменение в жизни вашего ровесника. Попытайтесь показать, что отличает его, например, от ребёнка 12-13 лет.
(Дети озвучивают свои варианты. Как правило, называют паспорт).
Ведущий круглого стола: паспорт- это бесспорно не единственное приобретение 14-летнего гражданина. Предлагаем родителям и детям небольшой тест, содержащий вопросы о правах и обязанностях подростка. Этот тест даётся специально дважды: в начале работы круглого стола и в конце встречи. Затем сравним результаты первого и второго тестирования. Если большинство ответов совпадёт, значит сюда пришли грамотные в правовом отношении родители и дети и нам останется только порадоваться за них. Если совпадений будет мало, значит, пришли сюда не напрасно, так как получили прочный запас знаний о правах и обязанностях 14- летних подростков.
(Дети и родители выполняют задания теста «Достигнув 14-летнего возраста, ребёнок может»)

Тест для родителей и детей: Достигнув 14-летнего возраста, ребёнок может:
Совершать любые сделки (распорядиться имуществом, продать его, подарить, обменять, заложить А)самостоятельно Б) с согласия родителей В) не может
Получив заработную плату, стипендию, иные доходы А)распоряжаться ими по своему усмотрению Б)тратить свои доходы только с согласия родителей В)не может распоряжаться доходами
Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими А) самостоятельно Б) только с участием родителей В)не может
Поступить на работу А) может самостоятельно Б) только с согласия одного из родителей В)не может
Обучаться вождению А) мотоциклом Б) автомобилем В)не может ни автомобилем, ни мотоциклом
Нести имущественную ответственность по совершённым сделкам А) в полном объёме Б) ответственность несут родители В)частично
Нести ответственность за причинённый вред А) в соответствии с ГК РФ Б) частично В)ответственность несут родители
Получить полную дееспособность А) вступив в брак Б)устроившись на работу В) не может
Работать по найму не более А) 40 часов в неделю Б)35 часов в неделю В)24 часов в неделю
Работать ежедневно, при совмещении работы с учёбой А) 2,5 часа Б) 3часа В)4 часа
Подлежать уголовной ответственности А) за любое уголовное преступление Б) за конкретный перечень у головных преступлений В) не подлежать
Получить политические права (голосовать на выборах, участвовать в референдумах, избираться и быть избранными в органы государственной власти) А) в полном объёме Б) частично В) не может
Вступать в брак А) без всяких ограничений Б) в виде исключения с учётом особых обстоятельств в соответствии с законами РФ В) не может
Осуществлять права автора произведения науки, литературы, искусства А) в полном объёме Б) частично В) не может
Получить водительские права А) беспрепятственно Б) с согласия родителей В) не может
Управлять при движении по дорогам А) автомобилем Б) мотоциклом В) велосипедом
Выбирать место жительства А) самостоятельно Б) с согласия родителей В) не может


Ведущий круглого стола: Итак, тест мы пока отложим в сторону и вернёмся к нему в конце встречи. Сейчас нас ждёт очень серьёзная работа. Нам предстоит познакомиться с содержанием важнейших юридических документов: кодексов, правил, законов и найти в них информацию, касающуюся вас, ребята. И, конечно же, взять её на вооружение.
Для эффективности работы мы разделимся на 5 групп.
I группа: специалисты по гражданскому праву IIгруппа: специалисты по уголовному праву IIIгруппа: специалисты по трудовому праву IV группа: специалисты семейному праву V группа: специалисты по правилам дорожного движения
Дети получают документы с указанием номеров статей кодексов, правил дорожного движения и законов (1гр. – ст26-27 ГК HA , 2гр – ст 20 п.2, ст 87,88,УКРФ,3гр- ст. 20, 92,94 ТУРФ, ст.5 закона «О занятости населения», 4гр - ст. 13 п.2, ст.62 п.3, ст 142 CК РФ, 5гр.- ст.21 п.4, ст. 24 п.1 ПДД)
Помните, что на основе представленных вами сведений, мы составим памятку «Дееспособность 14-летнего гражданина»Пока дети изучают предложенные им документы, родители выполняют задание на карточках, в которых зашифрованы правовые понятия и термины. Они необходимы для дальнейшей работы.
Задание на карточках для родителей
Назовите понятие:
Подросток или юноша в возрасте от 13 до 19 лет.
Добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Уголовно наказуемое противоправное виновное деяние.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, возникающие в полном объёме с 18 лет.
Ответы: 1-тинейджер, 2-брак, 3-эмансипация, 4-преступление, 5-дееспособность
Ведущий круглого стола: Работа в группах заканчивается, но прежде, чем мы заслушаем наших специалистов, давайте посмотрим, как справились с заданием родители. (На доске открываем зашифрованные термины и понятия; обязательно с комментариями)
Ведущий круглого стола: Спасибо родителям за помощь. А сейчас мы заслушаем специалистов в области гражданского права. Ребята, у вас очень трудная задача: объяснить всем нам, какими новыми правами наделяет Гражданский кодекс РФ 14-летних граждан.
Учащиеся I группы сообщают, что согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте 14 лет могут:
С письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей совершать любую сделку.
Самостоятельно распоряжаться своими доходами, зарплатой, стипендией и др.
Осуществлять авторские права на результаты своей интеллектуальной деятельности.
Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Совершать мелкие бытовые сделки.
Но при этом 14-летние граждане несут самостоятельную имущественную ответственность по совершённым ими сделкам, как и несут ответственность за причинённый ими вред.
Ведущий круглого стола: А возможно ли 14-летним гражданам получить полную дееспособность?
Мы знаем, что одним из оснований для обретения полной дееспособности несовершеннолетним может быть вступление в брак. Предоставляет ли такую возможность 14-летним подросткам Российское законодательство? Давайте спросим у специалистов по семейному праву.
Учащиеся IVгруппы сообщают: Согласно ст.13 Семейного кодекса РФ брачный возраст устанавливается с 18 лет, но при наличии уважительных причин, брак разрешается органами местного самоуправления с 16 лет, однако, в виде исключения, с учётом особых обстоятельств субъекты РФ могут своими законами разрешить вступление в брак с 14 лет. При этом наступает полная дееспособность.
Кроме того, мы узнали из Семейного кодекса РФ, достигшие возраста 14 лет,имеют право требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. Согласно ст. 141, ребёнок, достигший 14-летнего возраста, может требовать отмены усыновления.
Ведущий круглого стола: попросим наших экспертов прокомментировать выступление «специалистов» по гражданскому и семейному праву.
Выступление юриста районной администрации, представителя органа опеки и попечительства.
Ведущий круглого стола: Сейчас мы предлагаем для рассмотрения ситуацию, которая может случиться с любым из вас в повседневной жизни. На основе уже полученной информации попытайтесь дать её правовую оценку.
14 летний Ваня М. во время летних каникул работал по договору на стройке. Заработанные деньги (3,5 тыс .руб)он потратил на приобретение велосипеда, не спрашивая разрешения у родителей. Через неделю он обменял свой велосипед на сотовый телефон у 20-летнего Константина Р. Отец Вани М. потребовал у Константина велосипед сына. Не получив вещь обратно, обратился с иском в суд. Какое решение вынесет, на ваш взгляд, судья?
Дети в группах совещаются, высказывают своё мнение. Затем на экране появляется информация о правах и обязанностях 14-ле5тних граждан, предусмотренных ГК РФ и CК РФ.
Ведущий круглого стола: Очень важную информацию , на мой взгляд, представят специалисты по уголовному праву. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Сейчас мы узнаем, предусматривает ли Уголовный кодекс РФ ответственность для детей, достигших 14-летнего возраста.
Учащиеся II группы сообщают: работая с УК РФ, мы выяснили, что полная уголовная ответственность наступает с 16 лет, но, дорогие друзья, не надо радоваться, думая, что любое преступление сойдёт с рук, если тебе нет 16 лет.
Пункт 2 ст. 20 УК РФ гласит, что 14-летний гражданин подлежит уголовной ответственности за целый ряд преступлений. Среди которых есть и особо тяжкие: убийство, разбой ,грабёжи т.д.
Посмотрите на экран. Здесь представлен полный перечень преступлений, за которые ответственность наступает с 14 лет. (детям раздаётся перечень преступлений, за которые ответственность наступает с 14 лет)
Хотим также дополнить, что за совершение преступлении к подросткам применяются следующие виды наказаний (ст.88 УК РФ): штраф, лишение свободы, обязательные работы, исправительные работы, арест и лишение специальных прав.
Ведущий круглого стола: Попросим прокомментировать данную статью представителя ОВД. Он охарактеризует картину детской преступности в нашем районе, расскажет о тех последствиях, которые наступают для ребят, совершивших преступление в 14 лет, какие наказания их ожидают.
(Выступает сотрудник РОВД или инспектор по делам несовершеннолетних)
Для закрепления полученных знаний мы проанализируем ситуацию. Восьмиклассник Петя Л., которому только то исполнилось 14 лет, поспорил с друзьями, что сумеет сорвать занятия в школе в пятницу, так как в этот день должна состояться итоговая контрольная по алгебре. В случае выигрыша спора, друзья обязались выплатить ему 500 рублей. Петя, недолго думая, позвонил в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба и готовится теракт.
Предположите, каковы были последствия этого спора с юридической точки зрения.
Ведущий круглого стола: Вот ещё одна актуальная проблема. Каждому подростку хочется иметь деньги на карманные расходы. У 14-летних детей постоянно растут запросы, денег, которые дают родители, как правило, не хватает. Многие подростки просто мечтают их самостоятельно заработать. Предоставляет ли закон им такую возможность?
Учащиеся IIIгруппы сообщают: Ребятам, достигшим 14 лет и желающим заработать самостоятельно деньги, не надо отчаиваться, так как ст. 5 закона «О занятости населения РФ» гласит: « одно из направлений государственной политики в области содействия занятости населения направлено на осуществление мероприятий, способствующих занятости несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет».
Согласно ст.20 ТК РФ «несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут заключать трудовые договоры с работодателями, но с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей)». Важно, что для таких работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени (ст.92 не более 24 часов в неделю). Работать в таком режиме дети могут во время каникул. Есть и другой вариант. Можно совмещать работу с учёбой в школе., в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с работой. Но в этом случае ст. 94 ТК РФ устанавливает, что продолжительность ежедневной работы не может превышать 2,5 час.
Ведущий круглого стола: Спасибо ребятам за исчерпывающую информацию. Попросим нашего эксперта- представителя районной службы занятости объяснить ребятам, где, на каких условиях они могут устроиться на работу в летний период, а также и в учебное время.
(Выступает представитель районной службы занятости. Родители и дети могут задавать вопросы. Информация о трудовых правах подростков отображается на экране).
Ведущий круглого стола: Предлагаем проанализировать с правовой точки зрения следующую ситуацию. Во время летних каникул14-летний Саша Б. и 16-летний Денис А. решили устроиться подсобными рабочими в магазин. В отделе кадров им объяснили, что официально их оформлять не будут. Рабочий день начинается с 9 утра.; с 12.30 до 14.00 – обеденный перерыв; рабочий день заканчивается в 17.00. Какой ответ , на ваш взгляд, должны дать ребята?
(Разбор ситуации. Заключение эксперта)
Ведущий круглого стола: А теперь переходим к очень больной для многих 14-летних подростков теме. В этом возрасте так хочется, чтобы твои сверстники увидели тебя за рулём автомобиля или мотоцикла. Какие возможности есть сегодня у тех, кому исполнилось 14 лет, нам пояснят специалисты по правилам дорожного движения.
Учащиеся V группы сообщают: внимательно изучив правила дорожного движения, мы пришли к выводу, что порадовать вас нечем. 14-летний гражданин всё же не может стать полноправным участником движения на дороге в качестве водителя. Однако, он может обучаться вождению на мотоцикле (ст.21 п 4), управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада. Бытует мнение, что с 14 лет можно управлять мопедом. Не верьте -это миф (ст.24п.1). Управление мопедом допускается с 16 лет.
Ведущий круглого стола: Прокомментировать данную информацию попросим представителя ГИБДД, который также познакомит с картиной правонарушений на дорогах в нашем районе, совершёнными несовершеннолетними. (Выступление инспектора ГИБДД)
Ведущий круглого стола: Сейчас мы рассмотрим последнюю на сегодняшний день правовую ситуацию и попробуем дать ей оценку.
В день своего 14-летия Серёжа Т. Получил подарок, о котором мечтал (новенький блестящий, ещё пахнущий заводской краской, мотоцикл) Так как некоторые навыки вождения он уже имел, то пригласил своего друга Павла А. прокатиться с ним до районного центра. Каков был результат поездки, на ваш взгляд?
(Разбор ситуации. Заключение эксперта)
Ведущий круглого стола: Вот и подошла к концу работа круглого стола. Для того, чтобы узнать, насколько она была результативна, мы все вместе ещё раз ответим на вопросы теста.
(Вопросы с вариантами ответов появляются на экране, все присутствующие сравнивают правильные ответы с теми, которые они давали в начале встречи)
Несомненно, эта встреча оказалась очень полезной, как для детей, так и для их родителей, которые, к сожалению, очень часто просто не желают знать, что у их детей есть права. Каждому присутствующему здесь 14-летнему гражданину мы вручаем специальную памятку «Дееспособность человека в 14 лет».
Пусть она станет ориентиром, как для детей, так и для их родителей. Мы благодарим всех гостей и участников. До новых встреч!





Памятка
«Дееспособность человека в 14 лет»
Четырнадцатилетний гражданин:
- даёт письменное согласие для выхода из гражданства РФ с родителям ; - может выбирать себе место жительства (с согласия родителей) ; - вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки ; – вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; – осуществляет права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности; – вносит вклады в кредитные учреждения и распоряжается ими; – может поступить на работу. Допускается лёгкий труд (не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей ; – имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе; – может вступить в брак в соответствии с законом субъекта федерации в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность); – вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке ; – может обучаться вождению мотоцикла ; – имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам; – может вступать в молодёжные общественные объединения; – подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления ; – подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.





Литература и источники
ГК РФ
УК РФ
Закон РФ «О занятости населения в РФ» от19. 04. 1991 в редакции федеральных законов
ТК РФ
СК РФ
Правила дорожного движения. Москва .2011
Доминова П.С. Методическое пособие к учебнику Я.В. Соколова, А.С. Прутченкова «Граждановедение» М., «Дрофа» 1999
Международная конвенция о правах ребёнка.