Программа элективного курса по страноведению “Welcome to Great Britain and USA» (в рамках подготовки к ЕНТ)


Майбородина Ирина Михайловна,
учитель английского языка
средней школы №5
г.Костаная
Программа элективного курса по страноведению
“Welcome to Great Britain and USA» (в рамках подготовки к ЕНТ»

Пояснительная записка
Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку предусматривает «развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке». Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми. Ее цель – установить взаимоотношения.
Направленность данного курса несет личностно-ориентированный характер. Учащиеся являются главными участниками процесса обучения, проявляя свои интересы, удовлетворяя свои потребности, развивая и реализуя индивидуальные особенности посредством коммуникации с другими участниками учебного процесса, а также посредством аудио и видеоматериала, материала художественной литературы, используемых на занятиях.
Иностранный язык имеет широкие возможности для развития социокультурной компетенции, предполагающей знание норм и правил поведения страны, в которой находиться гражданин. Это помогает нам узнать мотивы поведения людей, в некоторых случаях предсказать их поведение, установить полноценные взаимоотношения в группе. Уровень адаптации в иноязычном обществе зависит не только от знаний языка, но и от знания социокультурных особенностей этого государства. Достижение данной цели обуславливает целесообразность проведения занятий, тематикой которого является изучение страноведения и культурологи страны, изучаемого языка.
Программа элективного курса по страноведению «Welcome to Great Britain and USA» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы для изучения страноведческого материала в рамках подготовки к ЕНТ. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 занятия. Каждое занятие имеет свое название, подчиненнное общей тематике курса - изучение страноведческого материала и культурологии Великобритании . Программа данного кружка построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география.
Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о стране изучаемого языка, её истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендован учащимся не только гуманитарного профиля, но и всем, кто хочет стать всесторонне развитой личностью.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Для того чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова и грамматику, надо ещё и знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать её – тогда и языком будет овладеть легче.
Государство, расположенное на острове Британия, образовалось в результате сложного взаимодействия разных племён и народов, которые постепенно прибывали с континента Европы, порой вытесняли друг друга, а порой смешивались и взаимно обогащали. После образования государства Англии под властью короля, страна пострадала от многочисленных сложных перипетий, происходящих в ходе кровавой и беспощадной борьбы за власть. И всё - таки в результате образовалась одна из цивилизованнейших и гуманнейших стран мира…
Основной целью курса является формирование коммуникативной компетенции и её составляющих: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной компетенций.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; (Именно данное качество обеспечивает мобильность человека в обществе, может стать гарантом успеха и социальной защищённости).
Содержание страноведческого курса позволяет:
-учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
-учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык- информатика, английский язык-литература) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно - познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Формы обучения ориентированы на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения элективного курса по страноведению:
Языковая компетенция.
Графика и орфография. Написание новой лексики по тематике профиля.
Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.
Лексическая сторона речи. Дополнительно к продуктивному лексическому минимуму в объёме основной школы (1000 лексических единиц), 450 – 500 лексических единиц, обслуживающих новые ситуации общения в рамках отобранных тем и особенностей выбранного профиля. Идиоматические выражения, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи. Косвенная речь. Согласование времён. Неличные формы глаголов. Наклонение глаголов. Глагольные формы в страдательном залоге в сложных временах.
Предметное содержание речи. Великобритания (география, политическая жизнь, экономика, флора и фауна), города, их культурные особенности и достопримечательности. Спорт. Вклад страны в мировую культуру и науку. Основные вехи истории развития страны. Путешествия. Походы и экскурсии. Заграничные поездки.
Речевая компетенция.
Говорение. Все виды монолога на основе тематики и лексики в ситуациях формального и неформального общения в культурной и учебно-профессиональной сферах. Полилог в форме дискуссии и деловой беседы с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления (в связи с увиденным / прочитанным). Представление результатов выполнения проекта. Представление социокультурного портрета страны изучаемого языка. Оценка или характеристика событий, фактов современной жизни в стране изучаемого языка.
Аудирование. Понимание основного содержания аутентичных высказываний в ситуациях профессионального общения; извлечение выборочной информации из аудио / видео текстов страноведческого характера в пределах отобранной тематики; вычленение значимой информации из звучащих текстов в рамках выбранного профиля.
Чтение аутентичных текстов различных жанров с использованием различных стратегий / видов чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового, изучающего). Элементарный лингвистический анализ текста (нахождение лексико-грамматических явлений с целью определения их функций).
Перевод профессионально ориентированных текстов с иностранного языка на родной.
Письмо. Изложение полученных сведений о стране в форме тезисов (устного / письменного сообщения), в том числе на основе выписок из текста. Составление конспекта, реферата, аннотации текста, характеристики литературных героев / исторических личностей и событий на основе прочитанного текста в рамках выбранного профиля.
Социокультурная компетенция. Социокультурный портрет страны изучаемого языка. Знаменитые общественные деятели, учёные, писатели, художники. Их вклад в развитие национальной и мировой культуры.
Конечным продуктом самостоятельной деятельности может стать портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (рефератов, докладов, презентаций иллюстративного материала с комментарием на английском языке для итоговых занятий и научно-практической конференции учащихся).
Контрольные материалы адекватны условиям обучения: тесты по усвоению лексики после каждой темы, защита проектов, индивидуальные и групповые сообщения, доклады по темам, рефераты.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования, лексико-грамматических навыков) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, проекта, составление коллажа. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения теста.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку. Данное пособие – незаменимый помощник учителей и учащихся 9-11 классов для контроля знаний и обучения предмету, эффективное средство при подготовке к комплексному тестированию так, как содержит тесты по английскому языку по теме «Страноведение», в которых учащиеся выбирают правильный на их взгляд ответ, а также задания на дефиницию некоторых понятий из жизненных реалий США и Великобритании. Содержание заданий тестов полностью соответствует стандарту образования. Каждое задание имеет пять вариантов ответов. Задание имеет единственный верный ответ. Правильность вариантов ответов не является спорным. Констатирующие части вопроса и правильного ответа тестового задания не допускают неоднозначных толкований. В каждом задании выдержан единый стиль представленных ответов. Данное методическое пособие предлагает образцы промежуточных и итоговых тестов по страноведению Великобритании и США. Пособие составлено по тематическому принципу и включает в себя тесты по выбору,
Данные тесты выполняют функцию тематического и итогового контроля и определяют степень усвоения учебного материала, а также выявляют пробелы для ее коррекции.
В данное пособие включены также 4 итоговых контрольных работы в двух вариантах, которые содержат ключевые вопросы по страноведению Великобритании и США.
Содержание программы:
Разделы:
Календарно-тематическое планирование
Разработки занятий
Аутентичные тексты
Дополнительный материал
Сборник тестов №1
Сборник тестов №2
Список использованной литературы
Презентации
Раздел 1. Календарно - тематическое планирование
№ Название темы Учебные задачи Иноязычная лексика Форма работы
1. «Welcome to Great Britain», «Путешествие по Великобритании» - ознакомить уч-ся с национальной символикой (флаг, герб, символ), историей страны Туманного Альбиона “Union Jack”, “Dieu et mon driot”, “John Bull”, flag, coat-of-arms, anthem, Celts, Romans. Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра
2. «Welcome to Great Britain», «Путешествие по Великобритании» - ознакомить уч-ся с национальной символикой (флаг, герб, символ), историей страны Туманного Альбиона “Union Jack”, “Dieu et mon driot”, “John Bull”, flag, coat-of-arms, anthem, Celts, Romans. Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра
3. Geographical Position.
«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», «The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland» - познакомить учащихся с географическим положением страны hills, cities, counties, rivers, lakes Работа в малых группах с картой (как попасть в страну, используя различные транспортные средства)
4. Geographical Position.
«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», «The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland» - познакомить учащихся с географическим положением страны hills, cities, counties, rivers, lakes Работа в малых группах с картой (как попасть в страну, используя различные транспортные средства)
5. «Political system of Great Britain», «Политическая система Великобритании» - познакомить учащихся с политической системой Великобритании British Parliament Презентация, работа в группах
6. «Political system of Great Britain», «Политическая система Великобритании» - познакомить учащихся с политической системой Великобритании British Parliament Презентация, работа в группах
7. «London», «Лондон». - познакомить учащихся с географическим положением столицы страны The Atlantic Ocean, Gulf Stream, coast, islands, rivers, mountains. Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра
8. A Trip to London
«Sightseeing of London». «Достопримечательности Лондона» - предоставить информацию о достопримечательностях Лондона, ознакомить с экскурсионной лексикой
- развить умение комментировать фотоматериал Museums, galleries, tourist bus, excursions, leaflets, guides. Презентация
Экскурсия по городу “Travelling in London”
9. A Trip to London
«Sightseeing of London». «Достопримечательности Лондона» - предоставить информацию о достопримечательностях Лондона, ознакомить с экскурсионной лексикой
- развить умение комментировать фотоматериал Museums, galleries, tourist bus, excursions, leaflets, guides. Презентация
Экскурсия по городу “Travelling in London”
10. «William Shakespeare», «Вильям Шекспир» - познакомить учащихся с английским писателем и его произведениями
- развивать умение выразительного чтения Hamlet, Othello, King Lear, comedies, tragedies, sonnets. Викторина
Чтение сонет (в русском варианте)
Просмотр отрывка из видео фильма
11. «Байрон», «Gordon Noel Byron»
- познакомить учащихся с английским писателем и его произведениями
- развивать умение выразительного чтения Child Harold Pilgrimage
Викторина
Чтение сонет (в русском варианте)
Просмотр отрывка из видео фильма
12. «Famous writers of Great Britain», «Знаменитые писатели Великобритании» -развить умение рассказывать о знаменитостях и выразить свое отношение к их произведениям Outstanding works, fame, talent, water-colors, masterpieces, D. Defoe, J. Turner, W. Shakespeare. Рассказ о знаменитых людях
Презентация
13. «National Holidays and Traditions of Great Britain», «Праздники и традиции Великобритании» -познакомить учащихся с национальными праздниками и традициями
- развить навыки ведения беседы за столом Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech, swan-upping, English breakfast, English tea, gardening. Просмотр видеоматериала
Чаепитие по- английски
14. «National Holidays and Traditions of Great Britain», «Праздники и традиции Великобритании» -познакомить учащихся с национальными праздниками и традициями
- развить навыки ведения беседы за столом Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech, swan-upping, English breakfast, English tea, gardening. Просмотр видеоматериала
Чаепитие по- английски
15. «The Royal family and it's members», «Королевская семья и ее члены» - развивать умение поиска информации в сети Интернет Royal family, British Parliament, Buckingham Palace, royal traditions, wealth, weddings. 16. «The Royal family and it's members», «Королевская семья и ее члены» - развивать умение поиска информации в сети Интернет Royal family, British Parliament, Buckingham Palace, royal traditions, wealth, weddings. Проект
17. Check up your knowledge - обобщение усвоенных знаний “Brain Ring”. Игра «Брейн Ринг»
18. Check up your knowledge - обобщение усвоенных знаний Тестирование
19. «The USA», «США» - познакомить учащихся с географическим положением страны Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра
20. «The USA», «США» - познакомить учащихся с географическим положением страны Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра
21. «Political system of the USA», «Политическая система США» - ознакомить уч-ся с национальной символикой (флаг, герб, символ), историей США the capital, coat of arms, hymn, political system, president, White House Доклад, беседа
Работа в группах
22. «Political system of the USA», «Политическая система США» - ознакомить уч-ся с национальной символикой (флаг, герб, символ), историей США the capital, coat of arms, hymn, political system, president, White House Доклад, беседа
Работа в группах
23. «Washington is the capital of the USA», «Вашингтон – столица США» -познакомить учащихся с достопримечательностями Вашингтона Washington Презентация
Экскурсия по городу
24. «Города США», «Cities of the USA» - ознакомить учащихся с городами Америки, названных по подобию городов Британии
- ознакомить с лексикой Американско-
английского языка
New England,
New York
New Mexico,
Vocation, cookie, truck, mailbox, railroad, French fries. Доклад, беседа
Работа в группах
25. «Города США», «Cities of the USA» - ознакомить учащихся с городами Америки, названных по подобию городов Британии
- ознакомить с лексикой американско-
английского языка
New England,
New York
New Mexico,
Vocation, cookie, truck, mailbox, railroad, French fries. Доклад, беседа
Работа в группах
26. «Famous writers of the USA», “Знаменитые американские писатели” - познакомить учащихся с американскими писателями и его произведениями
- развивать умение выразительного чтения Pamela Travers Charles Dickens Mark Twain Lewis Carroll Презентация
Рассказ о знаменитых людях
27. «Famous writers of the USA», “Знаменитые американские писатели” - познакомить учащихся с американскими писателями и его произведениями
- развивать умение выразительного чтения Pamela Travers Charles Dickens Mark Twain Lewis Carroll Презентация
Рассказ о знаменитых людях
28. «Праздники и традиции в США», «The national holidays, traditions in the United States of America». -познакомить учащихся с национальными праздниками и традициями США day of thanksgiving, turkey Презентация
29. «Праздники и традиции в США», «The national holidays, traditions in the United States of America». -познакомить учащихся с национальными праздниками и традициями США day of thanksgiving, turkey Презентация
30. «Система образования в англо-говорящих странах»,"The system of school education in English-speaking countries». -познакомить учащихся с системой образования в Великобритании и США enter, entrance, exam, elementary
curriculum, compulsory, comprehensive Доклад, беседа
Работа в группах
31. «Система образования в англо-говорящих странах»,"The system of school education in English-speaking countries». -познакомить учащихся с системой образования в Великобритании и США enter, entrance, exam, elementary
curriculum, compulsory, comprehensive Доклад, беседа
Работа в группах
32. Check up your knowledge - контроль и обобщение усвоенных знаний
Test Индивидуальная работа
Взаимопроверка
33. Check up your knowledge - контроль и обобщение усвоенных знаний
Test Индивидуальная работа
Взаимопроверка
34. Итоговое занятие. - контроль и обобщение усвоенных знаний
Test Индивидуальная работа
Взаимопроверка