План-конспект информационной беседы по теме: «Толерантная личность. Быть принятым другими – не значит быть как все».


ПЛАН-КОНСПЕКТ
Информационная беседа: «Толерантная личность. Быть принятым другими – не значит быть как все».
Цели:
а) образовательные: создать условия для раскрытия более глубокого раскрытия понятий «толерантность» и «толерантная личность».
б) воспитательные: способствовать формированию у обучающихся основ нравственного поведения; воспитывать положительное отношение обучающихся к себе и к окружающим, желание и умение прощать. в) развивающие: способствовать повышению уровня познавательной активности суворовцев путем развития умений формулировать и высказывать своё мнение и уважать мнение других.
Тип занятия: тематический классный час.
Методы: коммуникативно-практический, игровой, наглядный.
Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ноутбук, раздаточный материал.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Руководитель мероприятия: воспитатель учебного курса Аханова Екатерина Сергеевна.
Вступительная часть – 3 минуты
(слайд 1)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», - сказал французский математик, философ, литератор Блез Паскаль. Ребята, подумайте, с каким ударением произнесли бы вы эту же цитату (отвечают два суворовца). Вот видите, все мы произнесли эту цитату по-разному. Как вы думаете, что двигало каждым из нас? Конечно, вы все абсолютно правы в своих высказываниях. Обратите внимание, что мы выслушали друг друга, возможно, при этом оставаясь при своём мнении. Итак, тема нашего классного часа сегодня «Толерантная личность. Быть принятым другими – не значит быть как все».
Основная часть – 39 минут
(слайд 2)
Толерантность в переводе с латинского слова обозначает способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
(слайд 3)
Толерантность как терпимость – это способность и умение терпеть и быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных странах и на разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
(слайд 4)
Так, на испанском языке толерантность – это способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
В английском языке толерантность трактуется как готовность быть терпимым, снисходительным.
На арабском языке толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение.
На китайском языке толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
(слайд 5)
Мы все живём в обществе. Вокруг нас тысячи людей. Каждый день мы встречаемся с новыми, незнакомыми лицами. Мы не задумываемся, что каждый из них уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, одевается по-разному, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое и уникальное.
(слайд 6)
В своём широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек (толерантная личность) уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Прелесть современного мира именно в его многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.
(слайд 7)
Среди факторов, мешающих развитию толерантности: религиозный экстремизм, ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключённых, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоёв общества.Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятной актуальность проблем толерантности, поэтому их решению уделяется пристальное внимание.
(слайд 8)
Главным шагом в развитии было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности», которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов, мероприятий, на которых поднимались именно проблемы интолерантности общества. Итак, 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
(слайд 9)
Игра-эксперимент.
Уважаемые ребята! Для участия в этом эксперименте вам необходимо поделиться на две группы. Каждой группе будут предложены портреты, ваша задача – составить характеристику личности. (Портреты – 2 копии, но суворовцы об этом не знают, первой группе представить, что это добрый человек, второй группе – злой человек). В этом вам помогут карточки, на которых записаны личностные качества человека.
Качества: терпимость, бессердечность, конфликтность, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть.После того, как ребята выполнили работу, они начинают по очереди рассказывать о человеке, которого они охарактеризовали.
Рефлексия:
Какого человека можно назвать толерантным?
Помогла ли вам первоначальная характеристика в выборе личностных качеств?
После рефлексии суворовцы показывают друг другу портреты, совместно подводят итог.
(слайд 10-11)
Практическое упражнение «Правила толерантного общения».
Для того чтобы взаимодействие людей было толерантным, в первую очередь, необходимо соответствовать толерантной модели общения. Сейчас я попрошу вас перечислить все правила этикета общения (1 группа – слушающего, 2 группа – говорящего собеседника).
Рефлексия: обсуждение проблемных ситуаций в общении.
(слайд 12)
Творческая работа «Поляна толерантности».
Суворовцы на листочках бумаги в форме ромашки пишут, что надо сделать, чтобы коллектив взвода и роты стал толерантным в отношении друг друга, ромашки наклеиваются на заранее подготовленный плакат с изображением поляны.
Посмотрите на нашу поляну! Только что она была одинокой, но наши добрые намерения в виде цветов оживили её.
(слайд 13)
Как сказал английский драматург Бернард Шоу, «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Ведь быть принятым другими – не значит быть как все.
(слайд 14)
А что значит, жить как люди?! Наверное, быть толерантными и придерживаться жизненной позиции, как сказал один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века Франсуа-Мари Аруэ Вольтер, «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».
Заключительная часть – 3 минуты
(слайд 15)
Итак, ребята. Сегодня мы с вами поговорили о таком высоконравственном понятии, как «толерантность». Скажите, пожалуйста, какие качества присущи толерантной личности? Каково преимущество толерантного общения? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его чувства, переживания?

Использованная литература:
Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
Использованные интернет-источники:
1. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27001 http://festival.1september.ru/articles/501446/ http://potomy.ru/school/2076.html