Конспект занятия внеурочной деятельности Формирование гражданской идентичности средствами музыкальной выразительности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект внеурочного занятия для обучающихся 5 -х классов по теме:
«Формирование гражданской идентичности средствами музыкальной ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?»

Составила учитель музыки Скрипко В.П.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Воспитание патриотизма на уроках музыки и во внеурочной деятельности через эмоционально – чувственное переживание произведений музыки и литературы, использование различных видов деятельности, знакомство с произведениями патриотической направленности.
Задачи: 1. Разработать модель формирования гражданской идентичности обучающихся, реализуемую в рамках направлений деятельности педагога. 2. Выстроить воспитательную систему на уроке, обеспечивающую максимальную самореализацию каждого обучающегося.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Чтец: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,-
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
ТЕрпел пораженье любое!
Россия, россия, россия,-
Мы в горе и счастье - с тобою!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
- «а чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная , - одна!
(в. гУДИМОВ)
У нас в гостях присутствует победитель городского конкурса патриотической песни «Песни, рождённые сердцем», Кристина савенкова.
Исполняется песня Д. Колесникова «РОССИЯ»
УЧИТЕЛЬ: ребята, мы не случайно начали своё занятие со стихотворения «россия» и с одноимённой песни. Ведь говорить мы будем сегодня о нашей Родине, об её истории, о нашей принадлежности к этому великому государству. оБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛОВО, КОТОРОЕ НАПИСАНО НА ДОСКЕ: «ПАТРИОТИЗМ». кАК ВЫ МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА?
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: пАТРИОТИЗМ – ЭТО ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ рОДИНЕ, гордость за неё, ГОТОВНОСТЬ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ .уЧИТЕЛЬ: Тема Родины во все времена была главной и в истории, и в литературе, и в музыке. Много произведений посвятили авторы своей земле, раскрыли тему любви к Родине, её прошлому и настоящему. И все они вызывают определённые чувства и эмоции, не оставляя при этом никого равнодушными. Одна из таких песен- «динь – Дон», которую мы с вами сегодня и разучим. (разучивание песни).
Учитель: Найдите в тексте слова , которые рассказывают о тяжёлой судьбе русского народа. ( «многострадальная земля», «Здесь люди сильные да терпеливые, с пречистой матушкой на образах»). Много испытаний выпало на долю нашего народа. И всегда он выходил с честью из самых трудных ситуаций. Вспомните, пожалуйста, самые сложные события, произошедшие 76 лет назад.
Ответ: Великая Отечественная война.
чТЕЦ: кАЖДЫЙ ГОД В НАЧАЛЕ МАЯ МЫ ПРО ПОДВИГ ВСПОМИНАЕМ
нАШИХ ДЕДОВ И ОТЦОВ – ВСЕХ ГЕРОЕВ – ХРАБРЕЦОВ.
чТО ФАШИСТОВ ПОБЕДИЛИ, ДОМ НАШ ОБЩИЙ ЗАЩИТИЛИ,
и ЗА рОДИНУ СВОЮ жИЗНИ ОТДАЛИ В БОЮ.
нАШ НАРОД – ВЕЛИКИЙ ВОИН, СЛАВЫ ПРЕДКОВ БУДЬ ДОСТОИН!
Учитель: Каким вы представляете себе образ Воина – победителя?
Ответ: Мужественные, сильные, отважные.
Учитель : С КАЖДЫМ ГОДОМ СТАНОВИТСЯ ВСЁ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ УЧАСТНИКОВ ЭТОЙ ВОЙНЫ. И вот уже мы видим пожилых, убелённых сединами ветеранов, вспоминающих своё боевое прошлое.
(Звучит песня В. Мигули «Ты же выжил, солдат»)
Учитель: Я хочу обратиться к словам, которые являются основными в нашем занятии : «Кто, если не мы?» Объясните, пожалуйста, каков смысл вложен в эту фразу?
Ответ: Мы должны не забывать о подвиге наших дедов, чтить память о них.
Учитель: Приведите пример дани уважения к ветеранам, участникам войны
ответ: Акция «Бессмертный полк».
слово предоставляется Ане хрусталёвой. Она расскажет о своём дедушке, ветеране ВОВ.
чТЕЦ: в СЕРДЦАХ И ПАМЯТИ ЖИВЫЕ, И ПОДВИГ ВАШ НЕПОВТОРИМ.
пРОШЛИ ПУТЯМИ БОЕВЫМИ ВОЙНЫ БЫЛОЙ БОГАТЫРИ.
в БОЯХ ДРАЛИСЬ НЕ РАДИ СЛАВЫ, А ПО – ГВАРДЕЙСКИ – В ПОЛНЫЙ РОСТ,
РАСКОЛОШМАТИЛИ ПО ПРАВУ ТЕХ, КТО ОРАЛИ: «ДРАНГ НАХ ОСТ».
и В ДЕНЬ пОБЕДЫ ВЕТЕРАНЫ ШАГАЮТ - ГЛАЗ НЕ ОТВЕСТИ,
иДУТ, СТАРАЯСЬ СПРЯТАТЬ РАНЫ. ЧТОБ ОБЩИЙ СТРОЙ НЕ ПОДВЕСТИ.
а НА МЕДАЛЯХ ВСЁ ЧЕКАННО: мОСКВА, ОДЕССА, СТАЛИНГРАД.
и В ЭТОТ ДЕНЬ, ТАКОЙ ЖЕЛАННЫЙ, СВОИХ ДРУЗЕЙ ПОМЯНЕМ, БРАТ!
(Исполняется песня «Прадедушка».)
На мемориальной доске в нашей школе выбиты имена двоих наших парней: Саши Баннова и анатолия Авилова. Эти ребята в разное время принимали участие в боевых действиях в Афганистане и Чечне и погибли там, защищая мирное население. горько вспоминать о том, что эти конфликты унесли жизни многих наших парней. И в память о них была написана песня, которую мы с вами сегодня послушаем. Автор её – музыкант и певец Ярослав Сумишевский. Называется она «Облаком по небу».
( Звучит песня «ОБЛАКОМ ПО НЕБУ»)
Учитель: вы – поколение 21 века, века информационных технологий, КОМПЬЮТЕРОВ, БЕЗ КОТОРЫХ МЫ УЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
ВОПРОС: А КАКИЕ ВЫ, дети 21 века?
Ответы обучающихся: Бытует мнение, ЧТО ДЕТЯМ СТАНОВИТСЯ БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ЧТО ОНИ ЖИВУТ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ, И ИМ СОВЕРШЕННО всё равно, ЧТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ. нО ЭТО НЕ ТАК. пРИМЕРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, Ч ТО В АКЦИИ «бЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК, ЧТО ЮНОШИ И ДЕВУШКИ ДЕЛАЮТ ОТКРЫТИЯ В НАУКЕ НАРАВНЕ СО СТАРШИМИ, МИЛЛИОНЫ ТАЛАНТЛИВЫХ РЕБЯТ ЗАНИМАЮТСЯ РАЗРАБОТКАМИ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Учитель: И снова мы возаращаемся к вопросу «Кто, если не мы?»
оТВЕТОМ НА ЭТОТ ВОПРОС И БУДЕТ ПЕСНЯ «сОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ».
Наша встреча подошла к концу. Но я надеюсь, что музыка и стихи, услышанные и исполненные вами, оставили память в ваших сердцах. Спасибо!