МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС НОО, РЕАЛИЗУЕМАЯ В МКОУ «ДАЛМАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3».

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС НОО,
РЕАЛИЗУЕМАЯ В МКОУ «ДАЛМАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3».

Н.Н. Курочкина, заместитель директора по ВР
Т.М. Останина, учитель начальных классов
МКОУ «Далматовская средняя
общеобразовательная школа № 3»

Нормативно-правовой основой Модели организации внеурочной деятельности обучающихся в МКОУ «Далматовская СОШ №3» являются Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа НОО
реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Цель организации внеурочной деятельности в МКОУ «Далматовская СОШ №3»: создание условий для достижения учащимися необходимого социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи, решаемые при организации внеурочной деятельности :
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- организовать общественно-культурную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения дополнительного образования детей, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру разносторонней деятельности обучающихся.
Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы внеурочной деятельности:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории и практики.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности школой была выбрана и реализована базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности, которая включала:
Инновационная деятельность
Муниципальная пилотная площадка «Создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников через организацию внеурочной деятельности»

Учебный план образовательного учреждения
Часть плана, формируемая участниками образовательного процесса (школьный компонент)

Дополнительное образование школы
Кружки, секции

Дополнительное образование учреждений ДОД, культуры
Кружки, секции, конкурсы, соревнования

Группа продленного дня
Деятельность воспитателей ГПД по реализации программ внеурочной деятельности

Классное руководство
План воспитательной работы класса, реализация Программы воспитания и социализации

Иные педагогические работники
Реализация Программы воспитания и социализации. Воспитательные мероприятия, беседы и конкурсы.


Внеурочная деятельность организована по направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Предполагаемые формы организации внеурочной деятельности:
Направления
Формы организации

спортивно-оздоровительное
Работа спортивных секций.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физминуток.
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
Ведение курсов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».


духовно-нравственное
Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи.
Работа кружков.
Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, области.

социальное
Проведение субботников.
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».
Выставки рисунков, конкурсы рисунков.
Фестивали, акции.
Социальное проектирование.
Работа кружков.

общеинтеллектуальное
Работа кружков.
Исследовательская деятельность.
Предметные недели.
Библиотечные уроки.
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

общекультурное
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
Работа кружков.
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.



Виды внеурочной деятельности: игровая, проектно-познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, трудовая общественно-полезная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность.
Среди основных факторов, влияющих на результаты апробации модели организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:
Фактор риска
Пути разрешения

Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов
Привлечение специалистов дополнительного образования, ДЮСШ.


Дефицит учебно-методических пособий
Использование ресурсов Интернет-пространства

Недостаточна методическая подготовка педагогов
Проведение методических мероприятий на уровне школы, района, прохождение курсовой подготовки, в т.ч. дистанционно

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки
Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов.
С 2014 года введена оплата за реализацию программа внеурочной деятельности.


Кадровые ресурсы: педагоги школы, педагоги дополнительного образования МКОУ ДОД «Далматовский дом детского творчества», ДЮСШ, социальный педагог школы, педагог-психолог, классные руководители, классные руководители, воспитатели ГПД, библиотекари детской и школьной библиотек, специалисты краеведческого музея. Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через занятия, посещения кружков школы, объединения дополнительного образования школы и ДДТ, спортивной школы. Внесены изменения в Должностные инструкции учителя начальных классов, воспитателей ГПД, классных руководителей. 89% педагогов прошли курсы по ФГОС.
Формы внеурочной деятельности, реализуемые через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:
ДДТ-кружки « Лидер», « Батик», «Лидер», « Мягкие игрушки и сувениры», « Юный эколог», « Бумагопластика», « ИЗО»;
ДЮСШ - секции «ОФП», « Легкая атлетика», « Карате», « Баскетбол»;
Детский читальный зал - Клуб почемучек,
Краеведческий музей - экскурсии,
Культурно-досуговый Центр - массовые мероприятия.
Работа по организации внеурочной деятельности с учреждениями дополнительного образования детей ведется на основании договоров о сетевом взаимодействии.
Программы внеурочной деятельности, разработанные и реализуемые педагогами школы: « Разговор о правильном питании», «Земля-наш дом», « Школа общения», «Уроки Доктора Здоровья», « Азбука нравственности», «Я-исследователь» и др.
Научно-методическое обеспечение: научно-методическая поддержка при реализации внеурочной деятельности осуществляется с помощью ИРОСТ, РИМК, ППО учителей начальных классов, заместителей директоров по ВР, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
Опыт работы педагогов и школы распространяется на муниципальном и региональном уровне: 2013 год - ППО заместителей директоров по ВР, ТШО «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации НОО», 2014 год- межмуниципальный семинар « Духовно-нравственное воспитание в рамках социально-активного образовательного учреждения», где в том числе, был обобщен опыт работы школы по организации внеурочной деятельности.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет, игровая комната, комната психологической разгрузки, кабинет музыки, кабинет шахмат. Школа располагает двумя спортивными залами со спортивным оборудованием, актовый зал с музыкальной техникой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, в том числе, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеется 10 компьютеров с выходом в Интернет, 55% кабинетов начальных классов оснащены компьютерами, 27 % проекторами, 2 кабинета оборудованы интерактивными досками.

Планируемыми результатами внеурочной деятельности первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) являются: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; о правилах проведения исследования. По результатам мониторинга на этом уровне находятся 1% выпускников 4 класса.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. По результатам мониторинга на этом уровне находятся 43 % выпускников 4 класса.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. По результатам мониторинга на этом уровне находятся 56 % выпускников 4 класса.
Общий ожидаемый результат: повышение качества образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.
При изучении интересов обучающихся на вопрос « Чем нравится заниматься?» из предложенных ответов выбрали:
Общение в семье: во 2 классе-19%, в 4 классе-31%,
Помогать окружающим: во 2 классе-0%, в 4 классе-19%.
Использование ИКТ при проведении внеурочных мероприятий классными руководителями от 10 до 75%, педагогами дополнительного образования - до 100%. Зарегистрированы в системе Дневник.ru-100% классов. Принимают участие в творческих конкурсах 100% учащихся начальных классов.
100% учащихся охвачены дополнительным образованием. Внеурочная занятость учащихся составляет от 6 до 10 часов в неделю.
По результатам психолого - педагогической  диагностики на конец учебного года у выпускников 4 класса достигнуты следующие результаты развития УУД:
коммуникативные УУД-81%
личностные УУД-72%
общеучебные УУД-72%
Результаты анкетирования  показали, что 86% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, находить общий язык со сверстниками и с учителями. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот в чём смысл нашей внеурочной деятельности.
«Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности» А. Дистервег

Список литературы
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373


15