Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС


Муниципальное образовательное учреждение 
«Новоорловская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании педагогического совета «__»__________201__г.
протокол № __________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Новоорловская СОШ»
________________ Ц.И.Тудунова «________»_____________2012г.





Модель
организации внеурочной
деятельности обучающихся
в рамках внедрения ФГОС
Автор:
Лескова В.С., заместитель директора по УВР


Важной задачей является усиление
воспитательного потенциала школы,
обеспечение индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося
Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий обучающихся по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В настоящей модели представлено актуальное на сегодняшний день направление интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС. Модель опирается на сотрудничество школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и другими социальными межведомственными партнерами.
Модель «Школа - социокультурнообразовательный центр» представляет собой взаимодействие образовательных пространств деятельности обучающихся, предполагающую интеграцию учебного, внеучебного, дополнительного внутришкольного образования детей и дополнительного образования в системе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей посёлка: МУ «Центр культуры, спорта и молодежной политики» - спортивный комплекс «Тантал» и Центр досуга; МОУ ДОД «Новоорловский ДДТ»; МОУ ДОД «Детская школа искусств».
На протяжении ряда лет школа работает над проблемой формирование социально-адаптированной личности, способной реализовывать свой творческий потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Сегодня формируются новые формы отношений между образовательными учреждениями - образовательное партнёрство. Образовательное партнёрство мы понимаем как полилог абсолютно равноправных учреждений - партнёров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела - воспитания и образования.
Данная модель представляет организационное и содержательное единство основных структур школы и дополнительного образования как внутри школы, так и на уровне межведомственного взаимодействия УДОД.
Такая модель требует значительных усилий и высокопрофессиональной работы всех специалистов образовательных учреждений по динамичному осуществлению управления организационно-содержательной деятельностью всех видов направленностей с привлечением актива школьников и их родителей, по формированию видения организации целостного образовательного пространства, по поиску сторонников в сообществе педагогов, родителей, общественности, по установлению контактов с научно-педагогическими центрами региона.
При разработке модели мы опирались на исследования и рекомендации В. А. Караковского, А. М. Моисеева, Л. И.Новиковой, М. М. Поташника, Н. Л. Селивановой и других авторов.
Рассмотрим составные компоненты модели внеурочной деятельности:
1. Ценностно-целевой компонент модели.
Цель внеурочной деятельности в МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС - создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
Развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, стремление к поиску, формирование определенного опыта творческой деятельности, подготовка к будущей профессии.
Создание условий для развития единого образовательного пространства посредством вовлечения в него родителей, других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
Сближение урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.
Предоставление единой стартовой «площадки» для творческого развития каждого воспитанника.
Создание учебно-развивающей среды, закрепление и развитие у ребенка мотивации к заинтересовавшей его деятельности.
Основные концептуальные идеи:
Идея синергетического подхода – саморазвитие, самореализация, самоопределение, самоутверждение.
Идея гуманитарно-культурологического подхода – осуществление образования в контексте мировой, национальной культуры, расширения социокультурного опыта через целостное восприятие мира, через родной язык, особенности бытия, развития своего народа, его духовной и культурной сущности.
Идея открытости образовательной среды – все образовательные учреждения становятся культурно-педагогической средой для ребенка.
Идея личностно-деятельностного подхода – учет психофизиологических особенностей, самостоятельность постановки целей, включение личностного опыта ребенка, создание условий для развития ребенка при работе в группе.
Идея творчества – развитие способностей ребенка в приобретении личностных смыслов, которые необходимы для продвижения к цели.
Основными ценностями, реализуемыми во внеурочной деятельности являются:
сохранение и развитие индивидуальных ценностей ребенка;
ценности родного дома;
семьи;
ценности малой родины;
национальные и общечеловеческие ценности;
духовные и нравственные ценности.
Приоритетные ценности личности:
критический, творческий ум;
способность эффективно решать проблемы и принимать решения;
его ответственность за свои действия;
наличие в нем солидарности и толерантности.

2. Структурно- содержательный компонент модели
Структурная модель организации внеурочной деятельности имеет три ступени. Каждая ступень имеет свою специфику, задачи, формы реализации.
Первая ступень – самопознание.
Задачи:
Выявление и развитие способностей, склонностей и интересов детей.
Создание условий для пробуждения творческих способностей каждого ребенка.
Развитие позитивной мотивации, потребности в познании мира и ценности культуры.
Основная педагогическая технология – игра. Знания, умения, навыки учащихся отслеживаются путем тестирования, экспозиции творческих работ. Результат – выбор дальнейшего направления деятельности.
Вторая ступень – самоопределение.
Задачи:
Создание условий свободы выбора и развитие творческих способностей личности.
Усвоение ребенком определенных умений и навыков в выбранной деятельности.
Основная педагогическая технология – творческая и игровая деятельностей.
Результат окончательный выбор ребенком вида деятельности, самоопределение, развитие первоначальных профессиональных навыков. Успехи учащихся проверяются на различных конкурсах, олимпиадах, выставках.
Третья ступень – самореализация.
Задачи:
создание условий для освоения основ профессиональной деятельности.
усвоение ребенком профессиональных умений и навыков по выбранному виду деятельности.
Основная педагогическая технология – трудовая деятельность.
Результат – получение школьником опыта самостоятельного действия.
Внутренняя и внешняя среда образовательных учреждений должна превратиться в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретённых возможностей и способностей детей.
Модель определяет следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Именно образовательное партнёрство обеспечивает интеграцию данных видов внеурочной деятельности. В основе интеграции - образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться.

Модель интеграции образовательных учреждений
посёлка Новоорловск


















3. Организационно-управленческий компонент
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников:
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
- Аудиторных занятий не должно быть более 50%
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Взаимосвязь видов, направлений и форм внеурочной деятельности, а также взаимосвязь с образовательными учреждениями-партнёрами школы и их объединениями можно проследить в таблице:
Виды внеурочной деятельности
Направления
внеурочной
деятельности

Учреждения,
с которыми
сотрудничает школа
Учреждения, с которыми сотрудничает школа



«Новоорловский ДДТ»

Центр досуга
«Детская школа искусств»
Спортивный комплекс «Тантал»



Формы организации внеурочной деятельности

Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество,
социальное творчество, трудовая (производственная) деятельность,
спортивно-оздоровительная деятельность,
туристско-краеведческая деятельность
Спортивно-оздоровительное направление

- шахматный кружок «Белая ладья»



- секция по волейболу,
- секция по баскетболу,
- секция по теннису,
- секция по боксу


Духовно-нравственное
- «Экоклуб»





Социальное

- театральная студия «Маска»
- детская театральная студия «Звёздочка»,
- кукольный театр «Сказка»
- хоровое пение
- фольклорный ансамбль «Вечерины»
- хореографическая студия «Вояж»



Общеинтеллектуальное


- «Библиотечное дело»
- «Музейные истории»







Общекультурное
- мастерская «Стиль»,
- «Паутинка» - вязание,
- художественная студия «Радуга»,
- декоративная студия «Умелые ручки»,
- мастерская «Деревяшка»,
- «Бусинка» - бисероплетение

- художественная студия «Клякса»





Принципы организации внеурочной деятельности:
принцип субъективности;
принцип организации совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип мотивированности любых видов деятельности и форм работы;
принцип нравственного обогащения используемых видов и форм деятельности;
принцип учета возрастных особенностей при подборе видов деятельности, форм, методов, приемов воспитательной работы;
принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
принцип системности;
принцип целостности;
принцип непрерывности и преемственности процесса образования и воспитания;
принцип системно-деятельностного подхода;
принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных и социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детей разного уровня социализации.
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеется материально-техническая и информационно-методическая база:
Все кабинеты начальной школы оборудованы компьютерной техникой, во многих имеется теле- и видео-аппаратура.
Имеются два компьютерных класса, 2 интерактивные доски.
Имеется актовый зал для проведения мероприятий.
Имеются два спортивных зала.
Имеется спортивный инвентарь.
Имеется библиотека, читальный зал, медиатека.
Имеется пришкольный участок.
На территории школы имеется баскетбольная площадка и хоккейная коробка.
Имеются кабинеты службы сопровождения – кабинет логопеда, дефектолога, психолога, релаксации.

4. Аналитико-рефлексивный компонент.
Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Другими словами воспитательный эффект – это последствие воспитательного результата.
Все виды внеурочной деятельности учащихся строго ориентированы на воспитательные результаты.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Результаты внеурочной деятельности по ступеням модели
Первая ступень – самопознание
Вторая ступень - самоопределение
Третья ступень - самореализация

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах ОУ или УДОД. Представление результата может быть как на классном, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности. Представление результата (продукта) на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции.
Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Основные направления и вопросы мониторинга:
Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.





















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ШКОЛА

Производство



ДОУ

Ботанический сад г.Чита

Дополнительное образование

Музыкальная школа

ДДТ

Тантал
Центр досуга

Общественные организации

Совет молодежи

Ветераны

Центр инвалидов
«Забота»

Первая ступень самопознание


КДН
ИДН

ВУЗы
ЗабГУ

Центры «Дар» и «Ариадна»

Вторая ступень самоопределение

Третья ступень
самореализация

Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное


Виды внеурочной деятельности:
Игровая, познавательная
досугово-развлекательная,
художественное творчество, социальное творчество, трудовая,
Ссортивно-оздоровительная, Туристско-краеведческая

Формы внеурочной деятельности:
Кружок, студия, секция, клуб, объединение, факультатив,
научное общество, конференция, слет
игра, соревнование, турнир, встреча
концерт, спектакль,
экскурсия, культпоход, поход, субботник и.др

Получение школьником
опыта самостоятельного социального действия.

Приобретение школьником социальных
знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым
ценностям общества

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

сохранение и развитие индивидуальных ценностей ребенка;
ценности родного дома;
семьи;
ценности малой родины;
национальные и общечеловеческие ценности;
духовные и нравственные ценности.


ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ



Модель организации внеурочной деятельности
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»


Оценка результативности и эффективности внеурочной деятельности:
Мониторинг
Диагностирование



Заголовок 115