СтатьяРазвитие музыкально-театральных способностей дошкольников


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании дошкольников.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики
Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение.
Цель нашей работы: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства. Развитие информационно-познавательного, эмоционально - ценностного и опытно - деятельностностного компонентов этнокультурной воспитанности дошкольников.
Основные направления:
1.Театрально-игровое.
Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевое.
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры.
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем.
Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
создание эскизов и декораций;
репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком;
премьера спектакля; обсуждение его с детьми).
Мы используем следующие формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Во время работы над ролью мы используем:
составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
в работе над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
подготовку театрального костюма.
Правила драматизации:
1.Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
2.Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
3. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
4. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
5. Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Большое внимание мы уделяем взаимодействию с родителями. Беседуем с ними, просим присутствовать на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. Стараемся вовлечь их в сферу творческих интересов ребёнка: помощь ребёнку на подготовительном этапе в сборе необходимой информации, семейные посещения театра, организация совместных наблюдений, общение и поддержка любых творческих инициатив и начинаний, изготовление костюмов и атрибутов. Предлагаем родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя», повышается культурно-нравственный и коммуникативный уровень.
Итогом всей работы является готовый спектакль, при этом отслеживаем результат речевого и коммуникативного развития ребенка, навыки эмоциональной саморегуляции.