Технологическая карта урока Строение легких. Газообмен в легких и тканях


Конспекта урока
Учитель/преподаватель(ФИО, школа, район, город) Липина Оксана Юрьевна, МОУ СОШ с. Пугачево, Малопургинский район
Предмет: биология Класс 8Б УМК: Учебник Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, рабочая тетрадь на печатной основе Д.В. Колесов, Р.Д. Маш
Тема урока: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях» Тип урока: комбинированный
Место урока в УТП: После общего знакомства с органами дыхательной системы, изучается строение легких, процессы газообмена в легких и тканях, данный урок является вторым по счету в теме «Дыхательная система».
Оборудование: барельефная модель «Органы дыхания», таблица « строение легких», раздаточный материал – стаканчики с известковой водой, стеклянные палочки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса: данный класс обучается по системе развивающего обучения, ребята научены высказывать и аргументировать свое мнение, могут формулировать вопросы по теме основных опорных ключевых слов.
Цели урока как планируемые результаты обучения: продолжить расширение и углубление знаний учащихся о строении органов дыхательной системы, изучения процесса газообмена в легких и тканях человека.
Планируемые результаты ( планируемый уровень достижения результатов обучения):
Предметные результаты: усвоение учащимися знаний особенностей строения легких, умение понимать общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, понятия газообмена и его механизма, умение сравнивать состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Метапредметные результаты: умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных материалов и искать самостоятельно средства достижения цели; умения сравнивать процессы газообмена в легких и тканях, объяснять состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Личностные результаты: умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль, умение вести диалог.
Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы
Организаци-онный момент
(1 мин) Готовность учащихся и оборудования, быстрое включение в деловой ритм Установление контакта с классом. Приветствие учеников. Здороваются с учителем и занимают свои рабочие места Приветствие
Актуализа-ция опорных знаний и мотивация учебной деятельности
(5 мин)
Ориентировочный этап
• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
• организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели, задач.
организовать самостоятельное формулирование вопросов, самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации Воспроизводить знания в устной и письменной форме об органах дых. системы и их выполняемых функциях. Личностные УУД:
проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний
Познавательные УУД:
формулировать информационный запрос
Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности, аргументация своего мнения
Регулятивные УУД:планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата
Эпиграфом нашего урока станут слова: «Дышать – значит жить!», так как дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.
Главный орган дыхания- это? (легкие). Итак, тема урока.., цель…., задачи: подвести к формулированию задач урока.
Ребята! Для жизнедеятельности клеток и тканей необходим кислород. Благодаря биологическому окислению органических веществ в клетках освобождается энергия. Органы дыхания обеспечивают приток кислорода в лёгкие и удаление углекислого газа, из лёгких кровь транспортирует кислород к тканям, а углекислый газ – к лёгким. Назовите главный орган дыхательной системы. Это конечно- легкие. А, почему они называется легкие? Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко проходят газы. Газообмен в легких тесно связан с темой «Кровообращение». Давайте вспомним, ребята, по какому кругу кровообращения происходит транспортировка кислорода к тканям?
Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова
Слушают
формулируют тему урока: Легкие. Газообмен в легких и тканях. Пытаются сформулировать цель урока: какое строение легких?
Учащиеся сами формулируют задачи, определив границы знания и незнания:
-углубление знаний о строении легких;
-сравнение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;
-как происходит обмен газами между легких и кровью, ткани-крови.

Почему легкие называются так?
Ответ ученика- что они очень легкие, весят 1200г, покрыты легочной плеврой, расположены в грудной клетке.

устно отвечают, работают с таблицей у доски, и по « Схеме кровообращения» показывает и рассказывает о большом круге кровообращения). А по какому происходит транспортировка углекислого газа к лёгким? ( Ученик выходит к доске и по « Схеме кровообращения» показывает и рассказывает о малом круге кровообращения).
Задают вопросы: как осуществляется газообмен в легких и в тканях?
Беседа
Фронтальный опрос
Диалог
Фронтальный опрос
Вопросительные слова
Объяснение нового материала (17 мин)
Поисково-исследова-тельский этап)Теоретический уровень: активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, классификация учебного материала, обобщение, заполнение таблицы и презентация,
организовать осмысленное восприятие новой информации
Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из текста главное, искать самостоятельно средства достижения цели; формировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.
Формирование новых знаний о процессе диффузии газов Для дыхания необходим чистый кислород или воздух? (воздух).
- Из каких газов состоит атмосферный воздух?
(кислорода, азота, углекислого газа).
- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? ( да, содержанием кислорода и углекислого газа)
Давайте проверим это экспериментально. В стакан опустите стеклянную трубочку и сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой?
Далее учитель открывает запись состава воздуха на доске).(слайд)
Проанализируйте эту таблицу.
Учитель просит учеников предположить, где они могут найти ответы на оставшиеся вопросы.
Учитель просит учеников прочитать параграф в учебнике.
Сейчас поработаем в группах. Первая группа читает в учебнике легочный газообмен, вторая группа читает тканевой газообмен, все учащиеся заполняют таблицу и зарисовывают схемы газообмена .
организует обсуждение результатов выполненной работы
Размышляют и вспоминают о составе воздуха.
Проводят опыт и определяют, что углекислого газа в выдыхаемом воздухе более высокое, чем во вдыхаемом. Делают вывод, что известковая вода мутнеет, потому что в неё поступил углекислый газ при выдохе воздуха, сравнивают состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Отвечают, что вода мутнеет.
Анализируют состав воздуха
Ученики делятся предположениями о том, где можно поискать информацию о легочном газообмене и тканевом газообмене
Ученики самостоятельно читают параграф в учебнике, записывают ответы в таблицу, работают в группах и обсуждают прочитанное, выделяют главное в тексте
Заполняют таблицу
Зарисовывают схему
Ученики обсуждают в группе свои записи, корректируют, дополняют, если возникает необходимость.
сообщают о результатах, презентация схем Эвристическая беседа
Проведение самостоятельного поиска биологической информации (работа с текстом учебника, конспектирование, заполнение таблицы)
Демонстрация и озвучивание результатов своей работы
Беседа

создание письменного текста
групповая работа
Демонстрация и озвучивание результатов своей работы
Закрепление учебного материала
(5 мин) Самостоятельное выполнение заданий, составлять синквейны, отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании Регулятивные УУД:
констатировать необходимость продолжения действий
Познавательные УУД:
составлять тексты
Коммуникативные УУД:
адекватное отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании
Выполнение логической операции: сравнение, анализ, обобщение. Аргументация своего мнения. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.
Предлагает составить синквейн для закрепления темы Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов
Составляют синквейны, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, рассказывают классу, слушают друг друга Демонстрация
Систематизация знаний
Беседа
Создание письменного текста
Подведение итогов урока (3 мин) Возможность осмыслить результаты своей деятельности, сопоставить изученный материал с целью и задачами урока Выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Возвращаемся к цели и задачам урока. Подвести к выводу:
Отметить хорошо работавших на уроке. Озвучить оценки. Оценивают степень достижения цели и задач. Формулируют вывод:
беседа
Задание на дом (2мин)
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания самоконтроль Параграф 27.