Тема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях


Технологическая карта урока биологии
Класс8
Учитель: Гарманова Елена Владимировна
МОУ Мирновская СОШ
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.
Тема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Цель урока Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Задачи урока Образовательные
повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
Развивающие
формировать у учащихся умение сравнивать,
развивать творческое мышление и речь учащихся.
продолжить формирование навыков самостоятельной работы
Воспитательные
расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
развитие коммуникативных способностей.
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; принимать решение в проблемной ситуации; оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь проводить исследовательские действия; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Планируемые результаты Предметные (знать, уметь): Газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь, диффузия
Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре
Метапредметные: работать с текстом, схемой, моделями, исследовательским материало; уметь сравнивать и анализировать
Основные понятия, используемые на уроке Газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь, диффузия
Ресурсы Мультимедийный проектор, экран, флеш-анимация «Газообмен», презентация к уроку, карточки для работы на уроке; учебник СонинН.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек», М. Дрофа, 2012
Формы организации познавательной деятельности учащихся Индивидуально-обособленная, парная, коллективная, фронтальная
Методы обучения по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;
по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые;
по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации и планшета;
методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль
Технологии работы с информацией Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой, исследовательским материалом
Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией, выполнение заданий на карточках
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Мобилизующий этап Этапы:
1.Приветствие.
2.Определение отсутствующих
3.Проверка готовности к уроку
4.Организация внимания
5.Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока.
Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм
Дыхательная система
Поступление в организм кислорода.
Записывают на карточке
 
(Ответы ребят)
Приветствие
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку.
Организация внимания всех учащихся
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настаиваемся на продуктивную работу и приступаем.
-Вы начали изучать новую тему. Какую?
Дыхание – свойство всех живых организмов.
-Каково назначение дых. системы?
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого материала.
Сообщение темы: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях» Слайд 2
– Как вы считаете, какова цель нашего урока? 
-Что вы уже знаете об органах дыхания?
Проблемный вопрос
Слайд 3
Проверить личную готовность к уроку
Настрой на продуктивную работу на уроке.
Введение в тему Повторяют полученный материал на прошлом уроке
Определяют цель урока Оценивать себя и окружающих
Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место
Самоопределение учащихся на основе антиципации (способности представить себе возможный результат действия до его осуществления)
Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций
Повторение строения дыхательной системы
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

1)Работа по группам:
1группа.Строение легких Введение в тему «Строение легких
Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала
2 группа. Газообмен в легких.
Понятия парциального давления газов, диффузия
3группа.Газообмен в тканях.
2)Проведение первичного обобщения
.
3).Демонстрация практической значимости нового материала
Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике: определить органы на карточке
Анализируют состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Работают по карточкам «Интересные факты о легких»
Делают выводы о строении легких.
Выбирают термины и понятия, касающиеся темы «Строение легких»
Читают материал в учебнике и воспроизводят с помощью моделей процесс газообмена в легких.
Заполняют схему «Строение альвеолы и газообмен»
Читают материал в учебнике с.164 и дополняют текст на карточке «Газообмен в тканях» словами.
Работаю коллективно по заданию №5 и по слайду: сравнение процессов в легких и тканях.
Анализируют флешанимацию. Делают вывод о газообмене.
Направление на определение типичных недостатков, исправление ошибок
Слайд 4
Слайд5-6
Слайд 7
Дополнительные сведения дает учитель:
-плевра
-плевральная жидкость
-доли легких
-грудная клетка
Слайды 8-10
Работает вместе с учащимися на слайде по заполнению схемы «Газообмен в легких»
Слайд 11
Объясняет и направляет ход выполнения задания.
Физкультминутка: дыхательная гимнастика
Вместе с уч-ся анализирует и сопоставляет процессы газообмена.
Слайды 12,13
1.Определить строение дыхательной системы (работа со схемой)

2.Определить органы дыхательной системы.
80645-293370
Рассказывают о легких, как особенном органе, осуществляющим газообмен.
3.Задание для всех:
Выбрать из списка понятия, которые говорят нам о строении легких:
Плевра, доли легких, плевральная жидкость, альвеолы.
4.Задание для всех:
Воспроизвести схему №4 в карточке.
Заполняют на карточке «Газообмен в тканях» текст, опираясь на материал в учебнике
Задание №5. Сравнительная таблица
Просмотр флешанимации. Определить органы дыхательной системы:
Проверка по слайду, роль органов в работе дыхательной системы
Получают дополнительную и основную информацию о строении легких.
Дают учащимся сведения о газообмене в легких
Получают дополнительную и основную информацию о газообмене в тканях. Уметь сопоставлять, выделять главное
Уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий
Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения
Расширение фактических знаний учащихся
Умение выступать публично, подбирать фактический материал.
Закрепление нового материала   Этапы:
1.Закрепление новых знаний и умений.
2.Проверка понимания сущности новых понятий.
Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа.
1)Решение на основе новых знаний творческих и практических задач.
2)Использование самостоятельной работы для закрепления знаний: выбор ответов из предложенных
Корректировка ответов и оценивания
Оценивание работ учащимися:

1.1..Выбор терминов, изучаемых на уроке
Задание№6
1.2..Задание с выбором правильных ответов.
Задание№7

Повторение основных понятий урока
Оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обобщать факты и явления,
Информация учащихся о домашнем задании
Этапы:
1.Мотивирование домашнего задания
2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания Определяют свое домашнее задание Дифференцированный подход к домашнему заданию. Корректировка домашнего задания Задание 1)образовательное
для всех: с.160-161,с163-164 (читать)
2)творческое Кроссворд на карточке
3)познавательное сообщения по темам: «Дыхание в горах», «Дыхание под водой»
Правила записи домашнего задания в дневник Планировать и анализировать свою деятельность в ходе инструктажа по домашнему заданию
Рефлексия Работа по теме «Мои достижения»
Ответы на вопросы:
Я знаю…
Я умею…
Мне понравилось… Подведение итога урока, выставление оценок Подвести итог полученных знаний Обобщать факты и явления, делать умозаключения и обобщения