Интеграционные технологии в преподавании литературы в старших классах.

Интеграционные технологии на уроках литературы как средство самореализации учащихся.
Развитие ума путём обогащения его определённым
материалом должно занимать второе место Нужно развивать свои умственные силы и уменье ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь.
В.В.Зеньковский
1. Актуальность педагогического опыта.
Основным принципом современного образования является интеграция, что обусловлено требованием времени: у обучающихся должен быть сформирован круг определённых компетенций, отличающийся целостностью и синтетиче-ким характером. Интеграция содержания образования представляет собой про-цесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятель-ности. Таким образом, интеграция обеспечивает системно-деятельностный подход в изучении фактов и процессов окружающего мира. Целесообразность и актуальность выбора интеграционных технологий определены следующими обстоятельствами:
1.Реализация принципа интегративности в образовании, на мой взгляд, должна строиться вокруг системообразующей педагогической идеи: воспитание и образование понимаются как творческие процессы, обеспечивающие условия для саморазвития, самообразования, самовоспитания личности. Естественный принцип роста ребёнка заложен в его словах: «Я сам». «Я сам», - говорит малыш, беря в руки вилку и ложку. «Я сам», - говорит подросток, выбирая собственный стиль причёски, одежды, свои музыкальные пристрастия. В школе это «я сам» нередко отодвигается на второй план. Просчёты современного образования - в преобладании репродуктивных форм обучения, практически не способствующих самореализации учащихся. Поэтому я и считаю необходимым учить школьников самостоятельности: самостоятельности мысли и поступка. Психологическим обоснованием данной идеи является потребностная модель развития личности А. Маслоу: в основе развития личности лежит ряд взаимо-подчинённых потребностей, высшее место среди которых занимает потреб-ность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать себя, чтобы «стать тем, кем он может стать». Сформировать у человека потребность к саморазвитию, самореализации – идеальная цель образования, в том числе и литературного, достигнуть которую и помогают интеграционные технологии.
2.Реализация принципа интегративности предполагает одновременное расши-рение и углубление получаемого знания, обеспечивает междисциплинарные связи, способствует формированию целостной картины мира. Именно такое понимание содержания образования тесным образом связано с той моделью выпускника, которая спроектирована в «Образовательной программе МОУ ли-цея №82 г. Нижнего Новгорода»: «выпускники лицея четко определяют свои профессиональные ориентиры, конкурентоспособны, при этом добиваются це-ли и успеха исключительно благодаря уму и способностям; умеют ориенти-роваться в шкале человеческих ценностей, обладают общей культурой, здоро-вьем не только физическим, но и духовным». Инновационная деятельность педколлектива лицея осуществляется в рамках опорной площадки УО и СПЗД администрации г.Н.Новгорода по проблемам межпредметной интеграции эко-номики, математики, физики – профильных предметов лицея. Принципиально важно, что путём интеграции учащиеся не только овладевают «языком» разных предметов, учатся мыслить в русле аксиом и знаковых систем профильных предметов, но и приобщаются к творческому мышлению. Предмет «литерату-ра» изучается как базовый предмет учебного плана, однако результаты личного роста учащихся, качественные результаты обучения (материалы диагностики представлены ниже) свидетельствуют об эффективности преподавания русской словесности в условиях данной профильной направленности лицея. Считаю, что необходимым условием этих достижений является использование и интег-рационных технологий на уроках русского языка и литературы. Именно интег-рация позволяет решить целый комплекс проблем (в том числе и «разрешить» основное «временное» противоречие между сокращающимися часами на пре-подавание филологических дисциплин в рамках школьной программы и требо-ваниями, предъявляемыми в области литературного образования к выпуск-никам) за счет того, что принцип интегративности является средством интен-сификации урока и расширяет его информативную (содержательную) ёмкость.
3.Интеграционные технологии направлены на реализацию и нравственного потенциала литературы: на уроке создаётся такая педагогическая ситуация, ко-да ученик и литературный герой находятся в одном нравственном пространст-ве, так как подросток может прожить чужую жизнь как свою собственную, стремится высказаться о пережитом и прочувствованном. Через осознание интегративных связей развивается читательская рефлексия - школьник опреде-ляет место произведения в системе культурного пространства, находит его нравственные доминанты, вырабатывает умение самостоятельного осмысления текста. Таким образом, данные технологии становятся и средством духовно-нравственного становления учащихся.
2. Описание педагогического опыта.
Реализация принципа интегративности возможна на разных уровнях:
- при структурировании содержательной модели образования;
-при структурировании организационной модели педагогической деятельности.
Структурирование содержательной модели образования на уроках литера-туры предполагает два направления: «литература – другие виды искусства» и «литература - наука».
I. Литература – другие виды искусства. Включение в преподавание литера-туры «сопутствующих» видов искусства, в частности живописи и музыки, объясняется общей формой мышления и познания – наличием художественного образа. Многообразие же видов искусства даёт возможность эстетически осва-ивать мир во всей его сложности и богатстве. Общение школьника с произве-дениями искусства - это не просто факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и необходимый опыт коммуникации, диалог с художниками разных национальных культур и разных эпох.
Конечный продукт любого искусства – текст: словесный, живописный, музы-кальный, театральный и т.п. Интегративный подход к тексту обеспечивает ак-тивизацию разнообразных ощущений: зрительных, слуховых; осознание специ-фики познания окружающего мира разными видами искусства; приобщение к национальным культурным ценностям; полноценное, целостное познание Все-ленной и человека; формирование гуманитарной культуры учащихся. Литера-турный текст (именно через текст школьник познаёт мир) в данном случае выступает и как условие, и как средство, и как продукт учебной деятельности, так как доминирующую позицию в интегративном процессе сохраняет именно слово как аккумулятор культурных, духовных, эстетических ценностей, с одной стороны, и инструмент самореализации личности – с другой.
Примером интеграции на уровне содержания образования может служить урок-проект «Содружество искусств» (7 класс), идея которого заключается в следующем: различные виды искусства постоянно взаимодействуют друг с другом - композиторы пишут оперы по мотивам литературных произведений, художники иллюстрируют произведения поэтов и писателей, писатели и поэты рассказывают о жизни великих композиторов и живописцев. Музыка, проникая в поэзию, диктует свои законы.
Естественно, что на уроках литературы, музыки, изобразительного искус-ства, МХК три различных вида искусства постоянно пересекаются. Но ученик в момент этого «пересечения» нередко играет роль стороннего наблюдателя: учитель принёс репродукцию картины, дал прослушать музыкальную иллюст-рацию того или иного литературного произведения. В лучшем случае – прово-дится беседа об общих мотивах, темах, настроении, образах произведений разных видов искусства. Происходит механическое соединение материала разных предметов школьного курса в рамках одного урока. Творческая же активность личности при использовании данных форм обучения практически не развивается, не создаются условия для самореализации и самовыражения учащихся. Поэтому возникла идея предложить учащимся самим выбрать предмет для познания средствами разных видов искусства. Тем более, что именно на этом этапе литературного образования (7-9кл.) необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства.
Концепция проекта: многовековой опыт человечества убеждает в поистине волшебной силе искусства, велика его власть над временем и пространством и так же велика его роль в жизни человека, так как искусство наряду с наукой и философией является средством познания окружающего мира. Однако в отли-чие от науки искусство обладает специфической формой освоения мира – ху-дожественным образом. Искусство учит видеть жизнь сквозь призму образности. Понятие художественного образа – одно из центральных при изу-чении литературы в школе. Постижение художественного образа, а вместе с ним идеи и замысла всего художественного произведения, - процесс сложный. Включение в процесс интерпретации текста произведений живописи и музыки способствует не только общему усвоению учащимися программного материала, более глубокому пониманию литературного произведения, но и эмоциональ-ному и эстетическому развитию школьников. Среди же многочисленных функ-ций искусства эстетическая функция – пробуждение в человеке творца, жела-ющего и умеющего творить по законам красоты,- занимает ключевое место.
От познания мира в его комплексном восприятии: через художественное слово, музыку, звук и зрительный образ на холсте – к моделированию собственного триединого художественного образа - такова диалектика урока-проекта «Содружество искусств».
Цель проекта - углубление представления учащихся об искусстве как о способе целостного познания мира разными средствами.
Задачи проекта:
Выявить особенности познания мира через призму разных видов искусства: литературу, живопись, музыку.
Формировать эстетические вкусы и потребности учащихся.
Воспитывать творчески активную личность.
Способствовать социализации школьников посредством искусства.
Этапы работы над проектом: знакомство с темой проекта, принятие и уточне-ние его целей и задач; организация исследовательских групп; отбор материала и его структуризация; подготовка к защите; защита проектов; рефлексия.
Первый уровень инновационного проекта – воспроизводящая актив-ность, однако при работе над данным проектом этот уровень излишен, так как учащиеся уже имеют базовые теоретические сведения об искусстве, его видах.
Второй уровень инновационного проекта – интерпретирующая актив-ность. В основе этого этапа работы над проектом лежал литературоведческий анализ стихотворения С.П. Шевырёва «Звуки». После чтения для анализа стихотворения учащимся были предложены вопросы:
1.«Дар искусства» - это «три языка», с помощью которых человек выражает свои чувства. О каких «языках» идёт речь в стихотворении?
2.Охарактеризуйте «язык цветов». Найдите средства художественной вырази-тельности, при помощи которых создаётся образ живописи как вида искусст-ва.
3.«Язык слов» - каким он предстаёт в стихотворении С.В. Шевырёва?
4.«Язык звуков» - в чём, по мнению автора, его особенность?
5.«Выстройте» иерархию «трёх языков» (т.е. трёх видов искусства), аргументируйте ответ.
6.Согласны ли вы с мнением автора и его отношением к живописи, литературе и музыке?
Третий уровень инновационного проекта – творческий.
Содержание проекта:
1.Выбор темы своего проекта (это может быть любое явление окружающего мира, живого и неживого: дождь, радуга, праздник, река, город).
2.Подбор литературного произведения по выбранной теме.
3. «Коллекция» иллюстраций художников к литературному произведению.
4.Дополнение проекта музыкальным произведением, соответствующим по характеру, настроению, идее темы проекта.
5.Создание презентации для публичной защиты.
Защита проекта: обоснование выбора темы; выразительное чтение выбранного художественного произведения; аргументация отбора материала и принципа интеграции (взаимодействия) произведений разных видов искусства.
Результаты работы оказались продуктивными как с содержательной сто-роны, так и по форме воплощения. Учащиеся использовали аудиозаписи, му-зыкальные инструменты (скрипка), оформили наглядный материал, подготов-ленный ими в ходе выполнения проекта, разработали тематические газеты, мультимедийные презентации. Отмечен высокий уровень выполнения твор-ческого задания. Семиклассники продемонстрировали знания и умения, полу-ченные не только непос
·редственно на уроках в школе, но и во время занятий в учреждениях дополнительного образования (в музыкальных и художественных школах): на этапе защиты проекта звучала «живая» музыка (один из учащихся исполнял на скрипке «Полонез» Бетховена), были представлены работы, выполненные в художественной школе, собственные стихотворения.
Интеграция разных видов искусства в рамках данного проекта расширила представления школьников не только о культурном наследии России, но и мировой культуры в целом, способствовала созданию целостного образа разных явлений действительности и полноценного мировосприятия – единства мира и человека, живущего в этом мире, а также создала условия для самореализации учащихся посредством самостоятельного выбора и темы исследования, и способов его практического воплощения.
II. Литература – наука. Данный синтез актуален в условиях образовательной среды лицея с углублённым изучением точных наук, оперирующих цифрами, формулами, теоретическими сведениями.
Интеграция в этом направлении обусловлена тем, что углубление представлений об исследуемых в литературе явлениях должно быть соединено с другими областями человеческого познания. Между наукой и искусством, между рациональным и образным мировосприятием, между логикой и интуицией нет отношений противоречий, а есть отношения дополнительностей. Образуя целое, они во взаимодействии приобретают новые свойства. Но це-лостность не означает полного слияния дополнительностей, они остаются узна-ваемыми, различимыми. Среди многочисленных отраслей знания наиболее близка литературе история: в центре внимания и той, и другой - люди и собы-тия. Если литература – это искусство, отражающее поиск людьми разных эпох ответ на вопросы: «Что такое жизнь?», то история – это постижение законо-мерностей развития общества в разные исторические эпохи. Если литература – это социально-духовное пространство, в котором современный день для ученика создаёт целостное восприятие мира и места человека в нём, то история – это точка пересечения прошлого, настоящего и будущего, это пространство, ориентирующее на гуманистические ценности при выборе решений, на ответственность за будущее. Интеграция литературы и истории определяет духовно-нравственный стержень, объединяющий в единое целое субъекта и объект познания: ученик – эпоха – писатель – произведение.
Пример данной интеграции – урок–проект «Жизненная правда и художе-ственный вымысел в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс).
Идея проекта заключена в выбранном мной эпиграфе к вступительному уро-ку по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь» (писатель – историк. В. Ян). Приступая к изучению этого интересного, но нелёгкого для восприятия восьмиклассников произведения, я очень хотела, чтобы яркие худо-жественные образы, созданные великим поэтом, остались в памяти школьников если не на всю жизнь, то хотя бы на долгое время; чтобы в пушкинских героях они увидели не безжизненных литературных персонажей, искусственно приду-манных автором, а живых людей с их болью и радостью, надеждами и разоча-рованиями; чтобы смогли понять трагедию народного восстания и счастье людей, переживших эту трагедию.
Концепция проекта основана на том, что восьмиклассники уже знают о глубоком и серьёзном интересе А.С. Пушкина к истории государства Российского; ими уже прочитаны и изучены такие произведения поэта, как баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», на внеклассном чтении - повесть «Арап Петра Великого», стихотворения, посвященные исторической тематике. Однако с жанром исторической повести в курсе русской литературы учащиеся встречаются впервые. Поэтому на уроке обобщающего характера необходимо ещё раз остановиться на причинах обращения А.С. Пушкина к историческому жанру. Поэт считал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». В этих словах великого россиянина – урок патриотизма для современных школьников. А как иллюстрация недекларативного отношения А.С. Пушкина к истории родной страны – его повесть «Капитанская дочка».
Создавая историческое произведение, художник решает две задачи. Во-первых, добиться иллюзии полной исторической правды изображаемого (именно поэтому Пушкин выбрал форму мемуарной литературы), во-вторых, раскрыть типические стороны исторической действительности (поэт понимал, что задача исторической повести - не в нагромождении фактов и событий). В процессе работы на уроках архитектоника повести: композиция, система образов, роль эпиграфов, идея – в основном уже рассмотрена. Поэтому задача данного проекта – показать жанровые особенности исторического жанра, сопоставив жизненную правду и художественный вымысел.
Цель проекта - углубление понимания идейно – художественного своеобразия повести А.С. Пушкина на основе сопоставления жизненной правды и художественного вымысла в данном произведении.
Задачи проекта:
Формировать навыки литературоведческого анализа текста.
Изучить исторические источники по теме проекта.
Формировать исследовательскую культуру учащихся.
Развивать навыки групповой работы.
Воспитывать уважение к истории и культуре своего народа.
Этапы работы: знакомство с содержанием, целями и задачами проекта, темами исследований; организация исследовательских групп; отбор материала, его структуризация; подготовка презентаций для публичной защиты; презентация проекта; рефлексия.
Интеграция истории и литературы в рамках данного исследования способствовала овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в литературном произведении, умению самостоятельно добывать знания, формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и национальным самосознанием.
Структурирование организационной модели педагогической деятель-ности предполагает интеграцию двух деятельностно-ценностных технологий: проектной и мультимедийной, которые становятся факторами развития личности. Данные технологии также реализуют идеи воспитания самостоя-тельности учащихся и создания условий для их самореализации, так как они ориентированы на выявление новых групповых форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацелены на активизацию творческих возможностей учащихся. Последнее особенно важно для меня как учителя литературы, так как «изучение литературы в школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина и направлено на формирование свободы общения с искусством слова» [11, с.6] Данное же общение, на мой взгляд, невозможно без самостоятельного восприятия художественного текста, его истолкования и оценки школьником, а литературное развитие ученика, в свою очередь, непосредственно связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюцией нравственных оценок и представлений.
Овладение методом проекта в предметной области «филология» позволяет развивать у школьников навыки литературоведческого анализа, самосто-ятельность и критичность мышления, литературный вкус, формировать собственные суждения о прочитанном, то есть развивать у учащихся в единстве и взаимосвязи все компоненты филологической компетенции:
-самостоятельно приобретать знания – самостоятельно продолжать раздумья над книгой, прочитать другие книги писателя (уровень восприятия);
-использовать приобретенные знания для решения новых практических и по-знавательных задач – интерпретировать литературное произведение так, чтобы личностное отношение к тексту соотносилось с его объективным смыслом (уровень истолкования);
-вырабатывать на основе освоенных приёмов исследовательской деятельности собственные стратегии, в основе которых лежат развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельности.
-формировать ценностные ориентации и мотивы познавательной деятельности на основе развития чувств и воображения читателя-школьника, глубины понимания произведения и мотивированной оценки художественной формы (уровень оценки).
Кроме проектных, уникальные возможности для диалога ребёнка с наукой и искусством предоставляют и мультимедийные технологии, которые наряду с методом проектов реализуют переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания», что и обусловило выбор информационных технологий в преподавании литературы в школе.
Современные медиатехнологии ставят и преподавателя, и ученика перед необходимостью перейти на новый язык общения – язык аудиовизуальных коммуникаций. Поэтому актуальной задачей в этом контексте становится формирование и совершенствование информационной культуры учащихся.
Использование ИКТ привело к изменению структуры самого урока. Появи-лись новые дидактические модели: урок-презентация, когда в качестве нагляд-ного пособия ход занятия сопровождает мультимедийная презентация, и медиа-урок, основанный на интеграции с различными видами медиакультуры (кинематограф, СМИ).
Результатом участия в работе городской экспериментальной площадки «Ис-пользование информационных технологий в образовательном пространстве ли-цея» (2003 -2008 г.г.) стала разработка системы медиапроектов в 7-11 классах: «Содружество искусств»(7кл.), «Люди Древней Руси. Нравственный порт-рет Сергия Радонежского», «Историческая правда и художественный вы-мысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 кл.), «Путешествие по Пушкинским местам» (9 кл.), «Экскурсия по городу Калинову», «Петер-бург Достоевского», «Нравственные искания героев Л.Н.Толстого» (10 кл.), «Мой любимый поэт Серебряного века», «Человек на войне» (11кл.)
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что использование информационных и проектных технологий приводит к перераспределению ролей в процессе обучения:

Традиционные
роли
Традиционные
функции
Переориентация в новой технологии

УЧИТЕЛЬ
ВЕДУЩИЙ
(субъект)
1.Информационная;
2.Контролирующе-
критическая;
3. Оценочная;
1.Соинформатор;
2.Консультант;
3.Помощник;

УЧЕНИК
ВЕДОМЫЙ
(объект)
1.Отстранённая
позиция;
2.Потребительская
роль;
3.Репордуктивная;
1.Активная
познавательная
позиция;
2.Личная
ответственность.

Таким образом, интеграция в области содержательной модели обра-зования и организационной модели педагогической деятельности позво-ляет перенести акцент с механического получения информации (репро-дуктивного обучения) на формирование компетенций – способности применения освоенных универсальных учебных действий, позволяющих школьникам успешно самореализовываться в личностном плане.
3. Транслируемость опыта. Результативность работы дала основание для предъявления педагогическому сообществу продуктов моей педагогической дея-тельности в выбранном направлении преподавания литературы. Опыт примене-ния интеграционных технологий на уроках литературы был представлен на педсо-вете лицея (2006-2007 уч. год) «Использование проектных технологий в образова-тельном пространстве лицея»; на семинарах районного методобъединения учите-лей-словесников (открытые уроки, мастер-классы 2007, 2010гг.); в 2008, 2009, 2010гг. на Всероссийских научно-практических конференциях «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности». Тиражирование опыта осу-ществлялось через публикации в районных методических электронных сборниках и в следующих изданиях:
1.Степанова Ж.А. Мультимедийные технологии как фактор развития личности. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: сборник статей «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» - Нижний Новгород, 2008. – с.250-255.
2.Степанова Ж.А. Медиапроект «Мама, папа, я – читающая семья». // Интег-рационные технологии в преподавании русской словесности: сборник статей «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» - Нижний Новгород, 2009. – с.140-144.
3.Степанова Ж.А. Проектная деятельность учащихся на уроках литературы с применением мультимедийных технологий// Интеграционные технологии в пре-подавании филологических дисциплин: сборник статей «Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции» - Нижний Новгород, 2010. – с.230-238.
Таким образом, проблема применения интеграционных технологий в препода-вании литературы вызывает интерес в педагогическом сообществе, так как дан-ные технологии, реализуя системно-деятельностный подход в современном обра-зовании, обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов выпускниками основной школы, стимулируя их к самореализации и творческому самовыражению.









13 PAGE 14115