ХIV Международный конкурс работ Память о Холокосте — путь к толерантности Статья Уроки Холокоста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 5




Эссе на тему:
«Уроки Холокоста »


Автор: Романенко Даниил
Научный руководитель: учитель русского языка
высшей категории
Романенко Елена Геннадьевна
347709
Ростовская область
Кагальницкий район
ст.Кировская
ул. Комсомольская, 1
Тел.:89289066137
e-mail: rom.elen@ mail.ru





ст.Кировская
ул.Ленина,62
Современному человеку всё труднее безболезненно ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров. Социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма всё ближе подходят к домам рядовых обывателей, заставляя их вырабатывать концепцию мышления и стратегию поведения в предлагаемых жизнью условиях. И при этом очень важным становится проблема исторической памяти. Уроки Холокоста не должны быть забыты, хотя бы потому, что история Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм, как расовая нетерпимость становится основой поведенческой культуры государства, ведёт к геноциду целого народа.
Немного истории. Все мы помним, что стало основой агрессивного национализма в Германии. Экономическая депрессия, пораженческие итоги первой мировой войны, революционные потрясения, разочарование в демократии пробудили во многих немцах не лучшие человеческие качества. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер смог открыто развить расистскую теорию. Фюрер считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он призывал к беспощадной борьбе против евреев, нарушающих чистоту «арийской расы». А приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе. Народ забыл, а государство помогло ему в этом, о том, как важно уметь быть терпимым к отдельным человеческим слабостям и проявлениям характера и непримиримым к злу. В евреях было увидено то самое зло, которое, на самом деле, было основой бесчеловечного поведения совсем другой личности.
Хочется немного отойти от темы и порассуждать о терпимости и непримиримости – важных составляющих одного целого – человеческого характера. Почему немецкий народ того периода проявил такую терпимость к тирану и демагогу, ставшему во главе государства и крайнюю непримиримость к людям еврейской расы? Почему стала возможной политика «расовой гигиены», массовое сожжение книг, лишение евреев всех гражданских прав, выселение их в гетто, а потом варварское уничтожение в лагерях смерти? 10 мая 1933 г. в Берлине, во время инициированного им сожжения книг великих Т.Манна, Э.М.Ремарка, Д.Лондона, Э.Золя, Г Гейне, З. Фрейда, С. Цвейга, А. Эйнштейна Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой». Так началась нацификация немецкой культуры, направленная на подъём национального сознания. А подъем национального самосознания в любом государстве начинается с проявления национализма. Но когда национализм проявляется, как дополнение к патриотизму, - это может пойти на пользу построения сплоченного гражданского общества. Это здоровый национализм. Когда же национализм, причем радикальный, превращается в идею – фикс и ставится во главу внутренней политики - тут ни о чем хорошем говорить не получится. Потому как между радикальным национализмом и фашизмом всего одна – две маленьких ступени и перейти грань дозволенного становится очень легко. В Германии в 20-х годах гражданское общество только - только надо было формировать, но невозможно было сплотить немцев, не придав им яркую идею об особой исключительности арийской расы. Реализации этой идеи, возможно, мешали широко ассимилировавшиеся на территории Германии евреи, добившиеся в основной своей массе высоких успехов в выбранных поприщах. Факты не новые, но пугающие возможностью повторения.
Давить фашизм в зародыше – основной урок Холокоста и одна из главных задач государственного управления. Российское государство с этой задачей справляется. Но существует понятие, так называемого, бытового шовинизма. Нетерпимость друг к другу совместно проживающих людей различных национальностей на почве взаимного непонимания целесообразности тех или иных национальных норм поведения, традиций, обычаев ставит по разные стороны баррикад миллионы людей. И на горизонте снова мелькает тень Холокоста
Как сделать аксиомой мысль о том, что нет плохих и хороших рас, наций и вероисповеданий, а есть плохие и хорошие люди?
Позволю себе мысль о том, что человек – сложнейший мир; в нём может быть не только доброе или злое, полезное или вредное для окружающих, но и другое, трудно постижимое. Это может касаться взглядов, вкусов, веры. Я это понимаю, но считаю, что терпимость, душевная мягкость должны сочетаться с непримиримостью и бескомпромиссностью. С человеческими слабостями можно мириться, снисходя к ним и умея подняться выше их, так учат меня родители. Но, когда слабости превращаются в зло, нужно быть к ним непремиримыми, нужно следить за тем, чтобы доброта и не выродилась во всепрощение; безоговорочная нетерпимость – в капризность и произвол; излишнее любопытство – в бестактность; осторожность – в боязливость и трусость; нерешительность – в слабоволие, духовную пустоту, отсутствие собственных убеждений; постоянное недовольство кем – то и чем – то - в неуважение к святыням; невозмутимость – в равнодушие; неуважение к людям; чрезмерное внимание к своей личности – в эгоизм и тоталитаризм. Тогда Холокост не повторится. Нужно с детства учиться не давать воли своим отрицательным чувствам, не лелеять раздражение, не холить обиды. Не давать чувству мести захватить тебя целиком, стать страстью, делом всей жизни. Не умножать месть на национализм, а делить его на терпимость. Только так будут соблюдены пропорции мирного урегулирования войн, конфликтов, междоусобиц.
Взращивать в себе злые чувства и давать им волю – просто разрушительно. Националистическая месть не утоляет боли, она рождает новые отрицательные эмоции, новую боль. Зато если победить в себе первую импульсивную злость, и вторую победить, и подчинить чувства разуму – только тогда можно хоть в какой- то мере освободиться от гнетущей злобы. Мне кажется, что и неспособность прощать – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Простить – значит понять. Не умеющий понять человека другой веры, расы или вероисповедания, приписывающий ему только злые намерения, – это человек, обедняющий свою жизнь, лишающий себя возможности творить и развиваться в условиях многополярного мира.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Быть терпимым и доброжелательным одному человеку ничего не стоит, стать толерантным человеческому обществу в целом невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Проявляй терпимость, чуткость, такт по отношению к людям другой расы, веры, цвета кожи, разреза глаз; будь терпим к слабостям больных людей; не злорадствуй по поводу физических недостатков других; не выпячивай свои успехи и достижения перед людьми, добившимися заурядных результатов; не требуй от других фанатичной преданности идеям, которым следуешь сам, и будь готов к компромиссам – всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему начинать нужно с себя. Иначе никогда не будет мира между людьми, воспитанными в разных традициях. Вера останется знаменем, под которым идут на баррикады, а аргумент силы всегда перевесит силу мирного аргумента. Не хотелось бы.








13PAGE 15


13PAGE 14- 2 -15




15