Конспект урока по русскому языку на тему«Склонение имён прилагательных единственного числа» (4 класс)


Учитель: Мельникова Н.А.
Русский язык. 14.01.2015г.
Урок «Склонение имён прилагательных единственного числа»
Цель: повторить и систематизировать знания о склонении имён прилагательных в единственном числе.
Предметные: сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.; развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.
Личностные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке.
Метапредметные:
РУУД:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» Т.Г.Рамзаева.
Ход урока.
I.Орг.момент.Сядьте ровно. Посмотрите на меня. Улыбнитесь. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Я прочитаю слова, а вы должны определить, к какой части речи относятся эти слова.Холодная, снежная, красивая, пушистая, белоснежная! (Имя прилагательное) Что вы знаете об имени прилагательном?
Какая роль имён прилагательных в русском языке? (Делает речь более точной, яркой и выразительной.)
-     Сегодня мы постараемся вспомнить все о склонении имён прилагательных единственного числа, закрепим навыки правильного написания окончаний прилагательных в косвенных падежах. Запишите число, классная работа.
III. Чистописание.
- Обратимся снова к словам. Холодная , снежная, красивая, пушистая, белоснежная. Как вы думаете, какое время года могут характеризовать эти слова? (Зима)
Зима – удивительное, волшебное время года. В слове зима, какой вы слышите 1 звук? Какой буквой он обозначается?
Сели правильно, тетрадь наискосок, между вами и партой проходит кулачок, ноги стоят полной ступнёй на полу.
Приступаем к работе. Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.
Зз за зи из аз злзима зимний зимняя зимнее зимние (разбор по составу)
- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно. Молодцы!
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну прилагательных. Эта страна большая, поэтому нам придётся посетить много станций, а на каждой станции выполнять задания, связанные с именем прилагательным. Совершим это путешествие на оленьих упряжках.
- Первая остановка «Выбирайка»
- Прочитайте слова. Что скажите? Что это за слова? (Словарные)Задача выписать только имена прилагательные.
- Записывать будем в строчку, через запятую, ставя ударение.
Словарь: иней, мороз, ранний, морозный, солнце, вьюга, утренний, коньки, северный, чудесный.- Какие слова вы записали?
Докажите что это имена прилагательные. Определите, какого они рода.
Вы хорошо справились с этим заданием! Отправляемся дальше.
IV Фронтальный опрос.Следующая станция «Думайка»– Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?– Как определить падеж имени прилагательного?– Прилагательные, какого рода склоняются одинаково? (М.р. и ср.р.)– На какие вопросы отвечают и какие окончания имеют прилагательные м.р. и ср.р. в Т.п. и П.п.? (Каким? [им] – Т.п., о каком? [ом] – П.п.).– В каких падежах прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончание? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п., - [ой]).В это время на доске дети склоняют словосочетания: белый снег, холодная зима.
Коллективная работа на доске.
V. Физминутка.
VI. Работа по теме:
Следующая станция
Запишите словосочетания, определите падеж, выделите окончания.
В нарядном уборе, пушистым покрывалом, от рыхлого снега, к дремучему лесу, на зимнюю одежду.
Проверка как просклоняли имена существительные. белый снег, холодная зима.
2. Следующая станция «Словосочетайка»
Поставьте данные словосочетания в указанном падеже:
Западная сторона (В.п.)-
Густая шерсть (Т.п.)-
Здоровая собачка (Д.п.)
Северный ветер (Р.п)
Высокий сугроб (Р.п.)
3.Следующая станция «Угадайка»
Игра «Угадай сказочного персонажа».
Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, выделите их. Определите падеж.
Хрустальн__ туфельку, на сказочн__ балу, у королевск____ дворца, от добр__ феи,
Запишите, вставив в прилагательные нужные окончания.
4. Станция: «Упражняйка».
Упр.340 стр.32.
Прочитайте.
Объясните , как вы понимаете слово «мгла»
Работа со словарём:
Значение слова Мгла по Ожегову:Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма сгущающихся сумерек)
Спишите, определите род и падеж.
VII. Итог.
-Вот мы и побывали в стране «Прилагательное». Понравилось вам в ней? Какое задание было самым интересным?
-Какую тему мы сегодня изучали? (Склонение имен прилагательных в единственном числе)
-Что общего у прилагательных женского рода в Р., Д..П. падежах? (Окончание и вопрос)
-Какой вопрос? Какое окончание?
-Как же определит падеж прилагательных, если вопрос одинаковый?
(По существительному)
-Правописание, каких словарных слов мы запомнили?
Сегодня на уроке я:
*повторил….. *было интересно… *было трудно ….
/