Рабочая программа по учебному предмету География для 5 классов


Рабочая программа
учебного курса
География
для учащихся 5 классов

составитель:
учитель географии
Мосеева Н.Н.
Общая характеристика учебного предмета
«География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Готовит учащихся к практическим навыкам.
Цель и задачи учебного предмета.
Целью учебного предмета «Начальный курс.География. 5 класс» является систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
познакомить с одним из интереснейших школьных предметов – географией,
формирование интереса к изучению предмета;
сформировать знания о географических объектах и явлениях, характерных для каждой земной оболочки;
формирование у школьников практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через систему творческих задач, проектирования и процессов наблюдения за состоянием окружающей среды;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
воспитание любви к своему краю, своей стране.
Содержание программы
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изученииЗемли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, биологией);
объяснять, для чего изучают географию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.
Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 2. Как люди открывали Землю.
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты – гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практические работы № 3 Ориентирование по компасу.
Практические работы № 4Самостоятельное построение простейшего плана.
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли (12ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5.  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», биосфера»;показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует пяти основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по географии — «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной», «Виды изображений поверхности Земли», «Природа Земли» — и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков (УУД), направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.
Новизна программы заключается в том, что добавлен 1 час на входную контрольную работу в I разделе «Что изучает география». Согласно рабочей программе проводится 4 практические оценочные работы, 2 практические работы добавлены в раздел «Природа Земли» в темы «Землетрясения и вулканы», «Человек и природа». Плюс 1 час на итоговую контрольную работу. Экскурсию целесообразнее перенести из темы «Вода» в тему «Природа едина», т.к. изучение темы «Вода» приходится на зимнее время, то проведение экскурсии и наблюдения в природе вызывает определённые трудности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения учениками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и повседневной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Метапредметные результаты учебного предмета «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Предметными результатами освоения учениками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладения основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Календарно - тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата проведения Лексическая работа Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) ЦОР Виды контроля Примечание
предметные метапредметные личностные Тема 1: Что изучает география (5 ч)
1 Мир, в котором
мы живем. Мир живой и неживой природы.
Явления природы. Человек на Земле. Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки. Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Учебно-познавательный интерес к географии. Начальный курс географии. 6 класс». Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Авт. Петрова Н.Н.
http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/2 Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии. Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Учебно-познавательный интерес к географии. Составление схемы наук о природе. 3 География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела
географии Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением Работа с учебником и электронным
приложением, знакомство с презентацией Учебно-познавательный интерес к географии Составление схемы географических наук 4 Методы географических исследований. Метод, описательный метод, картографический метод, космический
метод, источник географических знаний, Генри Стенли. Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследованийЗемли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации. Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.
Понимание роли и значения географических знаний. Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Решение тестовых заданий. 5 Обобщение знаний по разделу
«Что изучает география». Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Что
изучает география». Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом. Понимание значимости разных наук, изучающих природу. Решение тестовых заданий. Как люди открывали Землю (5 часов)
6 Географические
открытия древности и Средневековья. Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия.
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать ход путешествия. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/«Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля». Изд. – Просвещение, 2007
Интерактивные плакаты. География материков: история открытий и население. Изд. – «Новый Диск», 2009.
Интерактивные тесты. География материков: история открытий и население. Изд. –«Новый Диск», 2009. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа. 7 Важнейшие
географические
открытия. Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествияфиникийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Работа с текстом учебника, контурнойкартой. Анализ презентации. Пр. р. № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. 8-9 Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три
моря». Освоение Сибири.
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.
Ставить учебную задачу под руководством  учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации поопережающему заданию «Десять великих путешественников».
Пр. р. № 2 Как люди открывали Землю. 10 Обобщение знаний по разделу
«Как люди открывали Землю». Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Ставить учебную задачу под руководством  учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний. Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Решение тестовых заданий. Вселенная (9 часов)
11 Как древние люди представляли
себе Вселенную. Планета, шар, Пифагор, Аристотель. Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/«Начальный курс географии. 6 класс». Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Авт .Петрова Н.Н. Республиканский мультимедиа центр.
Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля». Изд. – Просвещение, 2007
Природоведение , 5 класс. Серия «1 С: Школа».
Хочу все знать. Мир вокруг нас. Изд. –«Кордис&МедиаРабота в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации
учителя. 12 Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику.
Представления о Вселенной Джордано
Бруно. Изучение Вселенной Галилео
Галилеем. Современные представления о Вселенной Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,
перевернувшие мир». 13 Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс. Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя. 14 Планеты-гиганты
и маленький
Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Плутон. Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет. Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности. Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. 15 Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты. Объяснять различия небесных тел. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям
Учебника. 16 Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия Называть крупнейшие звёзды и созвездия. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. Наблюдения за звездным небом: какие
созвездия я знаю и видел. 17 Уникальная
Планета.— Земля. Земля— планета жизни:
благоприятная температура, наличие
воды и воздуха, почвы. Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму. 18 Современные
исследования
космоса. Вклад отечественных ученых
К. Э. Циолковского, С. П. Королева
в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин. Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний. Подготовка сообщения о первой
Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека воткрытый космос (А. А. Леонов). 19 Обобщение
знаний по разделу
«Земля воВселенной». Уроки 10 -17 Выполняет итоговые тестовые задания учителя. Анализирует и обобщает географическую информацию по теме. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом. Тематическое планирование по географии, 5 класс на 2 полугодие.
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
20 Стороны
Горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании. Умение участвовать в совместной деятельности. Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта. 21 Ориентирование на местности. Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас. Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. Умение работать с измерительными приборами. Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Пр.р. № 3 Ориентирование по компасу. 22 План местности
и географическая
карта. Изображение земной поверхности
в древности. План местности.
Географическая карта.
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. Осознание многообразия способов представления земной поверхности. 1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
2.Составление плана кабинета географии
Пр. р. № 4Самостоятельное построение простейшего плана. 23 Обобщение
знаний по разделу
«Виды
изображений
поверхности
Земли». Уроки 19 -21 Работает с учебником, атласом.Анализирует и обобщает географическую информацию по теме. Ориентирование по плану и карте.
Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана
Местности. Тема 5: Природа Земли (10 ч)
24 Как возникла
Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Называть различные гипотезы происхождения Земли. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/«Начальный курс географии. 6 класс». Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Авт. Петрова Н.Н. Республиканский мультимедиа центр.
Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля». Изд. – Просвещение, 2007
Природоведение , 5 класс. Серия «1 С: Школа».
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. 25 Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы
и минералы. Движение земной коры. Называть основные слои Земли, их функции. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли. Анализ текста и рисунков учебника,
определение ключевых понятий
урока, самостоятельное выполнение
заданий учителя. 26 Землетрясения
и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор. Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/«Начальный курс географии. 6 класс». Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Авт. Петрова Н.Н. Республиканский мультимедиа центр.
Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля». Изд. – Просвещение, 2007
Природоведение , 5 класс. Серия «1С: Школа».
Хочу все знать. Мир вокруг нас. Изд. –«Кордис&МедиаРабота с атласом и контурной картой:
обозначение районов землетрясений
и крупнейших вулканов
Пр.р. № 5 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
27 Путешествие
по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия.
Антарктида. Острова. Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации
о природе разных материков Земли.
Работа с учебником, атласом. 28 Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан.
Воды суши. Вода в атмосфере. Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей. Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков
и океанов ЗемлиПр.р. № 6 Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
29 Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха.
Облака. Явления в атмосфере. Погода.
Климат. Беспокойная атмосфера. Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.
Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные). Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли. Анализ текста учебника с целью
определения ключевых понятий урока
Пр.р. № 7 Составление карты стихийных природных явлений. 30 Живая оболочка
Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.
Определять отличия биосферы от других оболочек. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные). Понимание специфических черт живой оболочки Земли. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/
«Начальный курс географии. 6 класс». Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Авт . Петрова Н.Н. Республиканский мультимедиа центр.
Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля». Изд. – Просвещение, 2007
Природоведение , 5 класс. Серия «1 С: Школа».
Хочу все знать. Мир вокруг нас. Изд. –«Кордис&МедиаРабота с учебником и электронным
Приложением. 31 Почва — особоеприродное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Понимать значение почвы в природе и жизни человека. Анализ текста учебника, работа
с электронным приложением. 32 Человек и природа. Воздействие человека на природу.
Как сберечь природу? Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Понимание бережного отношения к природе. Выполнение тестовых заданий. Работа
с картами. Повторение географической номенклатуры и основныхпонятий и терминов (географическийдиктант). 33 Обобщение знаний по разделу
«Природа Земли». Выполняет итоговые тестовые задания учителя. Работает с учебником, атласом.Анализирует и обобщает географическую информацию по теме. Электронное интерактивное приложение. Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы. Изд. – Планета Решение диагностической контрольной работы 34 Урок-экскурсия. Проводит наблюдения за экосистемами своей местности, выявляет ее особенности. 35 Резервный урок
Демонстрационный вариант
диагностической работы для учащихся 5 классов по темам:
«Введение»,
«Земля как планета Солнечной Системы».
Уровень АПланируемый результат: знать и объяснять существенные признаки понятий.
География
наука о веществах и их превращениях
наука о Земле
наука о небесных телах
2. Присутствие учителя в классе можно определить с помощью:
Наблюдения
Эксперимента
Рассуждения
Измерения
3. Центром нашей Солнечной системы является
Земля
Солнце
Луна
4. В состав солнечной системы входят
9 планет
10 планет
8 планет
5. Точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения называются
северный полярный круг
географическими полюсами
южный полярный круг
6. День летнего солнцестояния
21 марта
23 сентября
22 июня
7. На глобусе внизу находится полюс
южный
северный
8. Вследствие того что Земля движется вокруг Солнца на нашей планете происходит
смена дня и ночи
магнитные бури
смена времен года
9. Тропик – это:
а) точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения;
б) воображаемые окружности на поверхности Земли, расположенные на одинаковом; расстоянии севернее и южнее экватора.
в) остатки небесного тела, достигшие поверхности Земли.
Уровень ВПланируемый результат: приводить примеры планет земной группы, устанавливать взаимосвязи между планетами и группами, к которым они относятся.
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К планетам земной группы относят
Землю
Нептун
Венеру
Марс
Сатурн
Юпитер
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В 2. Установите соответствие между планетами и группами, к которым они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Планеты Группы
Юпитер 1) планеты земной группы
Меркурий 2) планеты гиганты
Сатурн
Венера
Уран
Марс
Нептун
Земли
а б в г д е ж з
2 1 2 1 2 1 2 1
Уровень СПланируемый результат: использовать понятия для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.
Какую форму имеет Земля? Каков радиус Земли по современным данным? Сравните значение длины радиуса Земли, определенные Эратосфеном (6311км) и современными учеными.
Почему весной продолжительность светового дня возрастает, а осенью уменьшается?
В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси. Перечислите географические следствия осевого вращения Земли.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое задание части А оценивается в 1 балл. За выполнение задания с выбором ответа выставляется один балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Задание (В1) с выбором трех вариантов ответов из шести предложенных в 3 балла. Задание (В2) на установление соответствий в 8 баллов. Задания части С в зависимости от полноты ответа от 1 до 3 баллов за каждое задание.
№ задания Ответ
б
а
б
в
б
в
а
в
б
а, б, в
абвгдежз
21212121
Земля сплюснута у полюсов.
Радиус Земли по современным данным 6371км.
Радиус Земли определенный Эратосфеном отличается на 60 км.от современного.
Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Сохраняя постоянный наклон оси, земля освещается по – разному. Когда к солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето. В южном полушарии в это время – зима.
Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т.е. с запада на восток.
Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси:
1. Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.
2. Из-за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном - влево.
Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.