Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) по программе Школа России на тему Буква Р. Звуки [ Р] [Р’]

Тема. Буква р. Звуки [ Р] [Р’]
Цель: повторить изученные буквы, создать условия для изучения новой буквы, развивать фонематический слух, диалогическую речь детей, расширять словарный запас, формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения, развивать слуховую и зрительную память, воспитывать интерес к чтению, к окружающему миру, развивать творческие способности и речевую культуру обучающихся.
Оборудование: предметные картинки, слоговые таблицы, индивидуальные карточки «Лист самоконтроля»жж, плакат с рисунком «Сад», «листочки», «капельки», «птички» индивидуально у каждого, клей, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Для чего нужно читать?
- Для того, чтоб больше знать!
- Может маму попросить?
- Нет! Никуда не надо ходить!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
А что мы с вами делаем, чтобы научиться читать ещё лучше? (Много читаем, оцениваем своё чтение, чтобы знать, что получилось, а над чем ещё надо работать).
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя. Какое сейчас время года? Какие вы знаете стихи об осени?
Хочу тоже прочитать вам стихотворение. Александра Пушкина. Скажите, какое время года у поэта было самым любимым?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Давайте, сегодня мы совершим путешествие в осенний сад?
Лист самоконтроля.
- Какое у вас настроение в начале урока? Нарисуйте.
__________________________
Листок самоконтроля
Настроение
Работа в парах. Собери буквы

А О Н М
С К Л Р
У Ы Т И
Напечатай новую букву
Р р

К _________







Р ________








Чтение
ра
ро
ру
ри
ры
ар
ор
ур
ир
ыр
на
но
ну
ни
ны
Са
Со
Су
Си
сы



Настроение










Повторение пройденного материала.
- Прочитайте изученные буквы на доске. На доске буквы:А,О,У,И,ы,С,Н,К,Р,М.
На какие группы можно их разделить? (Которые обозначают гласный звук, которые обозначают согласный звук) Назовите буквы гласных звуков. Какие из них указывают на твердость предыдущего согласного звука? на мягкость?
- Какие бывают звуки? Какие бывают гласные? Согласные?
Задание 1. Соедини буквы по группам.
III. Определение темы, цели на уроке.
Слово учителя. Разгадайте загадки.
Она есть всюду и везде.
Особенно осенью во дворе,
В поле, когда урожай собирают
И на площадке листву убирают,
Дома стирают, метут, подметают,
Моют посуду и пыль вытирают.
О людях, о природе её забота,
Вы догадались? Она - работа. Карточки на доске: Люди работают в поле.
Это слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Но если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья. (Родина) Карточка на доске: Донецк.
- Работа, родина, радость. Какой первый звук в этих словах? Какая тема нашего урока?
Составьте предложение с этими словами.
Подготовленный ученик. Рубрика «Это интересно».
Слово «Родина» произошло от православного слова «род».
Родина это наша земля, наше государство, в котором мы родились и живем. Это её поля, леса, реки, её города, деревни, поселки. Это люди, населяющие уголки родной земли. Народ любит свою Родину. Ей он отдает свой труд, во имя Родины совершает подвиги, о ней слагает он прекрасные песни, стихи. Это всё то, что нам дорого и близко. Любовь к своей Родине, к своему отечеству поднимает людей на подвиг. Много героев погибло, защищая свою страну. Их имена стали для нас символом мужества и чести. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину.
Игра «Микрофон».
Есть такая поговорка «Где ты родился, там и сгодился». Как ты её понимаешь?
Благо – это добро. Есть такая поговорка «Работай на благо Родины». Как ты её понимаешь?
Слово учителя.
Свою родину надо не только любить и защищать, но и трудиться: сажать деревья, цветы, строить дома, что бы наша Родина была ещё лучше. Сейчас мы учимся, что бы потом выбрать себе профессию и помогать Родине.
Какой первый звук в отгадках «работа» и «Родина»?
А хотите узнать какой буквой обозначается этот звук?
Знакомство с буквой Р.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу р представить.
На что ещё похожа буква Р?
Похожа на парус.
Похожа на топор.


- Какие деревья мы встретили в саду? Картинки на доске: береза, рябина.
Где находится звук р в этих словах? Какой он? Он имеет пару по твёрдости – мягкости? Имеет ли он пару по звонкости – глухости? Он - сонорный.
Как вы думаете, в этих словах какой звук будет обозначаться буквой Р?
Какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Парный или непарный?
Давайте сформулируем тему урока.

IV. Формирование новых учебных понятий, умений, навыков.
Выполнение заданий в листе самоконтроля.
Задание 1. Напишите в квадратике большую и маленькую буквы Р р.
Лист самоконтроля.
Задание 2. Разгадай ребусы, запиши слова. Начерти звуковую схему слова.
К _____________ Р _____________
Какое слово вызывает затруднение при написании? Почему? Правило.
Взаимопроверка. Лист самоконтроля.
Чистоговорки. Что такое эхо? Звуковое эхо отражённый звук. Дети произносят последний слог 3 раза.
Игра «Эхо»
Собирайся, детвора, ра, ра, ра,
Начинается игра.
Запомнить это не хитро,
Спешу делать я добро.
В зимний холод и в жару
С собой вежливость беру.
Зажжем в сердцах любви костры,
Если будем мы добры.
Для родных хорошие дела твори,
Как солнышко тепло дари.
Скороговорка. Роет землю носом крот, разоряет огород.
Чтение по слоговой таблице.
ра
ро
ру
ри
ры
ар
ор
ур
ир
ыр
На
Но
Ну
Ни
ны
Са
Со
Су
Си
сы

Читаем по цепочке, строчке, столбиком. Карточка самоконтроля.
Задание для читающих в это время. Прочитать стихотворение. Справа выбрать заголовок и подчеркнуть его карандашом.
Мы в лесок пойдем
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной,
Светло - шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
Вечер
Листок
Ужин
Грибок
Ребята


V. Физкультминутка.
По дороге в сад идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят.
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет.
VI.Закрепление и обобщение изученного материала.
Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 66.
Иллюстрация к какой сказке нам дана в учебнике на с.66? Кто её написал?
Фронтальный опрос по сюжету сказки. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин. Есть такое выражение «остаться у разбитого корыта2, как вы его понимаете?
Чтение текста по Азбуке с. 66-67.
Лист самоконтроля.
Работа в группах.
Правила для работы в группе.
Используя слова на карточках составить предложения, связанные между собой, чтобы получился рассказ.
У ма-мы
Мак
По-ли-ли
Сын
Пи-лил
Ма-ма
Ли-на
По-лы
Са-ра
Му-сор
Ра-но
Ок-но
Мы-ли
Ма-ма
Па-па
Ан-на
Ни-на
Стол
На-ли-ли
Пи-ли

Проверка работы в группах.
Слово учителя.
Наше путешествие закончилось. Какие признаки осени вы можете назвать?
VII. Рефлексия
Лист самоконтроля. Нарисуй, какое настроение у тебя в конце урока. Чего больше в твоём листе самооценки: тучек или солнышек?
Что нового узнали на уроке? Карточки на доске:
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Игра «Звонок маме».

15