Декабрьские события 1986 год


Тема: Декабрьские события 1986года в Казахстане.        
           
Задачи урока:
1.Образовательные: показать комплекс исторических и других факторов способствовавших открытому столкновению молодёжи Казахстана в 1986году с командно-административной системой нашего общества.
2.Развивающие: формировать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, отстаивать свою позицию, развивать монологическую речь.
3.Воспитательные: воспитание высокой гражданской позиции, формирование чувства ответственности каждого перед лицом истории.
Тип урока: комбинированный
Методы: опережающее задание, интерактивный, проблемно – поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование: карта Казахстана, периодическая печать, ОК «Декабрьские события 1986года», дополнительная литература: Г.В.Кан «История Казахстана»,«Алма-Ата, декабрь 1986год», «Очерки», г.Алматы, 1993год.
Ход урока:
I.Организационный момент: озвучивание темы и задач урока.
На доске:                                                 
Эпиграф:
«Патриотизм – это не значит только любовь к своей Родине, это гораздо больше».             Л.Н.Толстой.
 
Вступительное слово учителя:
«Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей, так и каждый народ ответствен перед своей историей».
  Абу Насыр аль-фараби.
16.12.1986года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев, на его место назначен Г.В.Колбин, работавший до этого Первым секретарём Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решён вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление.
II. Характеризуя источники, учащиеся определяют повод, причину декабрьских событий, характер.
III. Выступление учащихся (опережающее задание).
IV. По ходу изучения новой темы заполняется опорный конспект.
Причины:
1.Несогласие с назначением Г.В.Колбина.
2.Командна-административные методы руководства регламентированные из центра.
3.Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
4.Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.
Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).
Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов (национально-освободительное движение за свободу и независимость).
Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.
Ход событий:
15.12.1986год                                        16.12.1986год
 
Из Москвы в Алма-Ату прибыл
заворготделом ЦК КПСС Г.Разумовский и Первый секретарь Ульяновского обкома Г.В.Колбин  Пленум ЦК Компартии                                                                       
Казахстана освободил от должности Д.А.Кунаева17.12.1986год                                           18.12.1986год                                          
Казахская молодёжь вышла на главную площадь республики.
  Против демонстрантов брошены силы милиции и внутренних войск.
 
         Учениками собран материал по теме и распределён по группам.
1группа – выступление по лекции МухтараШаханова «Алма-Ата, декабрь 1986год, правда и ложь». В1990-91гг. изучает и даёт анализ.
2группа – постановление ЦК КПСС «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся от 15 июля 1987года».
3группа – общественные движения «Азат», «Адият», «Желтоксан», «Невада - Семей».
4группа – Докажите, что жертвы героев – декабристов были не напрасны.
Учитель: События 1986года обсудим в прениях.
Вопрсы: -  Почему демонстрация приняла массовый характер?
- Допускались ли нарушения в правовых отношениях?
- Как вы считаете, всегда ли правильно поступали демонстранты в 1986года, и можно ли считать их действия правильными?
- Такой бунт мог ли иметь успех?
- Событие свершилось, как же оно оценивается очевидцами? (выступление учащихся)
- Каковы же последствия декабрьских событий 1986года?
 «отрицательное»                             «положительное»
1.Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены  , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из ком сомола – 78. 
2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», пресле дованиям подверглись акаде мики У. Джолдасбеков, Н.На диров, учёный – антрополог  Р. Исмагулов.
3.Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.           
          1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова     возникло антиядерное  движение « Невада – Семипалатинск».
2.Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал».
3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.
 
V.Итоги: В канун празднования 15-ой годовщины Независимости РК, на площади в Алма-Аты был установлен памятник, который символизирует старый, ушедший тоталитарный режим и Новый мир современной республики с демократичными преобразованиями.
VI.Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым.
VII.Домашнее задание: стр. 66-69.
«Моя точка зрения на события 1986года» - эссе.
VIII.Выставление оценок.


Тема: Декабрьские события 1986года в Казахстане. (9 класс) Задачи урока: 1.Образовательные: показать комплекс исторических и других факторов способствовавших открытому столкновению молодёжи Казахстана в 1986году с командно-административной системой нашего общества. 2.Развивающие: формировать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, отстаивать свою позицию, развивать монологическую речь. 3.Воспитательные: воспитание высокой гражданской позиции, формирование чувства ответственности каждого перед лицом истории. Тип урока: комбинированный Методы: опережающее задание, интерактивный, проблемно – поисковый, словесный, наглядный. Оборудование: карта Казахстана, периодическая печать, ОК «Декабрьские события 1986года», дополнительная литература: Г.В.Кан «История Казахстана»,«Алма-Ата, декабрь 1986год», «Очерки», г.Алматы, 1993год. Ход урока: I.Организационный момент: озвучивание темы и задач урока. На доске: Эпиграф: «Патриотизм – это не значит только любовь к своей Родине, это гораздо больше». Л.Н.Толстой. Вступительное слово учителя: «Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей, так и каждый народ ответствен перед своей историей». Абу Насыр аль-фараби. 16.12.1986года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев, на его место назначен Г.В.Колбин, работавший до этого Первым секретарём Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решён вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление. II. Характеризуя источники, учащиеся определяют повод, причину декабрьских событий, характер. III. Выступление учащихся (опережающее задание). IV. По ходу изучения новой темы заполняется опорный конспект. Причины: 1.Несогласие с назначением Г.В.Колбина. 2.Командна-административные методы руководства регламентированные из центра. 3.Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки. 4.Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка. Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана). Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов (национально-освободительное движение за свободу и независимость). Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь. Ход событий: 15.12.1986год 16.12.1986год Из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г.Разумовский и Первый секретарь Ульяновского обкома Г.В.Колбин Пленум ЦК Компартии Казахстана освободил от должности Д.А.Кунаева 17.12.1986год 18.12.1986год Казахская молодёжь вышла на главную площадь республики. Против демонстрантов брошены силы милиции и внутренних войск. Учениками собран материал по теме и распределён по группам. 1группа – выступление по лекции МухтараШаханова «Алма-Ата, декабрь 1986год, правда и ложь». В1990-91гг. изучает и даёт анализ. 2группа – постановление ЦК КПСС «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся от 15 июля 1987года». 3группа – общественные движения «Азат», «Адият», «Желтоксан», «Невада - Семей». 4группа – Докажите, что жертвы героев – декабристов были не напрасны. Учитель: События 1986года обсудим в прениях. Вопрсы: - Почему демонстрация приняла массовый характер? - Допускались ли нарушения в правовых отношениях? - Как вы считаете, всегда ли правильно поступали демонстранты в 1986года, и можно ли считать их действия правильными? - Такой бунт мог ли иметь успех? - Событие свершилось, как же оно оценивается очевидцами? (выступление учащихся) - Каковы же последствия декабрьских событий 1986года? «отрицательное» «положительное» 1.Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из ком сомола – 78. 2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», пресле дованиям подверглись акаде мики У. Джолдасбеков, Н.На диров, учёный – антрополог Р. Исмагулов. 3.Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку. 1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение « Невада – Семипалатинск». 2.Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал». 3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев. V.Итоги: В канун празднования 15-ой годовщины Независимости РК, на площади в Алма-Аты был установлен памятник, который символизирует старый, ушедший тоталитарный режим и Новый мир современной республики с демократичными преобразованиями. VI.Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым. VII.Домашнее задание: стр. 66-69. «Моя точка зрения на события 1986года» - эссе. VIII.Выставление оценок.
Рефлективный отчёт по проведённому уроку по истории Казахстана
6 декабря мною был проведен урок истории Казахстана в 9 классе. На тему декабрьские события 1986 года.
Задачи урока: 1.Образовательные: показать комплекс исторических и других факторов способствовавших открытому столкновению молодёжи Казахстана в 1986году с командно-административной системой нашего общества. 2.Развивающие: формировать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, отстаивать свою позицию, развивать монологическую речь. 3.Воспитательные: воспитание высокой гражданской позиции, формирование чувства ответственности каждого перед лицом истории. Тип урока: комбинированный Методы: опережающее задание, интерактивный, проблемно – поисковый, словесный, наглядный. Оборудование: интерактивная доска, презентация, карта Казахстана, периодическая печать, ОК «Декабрьские события 1986года», дополнительная литература: Г.В.Кан «История Казахстана»,«Алма-Ата, декабрь 1986год», «Очерки», г.Алматы, 1993год. Ребята работали в группах. Им было комфортно работать друг с другом. Старались запомнить все до мельчайших подробностях. Показывала видеофильмы, презентации, анализировали свою работу. На уроке учащиеся воспринимали информацию, оценивали, проверяли, доказывали. Класс был активным.  Дети все хотели отвечать. Дети могли аргументировать свои ответы, рассуждать, делать выводы, оценивать, подходить к работе творчески.  
Я не должна давать информацию детям в готовом виде, а должна давать им возможность получать знания самостоятельно, я должна развивать в детях саморегуляцию и самомотивацию. На моих уроках должна говорить не я, а мои ученики, я должна давать детям возможность говорить, рассуждать, искать и находить, доказывать и оценивать. Я должна показать значимость каждому ребёнку, вселить в него уверенность в свои силы. Я должна быть настоящим лидером учебного процесса и построить учебный процесс так, чтобы развить возможности каждого ребёнка, учесть его талант или одарённость.
На стадии осмысления дети работали в группах по методу «Джигсо», создавали постеры. Проводя рефлексию ученики писали синквейны, заполняли таблицы «Знаю Хочу узнать Узнал», проводили рефлексию своей деятельности на уроке.
Урок прошел по задуманному, положительно.
Я буду стремиться к тому, чтобы улучшить качество знаний учеников.