Декабрьские события 1986 г. в г.Алматы (9 класс)


Тема: Декабрьские события 1986 г. в г.Алматы Цель урока: Декабрьские события 1986 г. .Задачи:
Образовательная: Сформировать понятие у учащихся о причинах, поводе и ходе декабрьских событий 1986 г. в г.Алматы.
Развивающая: Формировать умения анализировать, работать с текстом из дополнительной литературы, который может стать основой для организации дискуссии и позволит аргументировано, с привлечением фактов, отстаивать свою.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся патриотические чувства к своей Родине, чувства гражданского долга, ответственности перед будущим. Сформировать чувство ответственности каждого перед лицом истории.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый
Оборудование , наглядность: компьютер, интерактивная доска
Эпиграф: «Патриотизм – это не значит только любовь к своей Родине, это гораздо больше» Л.Н.ТолстойИстория – это не просто события прошлого, она заключает  в себе знания о прошлом, чтобы человечество в будущем не повторило ошибок предыдущих поколений
Ход урока
I этап – Органиционный материал.ІІ этап – Проверка знания.
Установить соответствия
№ руководители годы территория
1 Сырым Датыулы А) 1916 г. 1.Весь Казахстан
2 М.Утемисов, И. Тайманов Б) 1837-1847 г.г. 2.Тургайские степи
3 Кенесары Касымулы В) 1783-1797 г.г. 3. Семиречье
4 А.Иманов,А.Джангильдин Г) 1836-1838 г.г. 4. младший жуз
5 Т.Бокин, Б.Ашекеев 5.Букеевское ханство
1-В-4 2-Г-5 3-Б-1 4-А-2 5-А-3
-Определите цель и характер восстании . -Что объединяет эти восстании?
IIІэтап – Постановка цели. Сегодня мы разберем причины, поводи ход декабрьских событий 1986 г. в г.Алматы.
ІV. Работа над новым материалом.
Вопрос: Что вы знаете о декабрьских событиях 1986 года в г.Алма –Ате?
Учитель:
«Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей, так и каждый народ ответственен перед своей историей». Эти слова, написанные великим Абу НасырАлъ-Фараби, актуальны и сегодня. Период «детства», формирования и становления пережил каждый народ по-своему.
История Казахстана в период перестройки - это поворот от тоталитаризма к демократии, к новому мышлению (провозглашен и осуществлен принцип политического плюрализма). Политический плюрализм - множественность мнений, ликвидация одномыслия, ликвидация исключительных прав Москвы.Ликвидация исключительных прав Москвы и представляла собой самую большую сложность, которую ощутили на себе казахстанцы.
1986 год начался с большой критики в центральной прессе положения дел в Казахстане. 15 декабря из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г. Разумовский, которого сопровождал первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. Стало ясно: будут перемены. Они свершились 16 декабря.
Учитель: Что мы должны изучить по декабрьским событиям 1986 г. в г. Алматы?
Ответы учащихся: Повод, причины, характер, движущие силы, ход событий, последствия
(работа в паре с текстом)
Характеризуя два источника, учащиеся определяют повод для декабрьских событий
1 источник
Старт декабрьским событиям дал состоявшийся 16 декабря 1986 г. Пленум ЦК Компартии Казахстана, который освободил от должности первого секретаря Д. А. Кунаева и предложил для избрания Колбина Г. В. На эту должность. С этим предложением от имени Политбюро выступил секретарь ЦК КПСС Г. П. Разумовский.
Избрание Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Пост первого секретаря Компартии республики, как правило использовался в качестве «трамплина для прыжка на следующую ступень карьеры». (Алма-Ата. 1986 г. Декабрь.Алма-Ата. 1991, с. 18-19).
2 источник
16 декабря 1986 гола на Пленуме ЦК Компартии Казахстана, причем в нарушение всего, Г. Колбин не был принят на учет ни в одну из парторганизаций Казахстана, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма-Ате, и он становится назначенным из Кремля нашим политлидером. И все это на фоне деклараций М.С. Горбачева о новом мышлении, об отказе от насилия нал республиками, о праве всех и каждого иметь свое мнение, поступать так, как он волен.
…Удар по национальному самолюбию этноса вызвал естественную волну протеста (Ахметова Л. Патриотизм в ракурсе истории.Алма-ты. 1996., с. 192- 193).
Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана). Причины декабрьских событий определяются, обсудив следующие материалы:
1 источник
В основе декабрьских событий лежит комплекс исторических, социальных и экономических причин. Исторические параллели можно провести с эпохой колониального господства, которая в принципе без изменений продолжалась в эпоху СССР, когда командно-административными методами значительная часть внутренних дел республики регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя - это своеобразный детонатор, подведший черту под систематическим игнорированием основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
Выступления явились реакцией на многолетнее попрание национальных интересов и прав коренных жителей - вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на родине в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней.Под общей редакцией А.Б. Гали, Ж. Касымбаева - Алматы, 2003, с. 489).
2 источник
А вот вторая причина, кстати, более конкретная и приземленная. Все это время как бы остается в тени. В августе 1986 года была объявлена кампания по борьбе с нетрудовыми доходами, а в октябре того же года, т.е. в традиционные сроки заключения массовых соглашений по найму частных квартир и углов на предстоящий год, она бумерангом ударила по аульной молодежи в столице. Потому что койко-местами в общежитиях Ал маты обычно охватывалось лишь две трети этого контингента, а остававшаяся треть зависела от квартиродателей. Той злополучной осенью ретивые исполнители из органов власти аккурат к возвращению массы иногородних студентов и рабочих с каникул и отпусков успели вогнать в прострацию рынок частного жилья. Тысячи людей остались на улице в период стремительно набирающих силу холодов. Запуганные правоохранительными органами потенциальные квартиродатели захлопывали перед их носом свои двери. Административные инстанции игнорировали эту социальную проблему, и это несмотря на то, что ее неоднократно поднимала на своих страницах пресса».
Причины:
1.Несогласие с назначением Г.В.Колбина.
2.Командна-административные методы руководства регламентированные из центра.
3.Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
4.Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.
Учитель:
С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с этим решением.
Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации. Их опорой была сила, а не разум и добрая воля,
Наше время - время перемен, но не меняется мечта человека о свободе, о достойной жизни. С ними и вышла казахская молодежь на главную площадь республики 17 декабря 1986 года, требуя объяснить причины избрания
Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.
По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация начала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего, новые власти Казахстана вновь прибегли к террору и репрессиям. 17-18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск.
Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов (национально-освободительное движение за свободу и независимость).
Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.
Учитель: Каковы же последствия декабрьских событий 1986 г?
(было дано опережающее задание учащимся)
Выступление ученика с информацией о последствиях:
Последствия:
Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.
Возбуждено 99 уголовных дел. (46 человек через некоторое время были реабилитированы). Из них приговорены 2 человека - к расстрелу, 83 человека - к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.
• 52 человека были исключены из состава партий;
• 787 человек были исключены из членов ВЛКСМ;
• 1138 человек получили комсомольские взыскания;
• 12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности;• 271 студентов отчислены из учебных заведений;
• 1200 человек уволены с Министерства внутренних дел, 309 человек - с министерств здравоохранения и транспорта.
• Жертва декабрьских событий - КайратРыскулбеков. Студент Алматинского архитектурно-строительного института. В 1988 г. Решением Верховного Совета Каз ССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание «Халық каһарманы».
Выступление ученика с информацией о КайратеРыскулбековеКайратРыскулбеков, один из двух демонстрантов (второй – МырзагалиАбдикулов), которых ожидал смертный приговор, еще не подозревал, какая судьба ему уготована. Он был задержан в первый день Нового года, когда жители столицы продолжали отмечать праздник.
Из письма КайратаРыскулбекова:
«...Да, не стану скрывать от вас, 18 декабря 1986 года я ходил на Площадь... Тому меня побудили: во-первых, желание увидеть собственными глазами, что же там такое происходит, — писал в своем последнем письме родным. — Во-вторых, решимость выполнить долг гражданина и мужчины-защитника, если подтвердятся разговоры о том, что солдаты и милиционеры безжалостно избивают молоденьких казахских девушек. Я никогда не был мужчиной только на словах. Мужская доблесть, честь и достоинство были для меня не просто слова. И слава богу, что всевышний не обделил меня ими. Они не могли молчать во мне, когда речь шла об избиваемых жестоко девушках. В моем понятии было так: мужчины не должны поднимать руку на женщин, в каких бы то ни было ситуациях. Ведь даже звери и животные не опускаются до подобной низости в отношении своих самок. А мы все — люди, представители высокосознательного рода человеческого... Одним словом, такие понятия не позволили мне отсиживаться в стороне, когда все вокруг говорили об избиении девушек. Это подтвердилось. И я по мере своих сил старался защищать девушек. Что правда, то правда. И я по сей день не жалею о том, наоборот, горжусь, что не поступился своими принципами, не смалодушничал. Однако, бог тому свидетель, никого не убивал. Совершить такое — выше моих сил, возможностей. Никогда и ни при каких обстоятельствах я не смог бы пойти на это. Да, было дело, ударил несколько раз милиционера за то, что он таскал за волосы и избивал изуверски какую-то девушку. Но этот человек по сей день жив - здоров, ничего такого с ним не случилось. На том исчерпывается все мое преступление...».
Двадцатилетний парень держался этого ответа до последнего вздоха.
Выступление ученика с информацией о КайратеРыскулбековеКайрат узнал, что его помиловали Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1988 года. Хотя и поздно, но он дождался этого. Но особой радости не было.
«...Как вы и сами слышали, расстрел заменили мне двадцатью годами. Такой поворот судьбы кого-то, быть может, обрадовал бы или утешил. Но лично мне это сообщение радости не принесло. Дорогая мама, ты не можешь не понять меня! Мне невыносимо тяжело от мысли, что должен сидеть и сидеть в этой темнице без вины. Одиннадцать месяцев ожидания рокового мгновения
истощили меня до предела. У меня не осталось никаких сил. И я не хочу ни за что терпеть двадцать лет мучений...»
Согласно заключению юристов из комиссии М. Шаханова, это короткое письмо написано К. Рыскулбековым в состоянии аффекта, то есть в момент первоначальной реакции на сообщение о замене расстрела двадцатью годами заключения. Представьте же себе состояние человека, в течение года каждую минуту ожидавшего исполнения приговора в камере смертников и вдруг узнавшего, что пришла не смерть наконец-то, а «милость» в виде 20-летнего срока. 21 мая того же года К. Рыскулбеков погиб в камере № 21 Семипалатинской тюрьмы при весьма загадочных обстоятельствах. И тогда то письмо послужило следствию основанием для закрытия дела о его смерти без дальнейших разбирательств. Но есть ряд обстоятельств, вынуждающих ставить под сомнение версию о самоубийстве. Кайрат должен был быть отправлен этапом через Караганду в Свердловск. Но первоначальный маршрут, оказался почему-то изменен, и он попал в другую тюрьму. За день до рокового события к нему в камеру был пущен шестикратно судимый, отъявленный уголовник Л. Власенко. По мнению советника Латвийской лиги по правам человека, юриста-эксперта В. Богданова, прибывшего в Алма-Ату по специальному приглашению и лично ознакомившегося с делом К. Рыскулбекова, здесь речь может идти только о преднамеренно подстроенной акции.
Выступление ученика с информацией об участнике декабрьских событий
Часов в 8 утра 1о декабря я пошел на Площадь. Там народу было много. Я стоял возле второго аппаратного студийного комплекса (угол проспекта Мира и Тимирязева) и хорошо видел противостоящих демонстрантам работников милиции. Они держали в руках доски длиной - до 2 метров. На некоторых досках торчали гвозди. Я считаю так (и не сомневаюсь, что прав), милиционеры разнесли окружающую, ведущуюся там рядом стройку, чтобы вооружиться таким образом. Потому что все доски были окрашены в зеленый цвет. А забор тот выглядел так, будто его уже убирали за ненадобностью... Где-то около 23-х часов я опять появился возле 2-го АСК. Неподалеку от меня стояла и беседовала между собой группа казахских девушек. Вдруг одну из них схватил появившийся рядом милиционер с европейской внешностью и стал заворачивать ей руки за спину. Остальные, напуганные таким демаршем, отбежали на метров десять - пятнадцать. А затем, не будучи в состоянии оставить в беде свою подругу, вернулись. До сих пор звучат у меня в ушах их жалобные голоса, уговаривающие милиционера смилостивиться. Хотя мне и было страшно, я тоже подошел и попросил его отпустить девушку. Милиционер выругался: «Пошел ты на...». В этот миг девчата разом налетели на него и сумели освободить свою подругу. Следом же они бросились разбегаться. Одну из них тот милиционер все же успел сбить с ног подножкой. Девушка вытянулась на асфальте лицом вниз. Милиционер упал на нее всей тяжестью своего тела и стал выкручивать руки. Я не выдержал и пошел к нему. Но меня опередила какая-то пожилая женщина, проходившая мимо. Она схватила милиционера за плечи и стала трясти с криком возмущения. Тем временем девушка сумела высвободиться. И все мы разбежались...». (СеитбекТараков, юридический консультант Министерства, автомобильных дорог Казахской ССР)
По ходу изучения новой темы на плакате заполняется кластер и проводится запись в тетрадях.
VI. работа над пониманием нового материала.
Учитель: А теперьс каждого ряда скажите ассоциации, которые у вас возникли. Правило: не повторяться!
Алма-Ата
Молодежь Репрессии
22860001905Декабрьские события 1986 г.
00Декабрьские события 1986 г.

Кунаев Д.А 1986год
Собаки М.С.Горбачевсаперн. лопаты
ПОИСК ОТВЕТОВ
2171700203200Декабрьские события 1986 г.
00Декабрьские события 1986 г.
3429003175причины
00причины
41148003175ход событии00ход событии4114800575310характер
00характер
342900575310повод
00повод
41148001162050последствия
00последствия
3429001162050движущие силы
00движущие силы
16001993174990016002003175000016002009042390016002001257300003543300317500003771900904239003543300125730000
  «отрицательное»                             «положительное»
1.Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены  , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из ком сомола – 78. 
2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», пресле дованиям подверглись акаде мики У. Джолдасбеков, Н.На диров, учёный – антрополог  Р. Исмагулов.
3.Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.           
          1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова     возникло антиядерное  движение « Невада – Семипалатинск».
2.Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал».
3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.
 
VII.Закрепление.Тестовые задания .
VIII.Итоги урока. Заключительное слово учителя:
«С позиции сегодняшних знаний и представлений ясно, что декабрьские события 1986 г. в Казахстане - одна из трагических страниц нашей истории. Люди уже не хотели мириться с существующим положением, а система, подавившая выражения несогласия с бесчеловеческой жестокостью, наглядно продемонстрировала свою антинародную сущность и прежде всего полное пренебрежение к международным нормам в области прав и свобод человека и к собственной Конституции*.
(Сборник научных докладов "Независимый Казахстан: декабрь 1986 года", Алматы, Институт развития Казахстана, 1996, с. 162).
Учитель: События 1986года обсудим в прениях.
Вопросы: -  Почему демонстрация приняла массовый характер?
- Допускались ли нарушения в правовых отношениях?
- Как вы считаете, всегда ли правильно поступали демонстранты в 1986года, и можно ли считать их действия правильными?
- Такой бунт мог ли иметь успех?
- Событие свершилось, как же оно оценивается очевидцами? (выступление учащихся)
- Каковы же последствия декабрьских событий 1986года?
Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым
Фидбек (обратная связь) письменно проводится обратная связь:
Что нового изучили сегодня?
Какие возникли вопросы?
Общие комментарии по сегодняшнему уроку. Понравился, не понравился? Почему?
Домашнее задание
Прочитать в учебнике по истории Казахстана тему стр.254-256
Составить устный диафильм «Декабрьские события 1986 г. в г.Алма-Ата»
Тема: «Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате»
Цель: формирование представления учащихся о событиях понимания декабря 1986 года в г. в Алма-Ате.
Задачи:
установить повод, причины, характер декабрьских событий;
раскрыть историческое значение данных событий для дальнейшего развития страны;
развивать способности рассуждать, анализировать, работать с дополнительными материалами, делать выводы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Информационно- образовательная среда: Электронный учебник «История Казахстана 9класс»
модуль №7.
Ход урока