«Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины, характер, следствие»

Разработка урока по истории Казахстана
«Декабрьские события 1986 года в Казахстане:
причины, характер, следствие»

Рихтер Ольга Антоновна,
заведующая отделения с русским языком обучения
Костанайского педагогического колледжа.

Цель занятия:
продолжить формирование знаний учащихся по данной теме и углубить их, используя интерактивные формы и методы;
развивать умения самостоятельно анализировать учебный и дополнительный материал по теме, в ходе дискуссии высказывать свою точку зрения, опираясь на исторические факты, давать историческую оценку событиям, исходя из заданной политической позиции, обобщать, делать выводы;
воспитывать осознанный и вдумчивый подход к национальной истории, потребность смотреть на исторические события с разных позиций и в споре приходить к истине, формировать патриотический настрой у учащихся и приоритет демократических ценностей.
Тип занятия:
Обобщение изученного при помощи интерактивной формы обучения – дискуссии.
Оборудование:
оформление доски – словарь, тема, основные знания и умения на уроке, проблемный вопрос; презентация по теме; особое расположение столов – деление класса на два «лагеря» - демократический и авторитарный, отдельно стол для экспертов; пояснительные таблички; выставка дополнительной литературы по теме.
Ход урока.
1. Организационный момент, настрой на работу.
Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем занятии мы продолжим формирование знаний по теме: «Декабрьские события 1986 года в Казахстане». Надеюсь, вам в этом поможет интерактивная форма обучения, которую мы будем использовать, - дискуссия. Она будет вестись между оппозиционными «лагерями» - демократическим и авторитарным – по следующему плану (на экране);
План дискуссии.
Причины и повод декабрьских событий в Алма – Ате.
Характер развития событий.
Последствия, итоги событий.
Значение декабрьских событий для дальнейшего исторического развития Казахстана.
Каждый «лагерь» разделен на микрогруппы (по 3 человека), готовые оппонировать друг другу в соответствии с пунктами плана и той политической позицией, которую они занимают. За отдельными столами сидят два эксперта, каждый из которых в конце урока сделает вывод и обобщение с разных политических позиций (по 4 пункту плана) и по-своему ответит на проблемный вопрос.
Проблемный вопрос (на экране):
-Способствовали ли декабрьские события изменениям политической атмосферы в Казахстане и если да, то каким?
Не забывайте использовать в своих выступлениях историческую терминологию. Вам в помощь – словарь: административно – командная система, волюнтаризм, дефицит, русификация, национализм, репрессии, реабилитация, демократизация.
3.Ход дискуссии (тезисы).
Выступление микрогрупп. Время – 5 минут. Корректировка и направление дискуссии – учитель.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ «ЛАГЕРЬ»
АВТОРИТАРНЫЙ «ЛАГЕРЬ»

1.Причины и повод декабрьских событий в Алма – Ате.

-Сохранение административно – командной системы.
-Политический волюнтаризм властей.
-Несамостоятельность экономики Казахстана.
-Проблема дефицита, зависимости от импорта.
-Незаинтересованность производителя в результатах и в качестве труда.
-Снижение доли казахского населения в результате миграции.
-Игнорирование проблем национальной культуры, снижение роли казахского языка, русификация.
-Игнорирование властью прав людей и целых народов (взрывы на Семипалатинском полигоне, низкий уровень жизни, нехватка объектов инфраструктуры, мест в общественных общежитиях для студентов).[4]
-Повод к выступлению молодежи 17 декабря - смена руководства республики на 6 Пленуме ЦК Казахстана, снятие с поста Первого секретаря Кунаева Д.А. и назначение Колбина Г., не знавшего особенностей республики.
-Несмотря на провозглашённый курс на перестройку, административно –командная система сохранялась в СССР, следовательно, была целесообразной.
-Под управлением центральной власти экономика республики достигла высоких результатов.
-Взаимозависимость республик в хозяйственных связях – естественное явление для такой мощной страны, как СССР.
-Перестроечные процессы привели к ослаблению контроля над всеми сферами общественной жизни.
-Многонациональный состав населения не требовал особого внимания к национальным вопросам.
-Государство обеспечивало социальные потребности- жилье, стипендии, всеобщую занятость.
-В начале перестройки смена руководства республики была актуальной, так как новыми процессами должен был руководить новый человек.

2. Характер развития событий.

-Молодежная демонстрация 17 декабря 1986 г. была мирной, носила политический характер.
-Выступление не содержало призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.
-Демонстрация разрослась в толпу, поэтому по указанию Москвы казахстанские власти приняли решение о проведении операции «Метель», разработанной МВД СССР. Ее цель – изменить характер выступлений, перевести политический митинг с демократическими требованиями в русло националистических столкновений и уголовных правонарушений. Таким образом, толпа была создана искусственно, и этому есть доказательства (ученики приводят выдержки из книги – хроники «Алма -Ата. Декабрь 1986 года»[5]
-Власть расправилась с безоружными людьми очень жестоко (примеры) [5]
-Демонстрация была опасной, т.к. была направлена против власти, а это могло привести к ее разрастанию и вовлечению массы людей в это противостояние.
-Выступление быстро превратилось в толпу, где отсутствовали общие цели, зато присутствовали состояние аффекта, агрессия, стихийность. У толпы не было настоящего лидера. Она была очень опасна, поэтому единственно правильным решением было – разогнать ее (какую опасность таит в себе толпа, мы знаем из курса обществознания).
-Многотысячные беспорядки привели к увечьям (примеры)[5] Руководству республики было просто необходимо подавить этот хаос с помощью войск МВД.

На экране – документальные фотографии, кадры с места событий.

3. Последствия, итоги событий.

-Приведение данных статистики – задержано, подвергнуто административному, уголовному наказанию, исключено из комсомола, вузов, вынесена даже высшая мера наказания (К.Рыксулбекову).[4,5]
-Показания свидетелей на судебном процессе над Рыксулбековым, Кузембаевым, Тайжумаевым, Ташеновым (1987г.) очень противоречивы, а все обвиняемые отрицают свою вину и приводят веские аргументы в свою защиту. (выдержки из книги – хроники «Алма _Ата. Декабрь 1986 года») [5]
-Масса нарушений выявлена была в уголовном деле Кайрата Рыскулбекова. По мнению советника Латвийской лиги по правам человека, юриста – эксперта Богданова В., это была преднамеренно подстроенная «акция». Комиссия М.Шаханова, проведя анализ ведения дела по факту смерти К. Рыскулбекова, доказала, что это был социальный заказ. Он был уничтожен, так как его помилование создавало для власти реальную угрозу разоблачения и возмездия – за искусственное создание уголовных дел в отношении невиновных людей.
-Подход к социальным и национальным проблемам в конце 1980-х и был чисто формальным.
-Наказание участников событий было неотвратимо, иначе такие выпады против государственной власти могли бы повториться.
- Свидетели, выступавшие на суде над зачинщиками беспорядков, описывают агрессивный характер их действий (выдержки из книги – хроники «Алма _Ата. Декабрь 1986 года») [5]
-Постановлением Президента Верховного Совета СССР (1988) К. Рыскулбекова помиловали и сменили смертный приговор на 20 лет лишения свободы. На суде было доказано, что он причастен к убийству дружинника Савицкого.[5]
-После декабрьских событий руководство республики стало уделять гораздо больше внимания национальным и социальным проблемам (приём в вузы осуществлялся с учётом процентного соотношения казахов и неказахов, в Советах организовывались отделы по проблемам межнациональных отношений, даже Г. Колбин обещал в короткие сроки изучить казахский язык; разработана программа по строительству жилья, меры по улучшению снабжения продуктами и т.д.)

4. Значение декабрьских событий для дальнейшего исторического развития Казахстана. Выступление экспертов.

Оценив в 1987 году события в Алма- Ате как националистические выступления, власть показала свою несостоятельность.
Удовлетворить демократические требования молодежи руководство республики не решилось, вопреки курсу на демократизации. Гораздо легче было не вступать в диалог с молодыми людьми, а подавить их выступление, используя волюнтаристскиеметоды административно – командной системы. Многие были репрессированы безвинно. И только благодаря деятельности комиссии М.Шаханова и партии «Желтоксан», образованной в 1990 г. осуждёнными за декабрьские события, стала возможной реабилитация незаконно репрессированных. 12 декабря 1991 г. Президент уже суверенного Казахстана Н.А Назарбаев отдал дань справедливости тем, кто был необоснованно наказан (указ «О реабилитации граждан, привлечённых к ответственности за участие в событиях 17- 18 декабря 1986 года в Казахстане»). Таким образом, официальная оценка событий изменилась: это было столкновение неокрепшей казахстанской демократии с административной – командной системой.
Так и не признавшему своей вины борцу за демократию К.Рыскулбекову, уничтоженному системой, посмертно присвоено звание «Халык Кахарманы».
Отвечая на проблемный вопрос, можно с уверенностью сказать, что декабрьские события заставили тогдашнее руководство Казахстана дать ход демократическим процессам, остановить которые было невозможно. События изменили политическую атмосферу в республике. С конца 1980х годов в Казахстане стала формироваться многопартийная система, а это важный шаг на пути к демократии.
События в Алма –Ате приняли слишком масштабный характер. Многие их участники совершали противоправные действия. Руководство республики было вынуждено действовать силовыми методами, чтобы в дальнейшем подобные действия не повторялись. В стране шла перестройка, и республику должен был возглавить новый руководитель. Выпады против него надо было пресечь.
Переход к демократизации не мог произойти быстро, поэтому в данном случае власть была вынуждена подавить выступление молодежи.
Кроме того, указ Президента не распространялся на лиц, осужденных за умышленные противоправные действия. То есть далеко не все участники событий пострадали безвинно.
Если бы власть не подавила беспорядки, события могли бы привести к более серьёзным политическим последствиям- крушению основ самой власти. Кто бы тогда продолжил начатый курс на перестройку? Таким образом, отвечая на проблемный вопрос, можно сказать: процесс демократизации казахстанского общества мог бы приостановиться, если бы власти дали свободу действий участникам беспорядков и не пресекли этот хаос.

Заключительное слово учителя.
Благодарю всех участников дискуссии. Мне кажется верным, что мы взглянули на это важное событие национальной истории с разных точек зрения. Только в споре может родиться истина. Убедительнее сегодня прозвучали выступления демократов. Они опирались на выводы авторитетной комиссии под руководством народного депутата СССР Мухтара Шаханова, которая, по словам Д.А. Кунаева, «внесла полную ясность в декабрьские события и положила конец разным слухам и кривотолкам». [3,с.69]
Демократия не терпит категоричных оценок. 25 лет назад представители казахской молодежи всего лишь воспользовались своим правом на свободное выражение гражданской и политической позиции. Но власть попыталась лишить их этого права, задушить стремление молодежи к правде, справедливости, поиску собственного пути развития для своей родины.
Хочу завершить наш урок словами Президента независимого Казахстана, лидера нации Н.А. Назарбаева, по инициативе которого Дни независимости отмечаются именно 16 -18 декабря, в память о тех событиях, а Закон «О независимости Республики Казахстан» был подписан им 16 декабря 1991 года.
На экране:
«казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения, - не слепое копирование схемы, а попытки поиска своего собственного пути. При этом главный принцип, из которого мы исходим во всех начинаниях, - демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность.»[2,с.74] И 20 лет нашей независимости доказали верность этого пути.
4.Домашнее задание: написать историческое эссе на тему: «20 лет независимости Казахстана и декабрьские события 1986г.: историческая взаимосвязь».



Список литературы:
1.Н.А.Назарбаев « В потоке истории» : Алматы, Атамура, 1999г.
2.Н.А.Назарбаев « На пороге 21 века» : Алматы, Онер, 1996г.
3.Д.Кунаев « О моём времени» : Алма-Ата, Даур, 1992г.
4.А.Кузембайулы, Е.Абиль. История Казахстана.Учебник для вузов.СПб, Соларт,2004г.
5.Алма-Ата: декабрь 1986г. Книга- хроника. Алма-Ата, Даур, 1992г.
Т_йіндеме.
Берілген сабаK JазаKстан РеспубликасыныS т‰уелсіздігініS 20 жылдыCына арналCан. Ол пікірталас ойын _лгісінде ж‰не интерактивтік оKу ‰дісі ретінде KaралCан. ПікірталастыS маKсаты- бірігіп аKыKаттыіздеу, тарихи оKиCаCа ‰рт_рлі к™зKараспен Kарау, ™йткені сол к™зKарастыS барысында оKушыныS тарихи м‰селеге – ™з ппікірі туындайды.
Бaл сабаKты 11 сыныпта жалпы ,білім беру мектебінде, немесе орта к‰сіби білім беру мекемесінде JазаKстан тарихы п‰ніS оKыCанда берілуі тиісті.
Resume / annotation.
The lesson presented within the framework of celebration the significant date – 20 year of Independent of Republic Kazakhstan. It developed in the form of discussion with the elements of game – interactive methods of teaching.
The aim of discussion is the combined search of truth, the ability take a look at historical event with different point of view, during the lesson formed the own opinion of every pupil to historical problem. Its need conduct this lesson advisably on the 11th course of general school or in educational institution of secondary specialization education on learning the course of history of Kazakhstan.
Аннотация.
Данный урок представлен в рамках празднования знаменательной даты- 20-летия Независимости Республики Казахстан. Он разработан в форме дискуссии с элементами игрового моделирования –интерактивного метода обучения. Цель дискуссии- совместный поиск истины, умение взглянуть на историческое событие с разных точек зрения, в ходе неё формируется собственный взгляд каждого учащегося на историческую проблему. Проводить данный урок целесообразно в 11-м классе общеобразовательной школы либо в учебном заведении среднего специального образования при изучении курса истории Казахстана.








13PAGE 15


13PAGE 14515