Многоаспектный анализ текста в 9 классе.


М Н О Г О А С П Е К Т Н Ы Й А Н А Л И З Т Е К С Т А В 9 К Л А С С Е.
В 9 классе знакомство с синтаксисом текста проводится при изучении сложносочинённого, сложноподчинённого и бессоюзного сложных предложений. При изучении этих типов предложений закрепляются навыки в распознавании таких композиционно-структурных особенностей текста, как зачин, основная часть и концовка, в разделении текста на абзацы, в определении типа и стиля речи, в выявлении изобразительно-выразительных средств.
Для проведения анализа текста предоставляются варианты вопросов, число которых учитель может расширить, изменить в зависимости от целей, поставленных им на уроке.
Анализ текста проводится с точки зрения особенностей его орфографии и пунктуации, с точки зрения его строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, использования в нём изобразительно-выразительных средств.
Я предлагаю на уроках в 9-х классах тексты с заданиями к ним. Учащиеся с интересом выполняют эту работу. Также провожу лабораторные работы по анализу текста.
Работу в этом направлении надо проводить систематически, постепенно углубляя и расширяя материал. Анализ текста также помогает в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1.
Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не)было видно н… клочка снега и грязное место зам…нилось бл…стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже стекали последние капли и в п…лисаднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з…ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и пртал…нки, п…хучая свеж…сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ…(н,нн)ы ярко и комната пов…селела. Какое(то) новое для меня чу…ство проникло мне в душу. Мокрая земля по
2
которой кое(где) выбивались ( ярко)зелёные иглы травы бл…стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр…детель.
(По Л.Толстому)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Прочитайте текст.
Определите стиль речи. Назовите характерные для стиля средства языка, придающие тексту поэтическую тональность (обратите внимание на особенности синтаксического стиля речи, порядок слов в предложении).
Определите тип речи и объясните особенности употребления в тексте водовременных форм глагола.
Составьте схему последних предложений первого и второго абзацев. Объясните постановку знаков препинания.
Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
В словах каких частей речи пишется дефис? (На примерах данного текста)
Объясните написание Н и НН в суффиксах.
2.

Старый дуб весь пр…ображё(н,нн)ый ра…кинувшись шатром сочной тёмной зел..н.. млел чуть к..лыхаясь в лучах в..черн.. солнца. (Не,ни) корявых пальцев (не,ни) б..лячек (не,ни) старого горя и (не)доверия (не,ни)чего (не) было видно. Скво..ь жёстк.. кору пробились без сучков соч(?)ные м..лодые листья так что верит нельзя было что ото старик произвёл их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н,нн).. чу(?)ство радост.. и обн..вления. все лучш.. минуты его жизн.. вдруг в одно и то (же) время вспомнились ему. (По Л.Толстому)
3
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте .Определите стиль и тип речи.
Подберите к тексту заголовок.
Какие изобразительные средства языка использовал автор?
Составьте схему второго предложения.
Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.
Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков. Чем объясняется это несоответствие звукового и буквенного состава слов?
Разберите по составу слово «бе..прчи(н,нн)ое. Запишите два слова с таким же составом морфем.
Объясните написание приставок с пропущенными буквами.
3.
Однажды это было в царствование имп..ратрицы Екатерины II жители (Санкт)Петербурга увид..ли св..тящ..йся шар. От него шло такое с..яние что (во)круг было св..тло как днём. Люди кр..стились и вздыхали. Это божье зн..мение! с нами крестная сила!
Ок..залось осв..ща..т улицу ф..нарь выв..ш..ный на четвёртом этаже в окне квартиры изве..ного меха(н,нн)ика Ивана Петровича Кулибина. Ф..нарь действительно (по)тому времени был (не)обычным.
Пон..маете ли вы что (с,з)делал Кулибин Он создал пр..жектор ве(щ,щь) соверше(н,нн)о в те времена (не)извес..ную. его задняя стенка была (с,з)дела(н,нн)а из мелких кусков з..ркального ст..кла. Эта стенка отр..жала свет единстве(н,нн)ой св..чи столько раз сколько в ней было кусоч(?)ков.
(По М. Поступальской)
4
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Подберите к тексту заголовок, отражающий основную мысль текста.
Расскажите о способах связи предложений в тексте.
Определите стиль речи. Укажите, какие языковые средства использованы для того, чтобы сделать сообщение более живым, доступным для восприятия.
Найдите бессоюзное сложное предложение. Какие смысловые отношения связывают его части? Замените бессоюзное предложение союзным.
Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце.
Найдите в тексте три слова, однокоренных со словом «свет». Разберите их по составу.
Объясните написание двух-трёх слов с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами в корне.