Урок по истории Казахстана 11 классе на тему: Декабрьские события 1986 года


11 класс
Тема: Декабрьские события 1986 года в г. Алматы. Цель: Охарактеризовать декабрьские события, его причины, повод. Акцентировать внимание учащихся на социально-политическую обстановку в стране. Задачи: Определить последствия, значение декабрьских событий в истории Республики Казахстан. Учить высказывать свое мнение, делать анализ, давать оценку. Воспитывать патриотические чувства, интернационализм. Оборудование: Карта РК, Конституция РК, книга «Изморозь декабря» Токтара Бейискулова. Иллюстрации ( портреты К. Рыскулбекова, Ляззат Досановой) , видео роликЭпиграф: Если бы не ветер перемен в начале каждого нового года, то природа, как и общество, зачахла бы и погибла. Дует Ветер- нагревается и оживает вечно юная Земля, молодая жизнь. Эти трагичные 2 декабрьских дня –знаменитые декабрьские события 1986 года –мощный протест против колониальной политики в Казахстане, разве можно сравнить только с Ветром перемен самой природы. Ход урока: Организационный момент. 1.Проверка домашнего задания. Вопросы: - Кто такой А.Д. Сахаров? Какова была его позиция? -Расскажите о деле Е. Бекмаханова. - Каковы были направления в экономике, культуре и науке Казахстана? - Назовите имена великих представителей интеллигенции, которых реабилитировали. - Что вы можете рассказать о развитии киноискусства? Проверить терминологию (стр. 267-268) 2.Новая тема. Декабрьские события 1986 года в г. Алматы. План урока 1. Обсуждение событий в Алматы 16-17 декабря 1986 года. 2. Оценка современников декабрьских событий. 3. Итоги событий. 4. Закрепление. 1. Обсуждение событий в Алматы 16-17 декабря 1986 года. Какова причина декабрьского движения? -17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, поводом которых стало назначение Г.В. Колбина (бывшего первого секретаря Ульяновского Обкома КПСС) на пост первого секретаря Компартии Казахстана. Власти привели в готовность Алматинский гарнизон и спецчасти внутренних войск. Начался разгон мирной демонстрации. Почему демонстранты не получили поддержку со стороны Казахстанского руководства или с Москвы? -Руководство во главе с Колбиным объявили студенческое движение националистическим. Как проходила демонстрация? -Молодежь пела песню Ш.Калдаякова «Менің Қазақстаным», демонстрация носила мирный характер. В руках студенты несли плакаты «Долой Колбина!», «Да здравствуют идеи Ленина!» Какова статистика борьбы против демонстрантов? -К ответственности было привлечено 103 человека, 99- осуждены, 309 студентов отчислены из ВУЗов, 2 человека погибло. Один из них Кайрат Рыскулбеков. (сообщение ученика- Кайрат Рыскулбеков- биография, последнее письмо) 2. Оценка современников декабрьских событий. -Умалчивание на страницах СМИ, незнание фактов; - Игнорирование, беззаконие со стороны правительства; -Страницы судеб (М. Шаханов, К. Рыскулбеков, Л.Досанова)-сообщения учащихся. 3.Итоги событий. По событиям тех декабрьских дней созданы фильмы. В книге «Изморозь декабря» Токтара Бейискулова ясно описывается положение в стране, описаны все действия правительства, действия студентов; можно прочитать письма Кайрата. Эта книга является памятником в честь демонстрации 16-17 декабря в Алматы . -6 июля 1989 года была организована специальная комиссия Верховного Совета Президиума КАЗ ССР, в итоге было постановлено –события 16-17 декабря 1986 года реабилитировать. - В память о тех событиях в 1990 году на площади Республики города Алматы установлена памятная стела. 4. Закрепление. 
Просмотр видео роликаХрестоматия –«О декабрьских событиях» Вывод: Все, что хотела молодежь-это справедливость.16 декабря отмечается День Независимости Республики Казахстан. В нашей стране проживают представители более ста национальностей в мире и согласии. И никогда не нарушаются демократические принципы- права человека. Домашнее задание: стр.66-69. Выполнить задания, тест.