Разработка урока по истории Казахстана 11 класс на тему: Декабрьские события 1986 года


г. Павлодар ГУ «Школа-лицей №20»
учитель истории и обществоведения - Марзатаев Ерлан Туктагулович,
категория высшая, стаж 20 лет.
Урок Истории Казахстана 11 класс по «Технологии Критического мышления»
ТЕМА: Декабрьские события 1986 г. Волнения в городе Жанаозен 1989 г.
Цель:
1 – О. Создать условия для формирования и систематизации знаний учащихся о декабрьских событиях 1986г., волнениях 1989г. в Жанаозене.
2 – В. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере событий 1986г. в Алматы, 1989г. в Жанаозене.
3 – Р. Развитие критического мышления, осмысленного восприятия информации, умения вести аргументированный диалог.
Задачи урока:
1. Анализ, обобщение основных исторических событий, фактов.
2. Оценка учащимися «Декабрьских событий 1986г.», «Событиях 1989г. в Жанаозене.».
3. Совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности.
Оборудование: учебник истории Казахстана 11 класс, презентация «Декабрьские события 1986г.», хрестоматия по истории Казахстана 11 класс.
Тип урока: Урок-исследование.
Методы: аналитический, методы критического мышления, интерактивный, поисковый метод.
Ход урока:
Организация уебно - познавательной деятельности.
Изучение нового материала.
Рефлексия к теме урока.
Контрольно-оценочный этап.
Подведение итогов. Задание на дом.
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы исследуем предпосылки, причины, характер, содержание, определим исторические последствия декабрьских событий 1986 года, событий в Жанаозене 1989года.
Задание 1 Письмо по заданному началу. Закончи свободное письмо. Первое предложение которого: Комплекс нерешенных социально-экономических проблем в СССР во второй половине 1980-х годов привел ………………………………………… Необходимо дописать 4-5 предложений, логически последовательных. Режим работы индивидуальный, время работы 3 мин. Озвучивание на коллектив 3-4 работы. Просмотр презентации «Декабрьские события 1986г.». 5 мин
2. Изучение нового материала
Работа с учебником – текст «Декабрьские события 1986 г. Волнения в городе Жанаозен 1989 г.».
Задание 2 - Заполнить «Дневник двойной записи» стратегия КМ. Режим работы в группах
15 мин
Ответьте на вопросы, вопросы подготовлены учителем предварительно:
1. С именем какого политического деятеля связаны понятия: ускорение, демократизация, гластность, перестройка, новое мышление?
Ответ: С именем М.С. Горбачева, исторический апрельский пленум КПСС 1985г., 27 съезд ЦК КПСС, где были провозглашены новым ген секретарем ЦК КПСС лозунги: ускорение, демократизация, гластность, перестройка, новое мышление.
2. Что явилось источником торможения обновления общества СССР во второй половине 80-х годов ХХв.?
Ответ: Командно – административная система государства, половинчатость начатых реформ в СССР, расхождение провозглашенных лозунгов с реальными действиями бюрократической системы государства.
3. Основные причины Декабрьских событий 1986г?
Ответ: Поводом послужило назначение Г.Колбина на должность первого секретаря Ком. Партии Каз ССР, главные причины – нежелание Центра учитывать интересы республики при решении политических, социально-экономических вопросов.
4. Особенности событий в Жанаозене 1989 года заключались … ?Ответ: Комплекс нерешенных социально-экономических проблем, пренебрежение к коренному населению Казахстана, безграмотная национальная и молодежная политика …
5. Какую оценку дала декабрьским событиям Советская власть? Как оцениваете вы события 1986г в Алматы и события 1989 г в Жанаозене?
Ответ: События декабря 1986 года в Алматы Советская власть оценила как проявление казахского национализма. Только в постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки в декабре 1986г было вызвано политическим бессилием руководителей республики … Декабрьские события, благодаря усилиям М. Шаханова, были охарактеризованы как политические … События в Жанаозене носили социально-экономический характер ……. Мы оцениваем события декабря 1986 года, как ………………………………………………………………………………………………………… Мы оцениваем события 1989 года в Жанаозене, как ………………………………………………………………
3 Рефлексия. Задание – Заполни Диаграмму Венна (стратегия КМ) Режим работы в группах
8 мин
Декабрьские события 1986 года
Общее События в Жанаозене 1989 года

4. Контрольно – оценочный этап. Задание 4. Режим работы – индивидуально. 10 мин.
Запиши пропущенные слова в предложениях:
1. Утром 17 декабря … года в Алма – Ате начались ……., которые позже ……………………
2. Расценив политический протест как угрозу ……, оно отреагировало на него привидением ………………………………………………………………………………………………………………………….
3. После незаконных и настойчивых просьб ………………… министром внутренних дел СССР …………. было принято решение ………………………………………………………………………………………………
4. За участие в декабрьских событиях 1986 года ……………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
5. Летом 198 … года в городе Жанаозене произошли ………………………………………………………, главными причинами которых были ………………………………………………………… Межнациональные отношения ……………………………………………………………………………………………………………., этот конфликт был погашен только ……………………………………………………………………………………...
6. В какие годы Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был Д.А. Кунаев? ……………………………
7. В декабре 1991 года Президент Казахстана издал Указ ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
8. В июле 1989 года вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забостовали шахтеры ………………………………………………………..
9. Гласность …………………………………………… …………………………………………………………….
10. Перестройка ………………………………………………………………………………………………………
5. Итоги урока 5 мин.
Домашнее задание: Написать эссе или оформить постер на тему: «Декабрьские события 1986года и события в Жанаозене были неизбежны или случайны».