Планирование мастер-класса Тема: «Формирование функциональной грамотности в интеграции естественно-математических предметов»


16402058890781058890
Учитель математики: Оралбаева А.К.
Учитель физики: Алимханова С.И.
КГУ «Герасимовская средняя школа»
Уланский район Восточно-Казахстанская область
Планирование мастер-класса
Тема: «Формирование функциональной грамотности в интеграции
естественно-математических предметов»
Тема: «Формирование функциональной грамотности в интеграции естественно-математических предметов»
Общие цели: - изучить и раскрыть теоретические и практические аспекты межпредметных связей предметов естественно-математического цикла и показать роль межпредметных связей в обучении.
Результаты обучения: возможность применять предложенный материал на уроках предметов естественно-математического цикла. при проведении внеклассных мероприятий и предметных недель.
Ключевые идеи: Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др).
Форма проведения:  практическое занятие
План занятия:
№ Время Этапы занятия Деятельность мастера Деятельность учителей Ресурсы
1 2 мин. Приветствие Знакомство,
сообщает тему, цели мастер-класса Презентация (Слайд№1-2)
2 3 мин. Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя). Деление на группы Проведение игры
«Подул ветер» Учителя принимают участие в игре.
Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке Географическая карта,
таблица Менделеева,
магниты, таблички с названиями групп
3 15 мин Работа в группах «Мозговой штурм».
1 вопрос: Темы интегрированных уроков физика и биология, физика и география. Математика и физика, математика и химия.
2 вопрос: подготовить проект интегрированного урока. Защита проекта. Готовят сюжет интегрированного урока и его защиту Ноутбуки
Плакаты
Физические приборы
Постер
Презентация (слайды )
4 5 мин. рефлексия Корзина вопросов:
1.Что такое интеграция? 2.Роль интегрированных уроков?
3.Актуальность интегрированных уроков. 4.Проблема внедрения интегрированных уроков.
Объяснение понятия «Интеграция предметов». Отвечают на вопросы Презентация (слайды 4-17)
5 3 мин разминка «Друзья по часам» Выполняют задания Презентация (слайды 8-9)
6 2 мин Из опыта работы Показывает разработки интегрированных уроков презентация (слайд № 10)
7 6 мин. Практическая часть - 1 Экспериментальная деятельность на уроках физики.
Физические приборы.
Видео (работа с приборами)
8 5 мин Практическая часть - 2 Предметы естественного цикла их математическое содержание Слайд №11
7 3 мин. Рефлексия «Две звезды и одно пожелание» Плакат
8 1 мин. Заключение
Тема: «Формирование функциональной грамотности в интеграции естественно-математических предметов».
Цели: Изучить и раскрыть теоретические и практические аспекты межпредметных связей предметов естественно-математического цикла и показать роль межпредметных связей в обучении.
Утвержденный Правительством РК Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы предполагает обновление содержания образования с ориентацией государственных стандартов и учебных программ на компетентностный подход и функциональную грамотность.
Функциональная грамотность есть способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В рамках этой программы предстоит существенно переработать концептуальные подходы, методологию, соответственно адаптировать стандарты и содержание образования, перейти от «знаниевого» к компететностному подходу. В этом вопросе важную роль играет профессиональная компетентность учителя.
Начали мастер-класс с эмоционального настроя учителей. После деления на 4 группы учителей провели «Мозговой штурм», где затронуты вопросы: 1 вопрос: Темы интегрированных уроков физика и биология, физика и география. Математика и физика, математика и химия. 2 вопрос: подготовить проект интегрированного урока. Защита проекта.
Учителя под нашим руководством, готовили сюжеты интегрированных уроков (математики и физики: Сложение векторов и сложение сил. Математики и химики: процент и сплавы и растворы. Физики и географы: Сообщающиеся сосуды и влажность воздуха. Физика и биология: Глаз и зрение. Звуковые волны. ) и защищали свои проекты с помощью приборов и презентации. Мы показали роль интегрированных уроков в преподавании предметов ЕМЦ: показывали видеозаписи учебного занятия, презентации, демонстрировали опыты, которые применяли в учебном процессе на своих уроках. В результате проходил обмен мнениями, обсуждение результатов с целью формирования наиболее оптимальной схемы подготовки по предмету к уроку. Активно участвовали учителя физики Каменской средней школы Синельников Андрей Иванович, Тлеукан К – средняя школа им. Аманжолова ( с. Уланское), учителя химии Курумбаева С.А. (с. Бозанбай)
Во время проведения мастер-класса применяли интерактивные методы. Участники принимали участие в ролевых играх, работали в командах.
Во время проведении рефлексии был применен метод «Корзина вопросов»:
1.Что такое интеграция? 2. Роль интегрированных уроков?
3. Актуальность интегрированных уроков. 4. Проблема внедрения интегрированных уроков.
Объяснение понятия «Интеграция предметов». Каждая команда учителей активно обсуждали эти вопросы и пришли к единому мнению. Их мнения и рассуждения совпадали с изречениями на слайдах. (презентация №1). Учителя сделали выводы, что интеграция тем необходимо в преподавании предметов и при подготовке к ЕНТ.
Активно участвовали учителя во время проведения экспериментальной деятельности на уроках физики и на практической части: предметы естественного цикла их математическое содержание. Особенно когда рассматривали задания, встречающиеся на ЕНТ (какие темы по математике помогают химикам, физикам решать задачи).
Итог «Две звезды и одно пожелание» показал нам актуальность темы мастер-класса: «Формирование функциональной грамотности в интеграции естественно-математических предметов».
Использованы ресурсы: видео-фрагменты по физике (работа с динамометром), по географии (гейзеры, фонтаны, артез. колодцы), презентации, физические приборы, географическая карта.