Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса, Школа России


№урока Тема
урока Кол-во часов Содержание урока Програм
мное и учебно-методичес
кое обеспечение (Материалы, пособия) Домаш
нее задание и подроб
ности урока для учении
ков Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС Педагоги
ческие условия и средства реализа
ции ГОСа По плану По факту
Предметно – информацион
ная составляющая (знать, понимать) Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) Ценностно - ориентационная составляющая Раздел 1: Земля и человечество - 9 ч  1. Мир глазами астронома 1  Целеполагание раздела. Понятие об астрономии как о науке. Вселенная (Космос). Солнце. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца Учебник, ч. 1., с. 4–8, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, пластилин для моделирования С. 4–8. Записать в словарик новые слова (астрономия, астроном). Ответы на вопросы «Проверь себя», с. 7 Выполнить задания 4-6 на с. 7 рабочей тетради Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве ИКТ, метод стимулирования и мотивации  02.09  2. Планеты Солнечной системы 1  Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года Учебник, ч. 1., с. 9–15, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, теллурий Учебник с. 9–15. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания на с.8-11 в рабочей тетради Анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве Метод проблемного обучения, ИКТ 04.09  3. Звездное небо – великая книга природы 1  Правила наблюдения звездного неба. Созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца, Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, атлас-определитель Учебник с. 16-21, выполнить задания на с. 11-13 рабочей тетради Записать в словарик новое слово (созвездие). Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий, определять направление на север по Полярной звезде; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Формирование положительного отношения к процессу познания, умения применять знания в жизненных ситуациях Групповая форма организации работы, частично-поисковый метод 09.09  4. Мир глазами географа 1  Понятие о географии как о науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, глобус, географическая карта Учебник с. 22-28. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания в рабочей тетради на с. 14,15 Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. Сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию ИКТ, работа в парах, метод стимулирования и мотивации 11.09  5. Мир глазами историка 1  Понятие об истории как о науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация С. 29–35. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2; выполнить задание 5 в рабочей тетради на с. 18 Составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; формулировать выводы по изученному материалу. Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Метод проблемного обучения, ИКТ 16.09  6. Когда и где? 1  Понятия о веке (столетии) и тысячелетии, нашей эре. Летосчисление в древности. Историческая карта. «Лента времени» Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий С. 36–40. Вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 на с. 40. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; формулировать выводы по изученному материалу.Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, работать с исторической картой. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества Работа в группах, использование деятельностного подхода к обучению, рефлексия процесса обучения 18.09  7. Мир глазами эколога 1  Понятие об экологии и экологических проблемах. Международные соглашения по охране окружающей среды, международные организации, экологические дни Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест Учебник с. 41-47. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 4-6 в рабочей тетради на с. 22 Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.  Извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) Личностно-ориентированное обучение, метод проблемного обучения, групповая форма работы 23.09  8. Сокровища Земли под охраной человека 1  Понятие о Всемирном наследии, Всемирном природном, Всемирном культурном наследии. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная красная книга Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация о чудесах Света, тест Учебник с. 48-53; выполнить задания 5,6 в рабочей тетради на с. 25 Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Формирование грамотного поведения в природной среде, осознания личной ответственности за состояние природной среды Работа в группах, рефлексия процесса обучения 25.09  9. Презентация проектов 1  Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентации Учебник с. 54-56 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с.27, написать сочинение на тему "Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир" Готовить иллюстрации к презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений; выступать с сообщением в классе. Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; интервьюировать старших членов семьи; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Формирование познавательного интереса к предмету Педагогика сотрудничества, метод контроля и самооценки 30.09 Раздел 2: Природа России - 10 ч  1. Равнины и горы России 1  Целеполагание раздела. Формы рельефа России. Наиболее крупные равнины, плоскогорья, горы. Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест Учебник с. 60-65 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания на с. 64; в рабочей тетради з.3-5 на с. 32,33 Знать понятия «равнины», «горы».Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)  Осознавать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками Технология программированного обучения, ИКТ  02.10  2. Моря, озера и реки России 1  Моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское и Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, физическая карта России Учебник с. 66-70 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 5 в рабочей тетради на с.35 Знать виды водоемов.Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Формирование умения проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру Работа в группах и парах, использование деятельностного подхода к обучению 07.10  3. Природные зоны России 1  Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация, викторина Учебник с. 71-75 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 3-5 в рабочей тетради на с. 38 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустыньПонимать связи неживой и живой природы. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности Метод стимулирования и мотивации, частично-поисковый, парная форма работы  09.10  4. Зона арктических пустынь 1  Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Северные сияния. Флора и фауна Арктики. Цепи питания в зоне арктических пустынь. Освоение Арктики человеком и возникшие вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карта природных зон, тест Учебник с. 76-83 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания в рабочей тетради на с. 39-41 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь Понимать связи неживой и живой природы.   Выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Технология уровневой дифференциации, групповая форма организации работы, метод контроля и самооценки  14.10  5. Тундра 1  Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.Природные особенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. Животные из Красной книги России. Заповедники Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карта природных зон. атлас "От земли до неба" Учебник с. 84-93 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 7,8 в рабочей тетради на с. 45,46 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундрыПонимать связи неживой и живой природы. Самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию Групповая форма работы, частично-поисковый и практический методы   16.10  6. Леса России 1  Местоположение зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их флоры и фауны от освещенности и почв. Флора и фауна зоны лесов. Экологические связи в лесных зонах Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. атлас-определитель, гербарий Учебник с.95-102 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания в рабочей тетради на с. 48-50 Роль растений в природе и жизни людей. Понимать связи неживой и живой природы, находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; Опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги;  Формировать компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора Частично-поисковый метод, индивидуально-групповая форма обучения 21.10  7. Лес и человек 1  Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные, занесенные в Красную книгу России. Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику Учебник с.103-109 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 2 в рабочей тетради на с. 50 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса Понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты Частично-поисковый, исследовательский методы; групповая, индивидуальная форма работы 23.10  8. Зона степей 1  Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны. Питомники для редких животных. Заповедники Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, карта природных зон   Учебник с.110-117 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 8,9 в рабочей тетради на с. 56 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей  Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу. Формировать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях Метод проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, групповая форма работы   28.10  9. Пустыни 1  Местоположение зоны полупустынь и пустынь, ее природные особенности, флора и фауна. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь человеком. Экологические проблемы зоны. Заповедник «Черные земли» Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, презентация   Учебник с.118-125 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 7,8 в рабочей тетради на с. 59,60 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни  Понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Формировать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях Исследовательский метод, ИКТ; индивидуальная, групповая формы работы 30.10  10. У Чёрного моря 1  Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности, флора и фауна. Курорты Черноморского побережья. Сочинский дендрарий. Экологические проблемы зоны, животные и растения, внесенные в Красную книгу. Национальный парк «Сочинский» Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карта природных зон, гербарий, презентация Учебник с. 126-134 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 8,9 в рабочей тетради на с. 63 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья Способность понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Метод стимулирования и мотивации,частично-поисковый, ИКТ; групповая форма организации работы  11.11 Раздел 3: Родной край – часть большой страны - 15 ч  1. Наш край 1  Знакомство с политико-административной картой России. Знакомство с картой своего края, его главным городом. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, политико-административная карта России, презентация Учебник с. 138 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 4-6 в рабочей тетради на с. 66 Знать название родного города.Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде  Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте Воспитание уважительного отношения к истории и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям ИКТ, метод стимулирования и мотивации,частично-поисковый  13.11  2. Поверхность нашего края 1  Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, физическая карта России Учебник с. 139-144 . Выполнить рисунок или модель поверхности нашего края Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы Находить на карте региона крупные овраги и балки; интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом, о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждать меры по охране поверхности своего края; моделировать знакомый участок поверхности своего края. Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, личной ответственности за свои поступки Практическая направленность деятельности участников учебного процесса, групповая форма организации работы 18.11  3. Водные богатства нашего края 1  Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карта Иркутской области Учебник с.145-148 . Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с. 70 Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки  Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; составлять план описания озера (пруда); моделировать наиболее знакомый водный объект; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов, формулировать выводы по изученному материалу. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию Объяснительно-иллюстративный метод, игровой и творческий характер обучения; парная форма работы 20.11  4. Наши подземные богатства 1  Выяснение по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, физическая карта России, коллекции полезных ископаемых Учебник с.149-159. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,4 в рабочей тетради на с. 71,73 Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах Находить на карте природных зон края значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; готовить сообщения и представлять их классу; интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи; умений ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей Метод проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, ИКТ  25.11  5. Земля – кормилица 1  Типы почв. Почвы родного края. Охрана почв Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, схема "Состав почвы" Учебник с.160-163. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 1 в рабочей тетради на с. 74 Знать понятие «почва», состав воды и почв.Уметь определять признаки различных объектов природы(цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы  Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; моделировать тип почв своего региона; извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, личной ответственности за свои поступки Метод контроля и самооценки, групповая форма организации работы, ИКТ  27.11  6. Жизнь леса 1  Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, гербарий растений Учебник с.164-169. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,3 в рабочей тетради на с. 76,77 Знать основные правила поведения в окружающей среде.Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты Личностно-ориентированное обучение и игровая технология, ИКТ 02.12  7. Жизнь луга 1  Природное сообщество луга. Влияние человека на экосистему луга. Охрана лугов Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, гербарий растений луга Учебник с.170-177. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,3 в рабочей тетради на с. 78,79 Знать основные правила поведения в окружающей среде.Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации Определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; выявлять экологические связи на лугу; моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма Метод проблемного обучения, моделирования, технология программированного обучения, ИКТ  04.12  8. Жизнь в пресных водах 1  Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводной флоры и фауны. Болота и их охрана Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, гербарий растений водоёма Учебник с.178-186. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,3,5,8 в рабочей тетради на с. 82-85 Знать основные правила поведения в окружающей среде.Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации Опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества Метод стимулирования и мотивации, частично-поисковый, парная форма работы  09.12  9. Природные сообщества родного края (экскурсия) 1  Природные сообщества, характерные для Иркутской области Фотоаппарат, атлас-определитель Составить или подобрать загадки об обитателях водоёма Знать природные сообщества, характерные для Иркутской области Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; Принимать и сохранять задачи учебной деятельности; владеть умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование познавательного интереса к предмету Педагогика сотрудничества, групповая форма организации работы 11.12  10. Растениеводство в нашем крае 1  Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур Учебник с.187-194. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с. 88 Знать отрасли растениеводства в родном крае.Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями  Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; готовить доклады о развитии растениеводства в регионе и презентовать их в классе; Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, познавательного интереса к предмету Частично-поисковый метод, групповая форма организации работы  16.12  11. Животноводство в нашем крае 1  Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, толковый словарь С.И. Ожегова, презентация Учебник с195-203. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 3 в рабочей тетради на с. 91 Знать отрасли животноводства в родном крае.Уметь ухаживать за домашними животными  Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности Игровой и творческий характер обучения, ИКТ, рефлексия процесса обучения 18.12  12. Презентация проектов 1  Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов Презентации Выполнить задания на карточках Знать природные сообщества родного края.Уметь выполнять правила поведения в природе, уметь презентовать подготовленный материал  Намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; составить текст доклада; готовить оформление доклада (слайды); презентовать доклад в классе.Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей Устный опрос; парная, индивидуальная, коллективная формы работы 23.12  13. Природные сообщества родного края (экскурсия) 2 1  Природные сообщества, характерные для Иркутской области Фотоаппарат, атлас-определитель Подготовиться к проверочной работе Знать природные сообщества, характерные для Иркутской области Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.Принимать и сохранять задачи учебной деятельности; владеть умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности Практический метод, групповая форма организации обучения 25.12  14. Природные сообщества родного края (экскурсия) 3 1  Природные сообщества, характерные для Иркутской области Фотоаппарат, атлас-определитель   Знать природные сообщества, характерные для Иркутской области Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.Принимать и сохранять задачи учебной деятельности; владеть умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности Практическая направленность деятельности участников учебного процесса, коллективная форма организации обучения 30.12  15. Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны» 1  Обобщение знаний по окружающему миру по изученным разделам. Развитие рефлексии.Формирование объективной самооценки Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тесты Написать сочинение на тему "Наш край" Знать природные сообщества родного края.Уметь выполнять правила поведения в природе  Выполнять проверочные работы различных видов.Объективно оценивать свои достижения по шкале баллов.Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты ИКТ, метод стимулирования и мотивации  13.01 Раздел 4: Страницы всемирной истории - 5 ч  1. Начало истории человечества 1  Целеполагание раздела. История первобытного общества. Первобытное искусство Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест Учебник с.4-7. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 3,4 в рабочей тетради на с.4 Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времениЗнать историю древнего мира. Использовать ленту времени  Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества Формирование познавательного интереса к изучению предмета Личностно-ориентированное обучение, ИКТ 15.01  2. Мир древности: далекий и близкий 1  История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для работы в группе Учебник с.8-14. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 3,4 в рабочей тетради на с.6 Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества Формирование познавательного интереса к изучению предмета Метод стимулирования и мотивации, групповая форма организации работы  20.01  3. Средние века: время рыцарей и замков 1  Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация Учебник с.15-21. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 1 в рабочей тетради на с.7 Знать историю Средних веков, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Технологии уровневой дифференциации, ИКТ  22.01  4. Новое время: встреча Европы и Америки 1  Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, портреты великих мореплавателей Учебник с22-27.. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1,3,6 в рабочей тетради на с.9-10 Знать выдающихся людей Нового времени пределять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и СредневековьяУметь работать с географической картойПонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию Игровой и творческий характер обучения, ИКТ 27.01  5. Новейшее время: история продолжается сегодня 1  Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, "лента времен", тест Учебник с.28-32. Ответы на вопросы «Проверь себя»; написать сочинение "Что я могу сделать для своей эпохи?" Знать выдающихся людей новейшего времени. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI веков; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) ИКТ, метод стимулирования и мотивации, частично-поисковый  29.01 Раздел 5: Страницы истории Отечества - 20 ч  1. Жизнь древних славян 1  Целеполагание раздела. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, физическая карта Евразии, тест, презентация Учебник с.34-39. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 3 в рабочей тетради на с.14 Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси, анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;Понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить Моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу, слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Формирование уважительного отношения к истории и культуре народа ИКТ, метод контроля и самооценки, групповая форма организации работы  03.02  2. Во времена Древней Руси 1  Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы Учебник с.40-45. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,3 в рабочей тетради на с. 16 Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX–XI веках в Древней Руси Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование уважительного отношения к истории и культуре народа Педагогика сотрудничества. Метод проблемного обучения Технология уровневой дифференциации, индивидуально – групповая форма обучения 05.02  3. Страна городов 1  Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, физическая карта России, презентация   Учебник с.46-54. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1,2 в рабочей тетради на с. 17 Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории ОтечестваПонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; Воспитывать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной Технология программированного обучения, ИКТ, метод контроля и самооценки 10.02  4. Из книжной сокровищницы Древней Руси 1  Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику   Учебник с.55-58. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание в рабочей тетради на с.19 Знать музеи России.Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.  Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры Формировать уважительное отношение к истории и культуре народа Метод проблемного обучения, групповая форма организации работы 12.02  5. Трудные времена на Русской земле 1  Феодальная раздробленность Руси в середине XII века.Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, тест   Учебник с.59-64. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,5 в рабочей тетради на с. 21,22, сообщение об А. Невском Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества Частично-поисковый метод; индивидуальная, групповая формы работы 17.02  6. Русь расправляет крылья 1  Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII –начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тес, презентация   Учебник с.65-69., сообщения о возникновении Москвы, Кремля Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности Технология программированного обучения, ИКТ, парная форма работы  19.02  7. Куликовская битва 1  Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий   Учебник с.70-74. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с.26 Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы. Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы  Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль Куликовской битвы в истории России; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию Личностно-ориентированное обучение и игровая технология, индивидуально – групповая форма обучения 24.02  8. Иван Третий 1  Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел. Укрепление экономики. Иван Грозный –первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебник, тест для работы в группах, презентация   Учебник с.75-81. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1,5 в рабочей тетради на с. 26,28 Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории ОтечестваПонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты Частично-поисковый метод, групповая форма организации работы 26.02  9. Мастера печатных дел 1  Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, кроссворд   Учебник с.82-86. Ответы на вопросы «Проверь себя»; Знать историю книгопечатания на Руси. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям, формулировать выводы по изученному материалу. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности Мозговой штурм, игровой и творческий характер обучения 03.03  10. Патриоты России 1  Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация, карточки для индивидуальных заданий   Учебник с.87-91. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 2 в рабочей тетради на с.30. сочинение-рассуждение "Могу ли я назвать себя патриотом России?" Знать патриотов России, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование уважительного отношения к истории и культуре народа, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Метод проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации   05.03  11. Пётр Великий 1  Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр I – первый российский император Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, портрет Петра I   Учебник с87-91.. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 6 в рабочей тетради на с. 30 Знать реформы Петра Великого.Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране  Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; прослеживать по карте приобретения Петра I; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей ИКТ, частично-поисковый, групповая форма организации работы  10.03  12. Михаил Васильевич Ломоносов 1  Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, портрет М.В. Ломоносова   Учебник с.101-104. Ответы на вопросы «Проверь себя»; Знать историю развития образования на Руси, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказывать свое отношение к личности М. В. Ломоносова; Формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, ответственности каждого человека за благосостояние общества Использование деятельностного подхода к обучению, ИКТ 12.03  13. Екатерина Великая 1  Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, портрет Екатерины Великой    Учебник с.105-111. Ответы на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове Знать реформы Екатерины Великой, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. И. Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им  Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, индивидуально – групповая форма обучения 17.03  14. Отечественная война 1812 года 1  Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, толковый словарь    Учебник с.112-119. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 3 в рабочей тетради на с.40 Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.Уметь работать с исторической картой, на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование уважительного отношения к истории и культуре народа, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Метод проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, групповая форма организации работы   19.03  15. Страницы истории XIX века 1  Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года.Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест   Учебник с.122-126. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,4 в рабочей тетради на с.42,43 Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города РоссииПонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои знания.  В ходе самостоятельной работы (по группам) готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование уважительного отношения к истории и культуре народа, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Метод стимулирования и мотивации, частично-поисковый; групповая форма организации работы 02.04  16. Россия вступает в ХХ век 1  Николай II – последний император России. Возникновение политических партий.В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебник, презентация, портрет Николая II.    Учебник с.127-133. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 3,5 в рабочей тетради на с. 46,47 Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории ОтечестваПонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.  Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; проявлять воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулировать выводы по изученному материалу. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности каждого человека за благосостояние общества Игровой и творческий характер обучения; работа в парах 07.04  17. Страницы истории 20–30-х годов 1  Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, презентация   Учебник с.136-139. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 3 в рабочей тетради на с.49 Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.Уметь описывать исторические события в начале XX века в России  Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают Формирование уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им ИКТ, технология уровневой дифференциации, индивидуально – групповая форма обучения 09.04  18. Великая война и великая Победа 1  Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация   Учебник с.140-146. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 1 в рабочей тетради на с. 50 Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ, выдающихся людейУметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой  Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город в Победу; Воспитание уважительного отношения к истории России ИКТ, использование деятельностного подхода к обучению, рефлексия процесса обучения 14.04  19. Страна, открывшая путь в космос 1  Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин –первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир»,МКС. Развитие СССР до 1980-хгодов: достижения и проблемы. Эпоха перестройки в 1980-х. Распад СССР Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, портрет Ю.А. Гагарина    Учебник с.147-152. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с. 53, подготовить сообщение о космонавтах Знать первого космонавта. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса ; интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Практическая направленность деятельности участников учебного процесса, групповая форма организации работы 16.04  20. Презентация проектов 1  Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест, презентации    Учебник с.156-163. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания в рабочей тетради на с. 55-59 Подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей. Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Формирование познавательного интереса к изучению предмета Технология программированного обучения, ИКТ, групповая форма организации работы 21.04 Раздел 6: Современная Россия - 9 ч  1. Основной закон России и права человека 1  Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест   Учебник с.156-163. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания в рабочей тетради на с. 58,59 Знать государственные праздники, Основной закон России.Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информацииПонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей Формирование гуманистических и демократических ценностей Технология программированного обучения, ИКТ, рефлексия процесса обучения  23.04  2. Мы – граждане России 1  Понятие о гражданстве. Праваи обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы   Учебник с.164-167. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задание 5 в рабочей тетради на с. 62 Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию  Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Личностно-ориентированное обучение и игровая технология 28.04  3. Славные символы России 1  Государственный герб, флаг и гимн Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, символы России, презентация   Учебник с.168-174. Ответы на вопросы «Проверь себя» Знать государственную символику России.Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага  Знать особенности герба Российской Федерации, его историю, символику, отличать герб РФ от гербов других государств; знать историю флага Победы, текст гимна РФ, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения; знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи Воспитание уважительного отношения к истории народа, умение осознавать своё единство с окружающим миром ИКТ, метод моделирования, частично-поисковый,групповая форма организации работы  30.04  4. Такие разные праздники 1  Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику   Учебник с.175-179. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 2,3 в рабочей тетради на с. 65 Знать государственные праздники.Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России  Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; Формирование уважительного отношения к истории народа, умения признавать для себя общепринятые морально-этические нормы Метод проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, индивидуально – групповая форма обучения   05.05  5. Путешествие по России 1  Регионы и города России Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику   Подготовить сообщение по своей теме Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект.Составлять группу по интересам, распределять обязанности; составлять план и текст доклада; оценивать свои достижения и достижения товарищей.  Формирование познавательного интереса к изучению предмета, умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом Деятельностный подход к обучению; групповая форма организации работы  07.05 6. Итоговая контроль
ная работа 1  Проверка и оценка достижений Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентации     Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность/8неправильность предложенных ответов Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества ИКТ, рефлексия процесса обучения 12.05  7. Презентация проектов 1  Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентации     Подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать слайды; презентовать проект. Обсуждение и выведение правил позитивного общения, решений, путей разрешения ситуаций; выполнение заданий; Формирование познавательного интереса к изучению предмета ИКТ, метод стимулирования и мотивации, контроля и самооценки   14.05  8. Комплексная работа по итогам года 1 Проверка знаний обучающихся КИМ Уметь применять полученные знания на практике Адекватно оценивать свои знания Развитие мотивов познания и творчества Деятельностный подход к обучению, метод стимулирования и мотивации 19.05  9. Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам 1  Обобщение материала по соответствующим темам. Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику   Формулировать ответы на поставленные учителем вопросы.Участвовать в конкурсах с целью обобщения и систематизации знаний по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» Владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии.Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества ИКТ, игровой и творческий характер обучения; рефлексия процесса обучения  21.05