Программа “Многоаспектный языковой анализ художественного текста ”.

Многоаспектный языковой анализ художественного текста ”.

Класс 10-11
Количество часов –32
Составитель – Рогожникова Н.Г., учитель русского языка МБОУ “СОШ № 19”

Пояснительная записка
Учебная программа “Многоаспектный языковой анализ художественного текста” по подготовке одаренных учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку составлена с учетом уровня образования старшеклассников по предмету, предусматривающего основные направления развития учащихся 10-11 классов в рамках предмета “Русский язык”:
функциональная грамотность учащихся;
владение активным и пассивным словарным запасом;
владение грамматическим строем родного языка;
владение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
владение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
ориентация в системе языка;
понимание культурологического и воспитательного потенциала русского языка;
общелингвистическая компетенция;
сформировавшееся чувство языка.
Цель программы: Подготовка учащихся 10-11 классов к предметной олимпиаде по русскому языку.
Особенностью данной программы является практическая направленность и исследовательская деятельность учащихся. Программа ориентирована на применение широкого комплекса информационной технологии, дидактического материала и исследовательский поиск. Изучение данного курса интегрируется на двух школьных дисциплинах - русский язык и литература - и опирается на основы литературоведения, практический навык анализа художественного произведения прозаического и поэтического характера, стилеобразующие признаки литературных произведений.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку.
Курс рекомендован учащимся, увлеченным языкознанием, любящим русскую речь, владеющим исследовательскими навыками, стремящихся к повышению своего гуманитарного уровня.
В результате прохождения программного курса обучающийся должен знать об эстетической стороне языковой действительности; видеть в художественном тексте наиболее яркое отражение эстетической ценности языка в целом и его разных элементов; владеть навыками лингвостилистического, лингвистического, речеведческого, филологического анализов художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.
Обучающийся должен уметь чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душою самобытность русского слова, выражать себя в слове, овладевая богатствами родного языка.
В структуре изучаемой программы выделяются основные разделы русского языка: фонетика, графика, орфоэпия, орфография, пунктуация, словообразование, морфемика, лексика, морфология, синтаксис.
Особое место в овладении данным курсом отводится индивидуальной и самостоятельной работе по исследованию языковых возможностей фрагментов текста, в том числе с применением информационных технологий.
Оценка знаний обучающихся проводится с помощью контрольного лингвостилистического анализа текста.
Курс рассчитан на 32 часа.

Наименование разделов и тем
кол-во часов
виды контроля



всего
лекции
практика


I
Звуковые образные средства русского языка.
Звукопись. Два типа звуковых повторов. Рифма как созвучные повторы; виды рифмы. Виды строф. Словесное ударение (силовое, подвижное, свободное). Интонация как ритмико-мелодическая строка звучащей речи. Логическое ударение. Конструкции с противопоставлением. Пауза. Смысловые и психологические паузы. Обозначение пауз. Мелодика речи как интонационный рисунок речи.
3
1
2
Тест;
лингвостилистический анализ текста.



II
Изобразительные возможности средств письма.
Графика. Особенности начертания и написания слов, расположения строк. Фигурное расположение текста. Орфография. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием. Пунктуация. Связь интонации высказывания и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания. Авторские знаки.
1
1

Тест;
лингвостилистический анализ текста.

III
Русское словообразование.
Морфема и ее значение. Прием семантизации морфем. Использование двух приставочных глаголов в поэтическом тексте. Словообразовательный повтор. Виды повторов как стилистических средств. Внутренняя форма слова. Прием этимологизации. Ассоциативные каламбуры. Окказионализмы и их стилистическая роль.
2
1
1
Тест;
лингвостилистический анализ текста.

IV
Лексическое богатство русского языка.
Слово в художественном тексте. Анафора, эпифора. Переносное значение слова. Троп, виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антитеза, антономасия, гипербола, сравнения, аллегория, синекдоха. Синонимы и антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексика ограниченного употребления как средство речевой характеристики. Устаревшие слова, их стилистические функции. Фразеологизмы как средство эмоциональных характеристик. Омонимы. Комический эффект.
10
3
7
Тест;
лингвостилистический анализ текста.

V
Морфологические средства выразительности русской речи.
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Образная функция имен прилагательных. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление числительных- символов. Экспрессивная роль местоимения. Изобразительные функции наречий. Семантическая роль союзов.
7
2
5
Тест;
лингвостилистический анализ текста.

VI
Синтаксическое богатство русского языка.
Свойство русского синтаксиса. Экспрессивное использование предложений разного типа. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтического средства художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения. Стилистические фигуры речи.
5
2
3
Тест;
лингвостилистический анализ текста.

VII
Анализ слова как первоэлемента художественной литературы (лингвостилистический анализ художественного текста).
4

4
Лингвостилистический анализ текста.


Список литературы для учителя
1. “Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы”. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, М., Вербум -М, 2001г.
2. “Русский язык. Уроки словесности”. С.И. Львова / изд. Дрофа, 1997г. из серии “Библиотека учителя”.
3. “Русское слово как предмет языкознания” М: “Просвещение”. 1972г, авторы К.А. Тимофеев, З.А. Потеха и др.
4. “Основы литературоведения. Анализ художественного произведения”, А.Я. Эсалнек. Издательство “Флинта”, “Наука”, Москва, 2001г.
Список литературы для учащихся
1. “Говорите правильно”.,Л. Ф. Казакова, изд. АРКТИ, 2001г. Словарь-справочник.
2. “Занимательная орфография М.В. Панов. М., Просвещение, 1984г.
3. “Беседа о русском слове” З.Н. Люстрова, изд. “Знание”, М., 1978г.
4. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов С.А. Громов, изд. “Московский лицей”, 2001г.
5. Власенков А.И. Русский язык . Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: “Просвещение”. 2002
6. Словари русского языка. Академических изданий.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415