Конспект урока на тему:Танец бабочек красавиц


Конспект занятия по ИЗО в начальной школе - 1 класс 4 четверть коллективная работа "Танец бабочек красавиц"
Цели и задачи: ознакомить с законом симметрии, расширить знания о бабочках, научить видеть красоту в природе, совершенствовать умение изображать способом монотипии, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- для учителя - изображения разных бабочек, карточки с изображением разных предметов (для работы над симметрией), аудиозапись Р. Шумана «Бабочки», гуашь, кисти;
-для учащихся - альбомный лист, гуашь, кисти, палитра, ватные палочки, ножницы, клей.Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Беседа по теме урока
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах гул пчелиный,
Если солнышком согретаВся вода в реке до дна
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
- Какие еще летние приметы вы знаете?
(Учащиеся перечисляют летние приметы, в том числе называют появление бабочек.)
- Сегодня на уроке мы будем рисовать бабочек. В конце урока у нас получатся красивые панно, которым нужно будет придумать название. Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете? (Лимонница, капустница, крапивница и др.)
— Раньше всех вылетает яркая желтая бабочка — лимонница.
(Учитель показывает изображение бабочки.)
— Она живет дольше всех - 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умирает. Кто знает, что будет дальше? (Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка.)
— Как называется бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками? (Капустница.)
— Какого цвета эта бабочка? (Белая.)
(Учитель показывает изображение бабочки.)
Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется — Тут же опустится. Носиком водит По краю ромашки: Мед или чай
В этой беленькой чашке?
Г. Глушнев— Белянки-капустницы — огородные вредители. Гусеницы бабочек очень прожорливы. Можно и без урожая остаться. (Учитель показывает изображение крапивницы.) Кто знает эту бабочку? (Крапивница.)
— Чем она отличается от лимонницы и капустницы? (У нее есть узоры на крылышках.)
— Да, у бабочки крапивницы красные крылышки с черными и желтыми пятнышками по краям.
(Далее учащиеся просматривают изображения бабочек с узорами на крыльях.)
— Какие нарядные платья у бабочек — узоры разноцветных пятнышек, волнистые каемки, веселые брызги прожилок. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал. Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? А кто же рисует эти узоры? (Природа.)
— Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре.)
— Обратите внимание: два одинаковых больших крылышка впереди и два одинаковых поменьше сзади. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части.
(Учитель показывает вырезанную из бумаги бабочку, про-водит границу вдоль туловища.)
- Теперь, если наложить одну половину на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой полови¬ны. Так действует закон симметрии. Линия, которая де¬лит предмет пополам, называется осью симметрии. Сам предмет будет называться симметричным. Выберите из предложенных предметов симметричные.
(Учитель показывает несколько карточек с изображением разных предметов. Учащиеся выбирают из них симметричные.)- Вспомните, какой способ изображения мы испал ьзоипл и для изображения деревьев с отражением? (Монотипия.)
- Как можно использовать данный прием для изображе¬ния бабочек? (Нарисовать половинку бабочки и отпечатать вторую.)
- Посмотрите, как это сделаю я.
(Учитель показывает этапы изображения бабочки.)
Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
(Учитель показывает, как взлетает его нарисованная бабочка и кружится в танце, приглашает учащихся на танец вместе с бабочкой.)
Физкультминутка
Звучит музыка. Все начинают произвольно двигаться под музыку, представляя себя бабочками. Учитель называет по имени любого ученика. После этого все начинают повторять движения этого учащегося.
- А сейчас пофантазируйте и нарисуйте бабочку в красивом, ярком, нарядном, узорчатом платье.
3. Творческая практическая деятельность учащихся
Этапы работы:
1. Смочить лист, согнуть его пополам (определить ось сим-метрии).
2. Нарисовать половинку бабочки, сложить лист, отпечатать вторую половинку, раскрыть.
3. Дополнить узорами, можно использовать ватные палочки для изображения красивых точек.
4. Вырезать. Приклеить на общий фон (обои с цветочным рисунком, для каждого ряда).
4. Итог урока
Выставка и анализ работ
— К нашим полученным работам хорошо подходят стихи М. Коробовой «Танцы бабочек»:
Бабочки-лимонницы друг за дружкой гонятся,
Золотая в воздухе чехарда.
Бабочки-красавицы детям очень нравятся:
«Мы не напугаем вас никогда».
Над зеленым кустиком белые капустницы —
Балерины кружатся, посмотри!
Балерины кружатся в белом-белом кружевце...
Только в руки бабочку не бери.
А крапивниц пестреньких в сарафанах легоньких
Мы попросим полечку станцевать.
Без крапивниц радостных в сарафанах праздничных
Лета настоящего не видать!
—Подберите названия к нашим работам.
—Какая бабочка получилась самой нарядной, интересной, необычной, аккуратной? Почему?
Обобщение темы урока
— Что нового узнали сегодня на уроке? (Познакомились с симметрией.)
— Какие предметы считаются симметричными?
— Что такое ось симметрии?
— Какой способ изображения использовали?
— Что нового узнали о бабочках?
— Почему бабочку нельзя брать в руки? (Она может погибнуть.)
— Кто рисует узоры бабочкам? (Природа.)
— Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту!
11Уборка рабочего места.