Профориентация — как один из главных способов формирования жизненной компетенции выпускника спецшколы-интерната с ОВЗ.

Профориентация - как один из главных способов формирования жизненной компетенции выпускника спецшколы-интерната с ОВЗ.


Выпускникам спецшкол-интернатов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, недостаточной жизненной компетенцией.
Дети – сироты с ОВЗ замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко её теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте. Кроме того, незначительный опыт наших выпускников в профессиональной деятельности, снижает их конкурентоспособность. Поэтому проведение профориентационной работы, в период нахождения ребенка в спецшколе-интернате, повышает его жизненную компетенцию и шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи с этим надо считать работу по профориентации в спецшколе-интернате необходимой для формирования жизненной компетенции ребенка.
Так как рассматриваются дети с ОВЗ, то необходимо индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; использовать специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающих реализацию профориентационной программы; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. В нашей школе с этой целью проводятся экскурсии в профессиональные училища, встречи со специалистами по профориентации. Мы поддерживаем тесную связь с местными городскими организациями, которые помогают нам в профориентационной работе. Это ГУ Центр занятости населения г. Борисоглебска, Центр Трудовой Адаптации, ОГОУ НПО «Профессиональное училище №34»,ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №27».В г. Воронеже – это ГОУ НПО «Профессиональное училище №12», в г. Лиски - ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 40».
Созданная система содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната, способна включать в себя, как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации. По мнению Н.Н. Захарова, «профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание» .
Рассмотрим задачи профориентации:
- формирование активной жизненной позиции человека;
- выявление общих способностей подростка и прогнозирование их развития, определение их места в структуре профессиональных способностей;
- вооружение учащихся необходимым объемом знаний о профессиях,
- формирование самооценки, ее полноты и адекватности;
- формирование у учащихся потребности, интереса, способности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и дальнейшему самосовершенствованию.
Посредством решения этих задач происходит формирование жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, его социализация.
Существуют различные способы социализации подростков. В нашей школе - это кружковая работа и клубная деятельность, экскурсии и творческая форма - экономическая игра. Организуются встречи с выпускниками нашей школы - учащимися профессиональных училищ. Но надо признать, что один из главных способов формирования жизненной компетенции - это работа по профориентации.
Для старшеклассников она проводится в форме групповых и индивидуальных занятий с беседами о развитии личности, её интересах и способностях, знаниях и умениях, навыках и профессиональных намерениях. Особое внимание уделяется состоянию здоровья и медицинским противопоказаниям при выборе профессии. Специалисты по профориентации информируют школьников об учебных заведениях округа и города. На индивидуальных консультациях также составляется профессиональный план (основной и запасной варианты) выбора профессии.
Достаточно широко работа по профориентации проводится в 8 классе. С требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, дети знакомятся в ходе выполнения конкретных упражнений в рамках программы групповых занятий «Введение в мир профессий». Например, упражнения: «Давайте познакомимся», «Я в лучах солнца», «Мои достоинства», «Самая-самая», «Угадай профессию», занятия «Кто я, или что я думаю о себе», «Дороги, которые мы выбираем», «Мир профессий и моё место в нём».
У детей происходит формирование общего представления о профессии, расширение представлений о себе, развитие адекватной самооценки, позитивный настрой в отношении своего ближайшего будущего. Ребята знакомятся со способами реализации профессионального выбора. У них формируется положительное отношение к различным видам труда и к самому себе, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии.
Поскольку дети с ограниченными интеллектуальными возможностями быстро утомляются, то важно иметь четкую структуру каждого занятия. Это организует детей и способствует преодолению характерных трудностей концентрации внимания. Важна частая смена видов деятельности.
В своей работе по профориентации я использую такие методы, как анкетирование, тестирование, беседы и тренинги, рассказ и сочинение на тему о выборе профессии, профориентационные игры и упражнения, микроситуации с коррекционно-развивающими заданиями.
Было проведена деловая игра « Мир профессий и моё место в нём.» Ребята узнали много нового и интересного о профессиях; из Конституции Р.Ф.- о своих правах. В игровой форме они познакомились с содержанием труда по некоторым профессиям. Ребята выполняли роли специалистов из Центра занятости населения. Они выступили с докладами: « Описание профессии: швея, столяр, парикмахер, повар, мастер по ремонту и техническому обслуживанию машинно-тракторного парка». Такие рассказы о профессиях заинтересовали ребят, и они с удовольствием обсуждали трудовые обязанности работников и требования к профессиональной подготовке. Девочки и мальчики подготовили стенд « Выставка поделок», где были представлены их работы по швейному и столярному делу. Всем понравились прически, которые девочки сделали к конкурсу « Юный парикмахер». Знакомству с профессиями также помогли рекламные буклеты и профориентационный ролик из ОГОУ НПО « ПУ № 34». Используемая наглядность помогла лучше понять содержание труда по данным профессиям. В конце мероприятия школьникам были предложены «подсказки для правильного выбора профессии»: «Хочу», «Могу» и «Надо», где в краткой форме были даны полезные советы и рекомендации по выбору профессии, а социолог рассказала о трудовых бригадах, которые формируются в нашей школе и характере выполняемых работ.
На этом мероприятии подростки получили возможность высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учились выражать свои мысли. Детей заинтересовали предложенные профессии, т. к. они выбирались согласно их интересам и возможностям.
Получая такую педагогическую помощь, ребенок с ОВЗ, овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Главная задача педагогов нашей школы - помочь детям реализоваться в современном мире, научить осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.
И.М. Иванникова - воспитатель
КОУ ВО «Борисоглебской школы-интерната для детей с ОВЗ»











15