Статья «Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку как один из эффективных способов формирования социокультурной компетенции учащихся»

Третьякова И.М.
город Артемовский
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится развитие у школьников социокультурной компетенции, обуславливающей успешную адаптацию молодых людей в окружающем их многонациональном и поликультурном мире. В связи с этим особую важность приобретает такая образовательная область как иностранные языки. Необходимо учитывать, что на современном этапе в России, как и во всех развитых странах мира, наблюдается процесс перехода к новой эпохе – эпохе глобальной информатизации. Информатизация образования при этом рассматривается как необходимое условие подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Использование информационно -коммуникационных технологий дает неоценимые преимущества в процессе обучения иностранному (английскому) языку. Оно способствует
расширению знаний и кругозора учащихся
активизации самостоятельной исследовательской деятельности школьников
интенсификации учебного процесса
повышению активности обучаемых
повышению уровня мотивации учения
развитию воображения и творческих способностей учащихся
использованию учителем аутентичных материалов и актуальной информации
Социокультурная компетенция подразумевает знание правил и социальных норм поведения носителей языка, знание и понимание традиций, истории, культуры, социальной системы страны изучаемого языка. Поэтому при формировании социокультурной компетенции учащихся мы ставим следующие задачи:
учить учащихся диалогу культур, то есть умению ориентироваться в условиях иного образа жизни
прививать интерес к культуре других стран, а именно, англоязычных стран
не противопоставлять, а сопоставлять культуры
содействовать выработке толерантного отношения к иной культуре
мотивировать школьников на уважительное отношение к собственной культуре, к своей стране, к своему народу
развивать умение достойно представлять свою страну в диалоге культур

Поиск эффективных подходов к решению данных задач привел к необходимости использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Компьютерные технологии позволяют учителю применять на уроках яркий, актуальный наглядно-иллюстративный материал вместо невзрачного и устаревшего, который использовался еще несколько лет назад.
В новых условиях учителю необходимы новые методы работы, позволяющие по-новому организовать процесс учения. Сейчас нужны деятельностные, ролевые, проблемные формы и методы. Раздаточный и дидактический материал для индивидуальной, парной и групповой видов работы может быть изготовлен учителем в соответствии с поставленными задачами, новыми формами и методами и на основе аутентичных материалов.
Важную роль при формировании социокультурной компетенции играет проектная деятельность. Активное использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Результаты работы над проектом могут быть представлены в разных формах: в форме компьютерной презентации, буклета, брошюры и т.п.
Компьютерные презентации могут находить широкое применение на уроках английского языка. Они просто незаменимы при предъявлении страноведческого материала. С помощью презентации можно наглядно, увлекательно и доступно представить страну изучаемого языка, ее историю, географию, ее природу, искусство, быт и повседневную жизнь народа. Презентации могут быть приготовлены учителем, учащимися, а также быть продуктом их совместной деятельности.
Контрольно-измерительные материалы, приготовленные с помощью ИКТ, также имеют большое значение в процессе обучения, так как их разнообразие делает этот процесс более увлекательным. Можно использовать на уроках различные задания тестового характера или викторины. Можно приготовить контрольную работу в виде презентации, применяя нестандартные задания и проиллюстрировав их. Можно провести контроль знаний непосредственно за компьютерами, когда учащиеся видят оценку в баллах сразу после выполнения каждого задания.
Использование мультимедийных учебных пособий, информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе также повышает интерес учащихся к предмету, делает процесс обучения более эффективным, а его участников более активными.
Наблюдения, а также анкетирование учащихся показывают значительное повышение уровня мотивации, что является основой для формирования любой компетенции, в том числе и социокультурной компетенции.




15