Элективный курс Комплексный анализ текста (10-11 класс)



Элективный курс по русскому языку для 10–11-х классов
«Комплексный анализ текста» (10 класс) и «Подготовка к ЕГЭ»(11 класс).
Пояснительная записка
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам). Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. В нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 
Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 и 2 часа; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на два  учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 68 часов.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
- Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
- Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
- Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
- Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
- Углубленное изучение отдельных тем курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.)
Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Программа элективного курса по русскому языку
«Комплексный анализ текста»10 класс
Содержание курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения .  ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) – 1 час.
Что такое текст?  Связь предложений в тексте – 1 час.
Составление текста. Задания из части 1 (блок А) – 1 час
Стили текста: публицистический стиль –1 час.
Стили текста: художественный стиль –1 час
Типы текста – 1 час.
Контрольная  работа №1 – 1 час.
Тема и основная мысль текста – 1 час.
Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) – 1 час.
Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст – 1 час.
«Расшифровка» информации текста – 1 час.
Контрольная  работа №2 – 1 час.
Роль вступления в сочинении-рассуждении – 2 часа.
Роль заключения в сочинении-рассуждении – 2 часа.
Формулировка основной проблемы исходного текста – 2 часа.
Комментируем основную проблему текста – 2 часа.
Контрольная  работа №3 – 1 час
Позиция автора и способы ее выражения – 2 часа.
Общие средства выразительности – 1 час.
Специальные средства выразительности – 1 час.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 2 часа.
Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) – 1 час.
Типы аргументации в изложении собственной позиции – 1 час.
Экспертная оценка сочинения – 1 час.
Написание рецензии – 2 часа.
Итоговая контрольная работа – 1 час.
Итоговое повторение – 1 час
Календарно – тематическое планирование

п/пТема занятия Кол-во часов Дата проведения Корректировка1 Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) 1 2 Что такое текст?  Связь предложений в тексте 1 3 Составление текста. Задания из части 1 (блок А) 1 4 Стили текста: публицистический стиль 1 5 Стили текста: художественный стиль 1 6 Типы текста 7 Контрольная  работа № 1 1 8 Тема и основная мысль текста 1 9 Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) 1 10 Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст 1 11 «Расшифровка» информации текста 1 12 Контрольная  работа № 2 1 13-14 Роль вступления в сочинении-рассуждении 2 15-16 Роль заключения в сочинении-рассуждении 2 17-18 Формулировка основной проблемы исходного текста 2 19-20 Комментируем основную проблему текста 2 21 Контрольная  работа № 3 1 22-23 Позиция автора и способы ее выражения 2 24 Общие средства выразительности 1 25 Специальные средства выразительности 1 26-27 Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции 2 28 Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) 1 29 Типы аргументации в изложении собственной позиции 1 30 Экспертная оценка сочинения 1 31-32 Написание рецензии 2 33 Итоговая контрольная работа 1 34 Итоговое повторение 1 Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Лист контроля
Название темы Кол-во заданий Макс. балл Набран.баллы Оценка
Фонетика Словообразование Итоговая тестовая работа Итог       В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе  задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).              
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.
Учебник по русскому языку для старших классов /Н.Г.ГольцоваУчебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку.