Элективный курс по русскому языку 10 класс Комплексный анализ текста!


Рабочая программа
элективного курса «Комплексный анализ текста»
в 10 классе
Пояснительная записка.

Программа разработана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
- базисного учебного плана,учебного плана МОБУ СОШ с Суккулово, программы по русскому языку и литературе 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения (2007г.).
Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. У ЕГЭ есть плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести следующее:
-ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
-вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;
-задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
-знания о языке как о системе (знания по лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
-речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);-специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
-орфографическую и пунктуационную грамотность;
-владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
-умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение-рассуждение);
-у учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.
Но наряду с плюсами есть и минусы:
-к ЕГЭ необходима серьёзная подготовка учащихся;
-малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах .Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю): «Комплексный анализ текста». Например, такие как:
-вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников;
-курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене;
-подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).

Содержание дисциплины.
Для написания творческой работы (выполнения части С) необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как-то: тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Уделяется внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Так как в старших классах на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным, поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Программа состоит из четырёх разделов: «Что такое текст?», «Стили и типы текста», «Языковой анализ текста», «Составление текста-рассуждения».

Основные цели курса:
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся;
- повышение общей культуры русской речи.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие о нормах современного литературного языка;
- развивать умение целесообразного выбора языковых средств, соответствующих определенному функциональному стилю;
- выработать умения и навыки рационального речевого поведения;
В результате учащиеся должны
овладеть практическими навыками выполнения части С и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Литература
Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Издания разных лет.
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
Тематическое планирование элективного курса
«Комплексный анализ текста».
№ Наименование
модулей Максимальная
нагрузка учащегося, ч.
1. Что такое текст? 4
2. Стили и типы текста 10
3. Языковой анализ текста 10
4. Составление текста-рассуждения 10
5. Итого 34
Календарно-тематическое планирование элективного курса в 10 классе
«Комплексный анализ текста» на 2015-2016 учебный год
№ Наименование разделов и тем Форма организации Кол-во
часов Виды самостоятель-
ной работы Дата
проведения
по плану Дата проведения фактически
1. Вводное занятие. Новые требования к части 3 Лекция с элементами беседы. 1 Работа с КИМами. 8.09 2. Что такое текст?  Связь предложений в тексте Практикум
1 Анализ образцов текста. 15.09 3. Текст и его строение. Практикум
1 Анализ образцов текста. 22.09 4. Слово в словаре и слово в тексте. Практикум 1 Работа со словарями. Работа с тестами ЕГЭ. 29.09 5-6. Стили текста: публицистический стиль Практикум 2 Определение стилевой принадлежности текстов 6.10
13.10 7-8. Стили текста: художественный стиль Практикум 2 Определение стилевой принадлежности текстов 20.10
27.10 9-10. Стили текста: научный стиль Практикум 2 Определение стилевой принадлежности текстов 3.11
10.11 11-12. Стили текста: официально-деловой стиль Практикум 2 Определение стилевой принадлежности текстов 17.11
1.12 13-14. Типы текста. Практикум 2 Определение типов речи 8.12
15.12 15. Средства выразительности Лекция с элементами беседы
Практикум
1 Разбор заданий В в тестах ЕГЭ 22.12 16. Композиция сочинения – рассуждения. Лекция с элементами беседы
Практикум 1 Анализ критериев оценки части С в ЕГЭ 29.12 17. Роль вступления в сочинении-рассуждении Лекция с элементами беседы
Практикум 1 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 12.01 18. Формулировка основной проблемы исходного текста Лекция с элементами беседы
Практикум 1 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 19.01 19. Комментируем основную проблему текста Лекция с элементами беседы
Практикум 1 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 26.01 20. Позиция автора и способы ее выражения Лекция с элементами беседы
Практикум 1 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 2.02 21. Типы аргументации в изложении собственной позиции Лекция с элементами беседы
Практикум 1 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 9.02 22. Роль заключения в сочинении-рассуждении Лекция с элементами беседы
1 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 16.02 23-24. Комплексный анализ текста Практикум 2 Анализ текстов и сочинений-рассуждений 1.03
15.03 25-26-27-28-29-30-31. Написание сочинений-рассуждений по предложенным текстам Практикум 7 Творческая мастерская 22.03
29.03
5.04
19.04
26.04
3.05
10.05 32-33. Редактирование. Взаиморецензирование сочинений-рассуждений Практикум 2 Творческая мастерская 17.05
24.05 34. Какие ошибки являются наиболее типичными? Лекция с элементами беседы
1 Разбор наиболее типичных ошибок в сочинениях учащихся 31.05