Пути и приёмы формирования коммуникативной компетенции. Информационная переработка текста.


Карева И. Н., учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия №2», г. Стерлитамак
Пути и приёмы формирования коммуникативной компетенции. Информационная переработка текста.
Одной из важнейших целей изучения русского языка является развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения. Достижение этой цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции, под которой понимается овладение всеми видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Таким образом, современные методики преподавания русского языка должны быть направлены на практическое овладение русским языком, предусматривающее переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в различных речевых ситуациях. Учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок, т.е. овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его.
Что же способствует формированию коммуникативной компетенции? 1. Знание сферы и ситуации речевого общения, компонентов речевой ситуации. 2. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. 3. Развитие навыков монологической и диалогической речи. 4. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. 5. Использование различных видов информационной переработки текста. 6. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. 7. Знакомство с культурой публичной и разговорной речи.
Каким же путями может быть сформирована коммуникативная компетенция? Целенаправленной и систематической работой над наиболее значимыми понятиями речевой деятельности. Она должна проводиться, во-первых, непосредственно на уроках русского языка при изучении соответствующих тем; во-вторых, на специальных занятиях (спецкурсах, факультативах, элективных курсах и т.д.); в-третьих, на уроках по другим дисциплинам, предполагающим использование как письменной, так и устной речи. При этом наиболее эффективным приёмом работы является коллективный анализ разнообразных ситуаций общения и прогнозирование возможных вариантов их разрешения.
Знание основных видов информационной переработки текста (составление плана, тезисов, выписок, конспекта, реферата, аннотации), целенаправленная работа над ними, которую необходимо начать уже в 5 классе, и их умелое применение на практике – один из путей формирования коммуникативной компетенции.
Сокращать (перерабатывать) текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определённым пунктам плана); 2) сократить пересказ, изложение каждой части; 3) заменить развёрнутые предложения более простыми.
1. План – самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Планы могут быть простыми и сложными. Простой план состоит из перечня пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим (пункты плана - назывные предложения) и тезисным (каждый пункт - двусоставное предложение, передающее основную мысль определённой части текста). Сложный план представляет собой более совершенную форму, которая полнее отражает работу автора и даёт читателю ясное представление о её логике и композиции. В сложном плане каждый пункт имеет подпункты, в которых более детально раскрывается тема. Можно говорить и о плане – конспекте, в котором каждому пункту соответствует развёрнутый тезис (основное положение пункта), а также пример, доказательство, которое выдвигает автор.
2. Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Составление тезисов целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает её, а очень кратко излагает мысль, основное положение, заключённое в этой части. Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются). Следует обратить внимание на то, что тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
3. Выписки (выдержки) – это наиболее простой вид сокращения текста, представляющий собой дословную или документальную точную запись частей текста. Необходимость в выписках возникает в том случае, когда интересующему нас вопросу посвящено не всё произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его.
4. Конспект – это краткое, но связное и последовательное изложение содержания статьи, главы, книги, брошюры, лекции и т.д. Он предполагает самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в изучаемом источнике. Конспект должен обладать основными признаками текста: содержательной, смысловой, и структурной целостностью. Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для конспектирующего информации.
Различают конспектирование на основе чтения и конспектирование на основе слушания. Конспектирование складывается из нескольких этапов: 1. Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи. 2. Составление конспекта. Статья вторично прочитывается и конспектируется, т.е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы. 3. Завершающий этап. Запись ещё раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьёй.
Кроме конспекта, составленного на одну тему по отдельному тексту, иногда бывает необходим тематический конспект по нескольким источникам, посвящённый одной теме.
5. Реферат – краткое изложение статьи, книги. Состоит из трёх частей: общей характеристике текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводов референра. Основными признаками реферата считаются следующие: 1) полная зависимость содержания реферата от содержания реферируемого источника; 2) точное изложение, без искажений и субъективных оценок основной информации; 3) постоянство структуры – заголовок с библиографическим описанием, собственно реферативная часть, в которой называются основная тема и проблематика источников, даётся подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.Композиционная схема реферата
1. Вступление: а) дать исходные данные (название исходного текста, где напечатан, в каком году); б) сообщить сведения об авторе (фамилия, специальность, учёная степень и звание); 3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написана.
2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.
3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше: а) обосновать важность выбранных вопросов; б) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их наличие; в) выразить (по мере возможности) своё мнение по поводу суждений автора исходного текста.
4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.
5. Список использованной литературы.
Различают следующие виды рефератов: 1) монографические, написанные по одному источнику; 2) обзорные, составленные по нескольким источникам.
6. Аннотация – это краткое, обобщённое описание (характеристика) текста книги, статьи. Структура аннотации: 1) даются выходные данные (автор, название, место и время издания); 2) формируется основная тема книги, статьи; определяется, кому она предназначается. Кроме того, могут быть указаны дополнительные сведения об авторе (книги, статьи); оформление. Аннотация – это своего рода реклама, которая должна привлечь внимание читателя.
Развитие коммуникативной компетенции требует создания на занятиях особой психологической и эмоциональной атмосферы сотрудничества и поддержки, когда каждый уважается как личность со своими взглядами, мнениями, интересами, сильными и слабыми сторонами. Учитель становится организатором учебной деятельности, соучастником процесса учения, советчиком, вдохновителем, консультантом, внимательным слушателем, экспертом, который оценивает результаты общения.
Коммуникативный подход к изучению русского языка означает ответственность школьника за своё обучение. Для этого необходимо активно участвовать во всех видах деятельности; уметь делиться знанием, опытом, идеями; воспитывать в себе уважение к другой личности, прислушиваться к замечаниям, обсуждать проблемы, предлагать решения, оценивать результаты и стимулировать речемыслительную деятельность через участие в общении.
Список литературы
1. Альмухаметов Р. В., Закирьянов К. З., Саяхова Л. Г., Ишимова Р. Г., Шарипова Д. Г. Русский язык: Речь. Речевое общение. Учебник для 10-11 классов башкирской школы. Часть 2. – Уфа: Китап, 2003. – 256с.
2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 367с.
3. Примерные темы сочинений и рефератов для подготовки и проведения письменного и устного экзамена по литературе за курс полной средней школы/ Сост. Т. А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000. – 80с.
4. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. – 400с.