Типы подчинительной связи в словосочетании


Урок на тему: "Типы подчинительной связи в словосочетании».
Цели урока: Образовательные: дать определение понятию «словосочетание»; отработать умение выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях; Развивающие: совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение сравнивать и обобщать изучаемый материал; совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку; развивать познавательную самостоятельность и активность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие и готовность к уроку, перекличка. Проверка наличия учебников и тетрадей
II Орфографическая работа.
А) Привстать, преступить (закон), приложение, пединститут, двухигольный, изыскание, подытоженный, взимать, поиграть, очищающий, подскочить, разгореться, репертуар, принесенный, песчаной, квалифицированный, раненый, раненный в ногу, малинник, воевать, подсматривать, кружочек, участливый, гостевой, тюлевый, кумачовый.Найдите слова с чередующейся гласной в корне (разгореться, приложение, подскочить), а теперь слово с безударной гласной в корне – очищающий, а еще найдите слово с непроверяемой гласной в корне (репертуар).
Б) Укажите предложение, в которых нужно поставить одну запятую (НА ДОСКЕ).
1)Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
4) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.*
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце(2) и что (3) если протянуть руку в окно (4) то с кустов посыплется река.
III Работа над материалом урока
Значение многих терминов можно понять, вдумавшись в их строение, ведь все морфемы в русском языке значимые, то есть имеют свое значение. Сегодня на нашем уроке у нас есть возможность в этом убедиться.
Тема нашего урока : « Типы подчинительной связи в словосочетании».
Актуализация теоретических знаний. Опрос + визуальный ряд на интерактивной доске.
– Что называется словосочетанием?– Какие типы словосочетаний вы знаете? Ответы:
Словосочетание – единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.
Виды связи в словосочетаниях:
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей?
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.
Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине.
Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как?
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.
Словосочетаниями НЕ являются:
Грамматическая основа
Однородные члены предложения
Служебная часть речи + существительное
Фразеологизм
Работа с текстом (Стих. И. Северянина)
1) Задание: выписать все словосочетания из данного текста (отрывок из стихотворения И. Северянина «Эпилог»), определить тип связи слов в этих словосочетаниях.
Мой мозг прояснили дурманы, Душа влечется в примитив.Я вижу росные туманы!Я слышу липовый мотив!
Словарная работа: примитив – нечто простое
Проверка задания (коллективная работа):
Мой мозг ( мест. + сущ.) – согласование.
Мозг прояснили ( сущ. + глаг.) – управление.
Влечется в примитив ( глаг. + сущ.) – управление.
Росные туманы (прилаг. + сущ.) – согласование.
Вижу туманы (глаг. + сущ.) – управление.
Слышу мотив (глаг. + сущ.) – управление.
Липовый мотив (прилаг. + сущ.) – согласование.
Работа с текстом.
Из предложений выпишите словосочетания со связью
1.Согласование
И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. (найдите слово с чередованием гласных в корне слова.
2. Управление
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
3 .Из предыдущего предложения выписать словосочетания со связью примыкание.
Ответы:
1. Нежная (какая?) психика – согласование.2. Судьбу (кого?) человека; стать (чем?) звездой; решить (что?) судьбу – управление.3. Прочитанная (как?) вовремя – примыкание.
Выполняем задания презентации
Ответы на практикум: 2-В, 3-А, 4-Г, 5-Г, 6-Г, 7-А, 8-А, 9-А.
Работа с предложением.Из данного предложения выпишите все возможные подчинительные словосочетания и укажите их тип ( на доске).
И.С. Тургенев неоднократно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
IV.Работа с учебником. Выполнение упражнения № 318(у), 319(1).
V. Обобщение материала
– Какую тему мы сегодня на уроке обсуждали? – Что называется словосочетанием?– Какие типы словосочетаний вы знаете?– Какой материал был абсолютно новым для вас?– Какой показался наиболее сложным?VI. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок
VII. Задание на самоподготовку:
(повторить теорию, выполнить упр. № 317(1)Преподаватель Жорова Л.Ю.