Внеклассное мероприятие Путешествие по поэтической стране Агнии Львовны Барто


«Путешествие по поэтической стране Агнии Львовны Барто»
2016 г
-7283454191000Вот уже более 110 лет произведения этой замечательной писательницы радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых. Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки, учителя и повара, врачи и монтажники, президенты и программисты – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в любом классе. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить. В основу сценариев положены произведения А.Л. Барто, которые можно показать как инсценировки перед ребятами начальных классов
Цели урока:
расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения и прозу;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
развивать речь учащихся;
развивать познавательную активность;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
воспитывать уважение к товарищам;
создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;
Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л.Барто; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто, рисунки игрушек.  
Ход урока
Ребята 2 классов, родители и гости рассаживаются в литературной гостинной.
Звучит песня-вальс В.А. Долиной:
Ба-ба-ба-ба-бабушка Барто.Знала и про это, и про то, Знала, никому не говорила, Знала то, чего не знал никто.
Бросит зайку кто-нибудь в саду –Бабушка Барто, скользя по льду, Прибежит, обнимет, приголубит,Одолеет зайкину беду.
Таня громко плачет – ничего. Бабушка Барто сильней всего: Все на свете мячики поймает, Переловит все до одного.
Выходит ведущий.
Ведущий. Наш урок начинается! Ребята, в этом году 17 февраля 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто и 35 лет со дня её памяти. Это наш традиционный урок в литературной гостиной. Сегодня он посвящён творчеству А.Л.Барто а называется «Путешествие по поэтической стране А.Л.Барто». Ребята второклассники приготовили целый сборник веселых сцен, стихов и шуток.
Разыгрывается произведение «А, здравствуйте...». Ученики 2 в класса (сценка с клоунами)
Выходят два клоуна и начинают вести разговор:
1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 клоун - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 клоун - Нет, я не выл!
1 клоун - Ну, и они не выли!
2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 клоун - Нет, не я один, а мы…
2 клоун - Кто это – мы?
1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 клоун - Кто – вымытые?
1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1 клоун - Что променяли?
2 клоун - Я говорю – не про меня ли?
1 клоун - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
- Дорогие ребята! Начали мы своё путешествие с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто.
Автобиография А.Л.Барто (видеоролик на интерактивной доске)
Вы были совсем маленькими, а уже знали стихи про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мячик упал в воду. Про мальчика в матросской шапке, который сам пускает кораблики. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вошли в первую книгу «Игрушки» Ребята из 2 в класса монтаж «Игрушки».
«Игрушки» А. Л. Барто
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Ведущий: Вы подросли, и вместе с вами «выросли» стихи Агнии Барто. Они расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Точно с такими мальчиками и девочками встречаетесь вы в школе, во дворе. Барто, как художник, пишет портреты ребят. В ее книгах вы найдете целую «портретную галерею».
Выступают дети из 2 г класса.
Петя утомлен
Петя взял "Родную речь";На диван решил прилечь. - Дайте что-нибудь принять...Витамины, что ли...Слабость чувствовал опятьЯ сегодня в школе. Мать меняется в лице,Витамины А, Б, ЦПредлагает Пете.(Витамины А, Б, ЦОчень любят дети.)
Мать на Петеньку глядитИ, вздохнув украдкой,Просит: пусть он не сидитДолго над тетрадкой. - Что ж, пожалуй, ты права,-Стонет хитрый малый. -Отдохну часочка два...Я такой усталый! Сунул в шкаф"Родную речь",И гора свалиласьС плеч. Витамины А, Б, ЦКатает кошка па крыльце.
Ведущий: А вот еще одно стихотворение на эту тему – «Почему телефон занят?». Герои этого стихотворения «три школьника да первоклассник Коленька» учат уроки по телефону:
Выступают ученики 2 г класса
По телефону
По телефону день-деньскойНельзя к нам дозвониться!Живет народ у нас такой -Ответственные лица:Живут у нас три школьникаДа первоклассник Коленька.
Придут домой ученики -И начинаются звонки, Звонки без передышки.А кто звонит? Ученики,Такие же мальчишки.
– Андрей, что задано, скажи?..Ах, повторяем падежи?Все снова, по порядку?Ну ладно, трубку подержи,Я поищу тетрадку.
– Серёжа, вот какой вопрос:Кто полушария унёс?Я в парте шарил, шарил,Нет карты полушарий!..
Не замолкают голоса,Взывает в трубке кто-то:– А по ботанике леса, Луга или болота?
Звонят, звонят ученики…Зачем писать им в дневники,Какой урок им задан?Ведь телефон-то рядом!Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики…У них пустые дневники,У нас звонки, звонки, звонки…
А первоклассник КолечкаЗвонит Смирновой Галочке -Сказать, что пишет палочкиИ не устал нисколечко.
Ведущий: Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Агния Львовна окончила хореографическое училище, танцевала в балетной труппе.
На выпускной вечер этого хореографического училища приехал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Агния Львовна под музыку Шопена танцевала, принимая различные трагические позы, и читала свои стихи под похоронный марш. Говорят, что Луначарский, с трудом сдерживая улыбку, сказал, что она обязательно будет писать веселые стихи.
Либо поём песню «Песенка про Петю», либо читаем стихотворение «Шуточка про Шурочку»
Песенка про Петю (поют все)
Автор: Агния Барто
Целый день он занят делом, Двух минут не отдохнет: То на парте мажет мелом, То сидит бумажки рвет! А во время переменки Занят он еще сильней: Подойдет он к чистой стенке, Чертит чертиков на ней.Мы песенку про Петю Решили вам пропеть, Чтоб не было на свете Ему подобных Петь!Ах, как занят этот Петя! Целый час ломал часы И на мамином портрете Подрисовывал усы. То он вскочит на скамейку, To залезет под кровать, То зачем-то схватит лейку, Станет лужи попивать.Со двора домой вернется, Бросит санки у крыльца, Если их чинить возьмется, Доломает до конца. То промчится он вприпрыжку, То залезет на чердак... Взяться некогда за книжку— Слишком занят он и так!Мы песенку про Петю Решили вам пропеть, Чтоб не было на свете Ему подобных Петь!
Шуточка про Шурочку
Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка...
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка...
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку...)
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку...
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка...
Ведущий . Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои стихи она написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика, грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других.
Дети разыгрывают сценку «Любитель-рыболов». Ученики 2 г класса
Песня «Любитель-рыболов»
С утра сидит на озереЛюбитель-рыболов,Сидит, мурлычет песенку,А песенка без слов:
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля"
Озеро глубокое,Удачным будет лов.Сейчас поймает окуняЛюбитель-рыболов
"Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля".
Песенка чудесная -И радость в ней, и грусть,И знает эту песенкуВся рыба наизусть."Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля".
Как песня начинается,Вся рыба расплывается..."Тра-ля!"
Ведущий: В классах есть такие ребята, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учительнице и родителям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так вести себя. 
Ученик читает стихотворение «Сонечка». (2 в)
Тронь её нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Он, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит...
Я бы полежала бы -
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
«Игрушки» А. Л. Барто (2 в)
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Ведущий . Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:
Зачем вы про меня написали? Это все неправда!
Почему ты решил, что это про тебя?
Так в классе все говорят.
А тебе сколько лет?
Десять.
А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было...
Ведущий . Много писем писали Агнии Львовне. Писали и дети , и взрослые. Перечитываем детское письмо к Агнии Львовне: «Я Вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда Вы порвались, я Вас склеила».
Ведущий . А вот еще одно письмо: «Мы хотим, чтобы Вы жили долго... Как слон».
Ведущий . Барто всегда писала впрок, чтобы стихотворение вырастало вместе с читателем. Она всегда шла навстречу одному поколению и провожала другое.
Давайте послушаем разговор мальчика и Агнии Львовны Барто (видео разговора А.Л.Барто)
Песня «Я расту» поёт 2 в класс
Я РАСТУ
А я не знал, что я расту
Всё время, каждый час.
Я сел на стул - но я расту,
Расту, расту, шагая в класс.
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино,
Когда светло, когда темно,
Расту, расту я всё равно.
Припев: Я расту ту ту ту- ту, я расту ту ту ту- ту,
Я не знал, что я расту!
Я расту ту ту ту- ту, я расту ту ту ту- ту,
Я не знал, что я расту!
Идет борьба за чистоту,
Я подметаю и расту.
Сажусь я с книжкой на тахту,
Читаю книжку и расту.
Стоим мы с папой на мосту,
Он не растет, а я расту.
Отметку ставят мне не ту,
Я чуть не плачу, но расту.
Припев
Расту и в дождик, и в мороз,
Уже я маму перерос!
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино!
Ведущий: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
1. Никому не дам в обиду
Я свою сестрёнку …(Лиду)!
(«Вот так защитник»)
2. Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул … (грузовик).
3. Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, …(Серёже)
Ничего не подарю.
(«Я выросла»)
4. Скачут девочки вокруг
Весело и ловко.
А у Лидочки из рук
Вырвалась … (веревка).
5. Две сестры глядят на братца:
- Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться,
Только хмурит …! (бровки).
5. Почему сегодня …(Петя)
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
(«В школу»)
6. Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это …(Вовка) – есть такой!
(«Вовка – добрая душа»)
7. Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой …(Любой)
Ищем номер на полу.
(«В театре»)
8. Тут у птиц мы разузнали,
Кто же этот хулиган.
Оказалось, это …(Алик),
Восьмилетний мальчуган.
(«К нам на пёстрые страницы»)
10. Сговорились мальчики:
Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась …(Сонечка)
И сидит тихонечко.
(«Сонечка»)
11. Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я –
Новиков … (Илья).
(«Мама или я»)
12. Маме работать
В вечернюю смену,
Мама ушла,
Поручила мне … (Лену).
(«Вернулся…»)
13. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает …(Любочку)?
…(Любу) знают все!
(«Любочка»)
14. Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это …(Лида)
Скачет целых полчаса!
(«Верёвочка»)
15. Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень.
Весной Андрюша родился
В один хороший … (день).
16. Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в … (лето).
17. Елку новогоднюю
Дедушка принес.
Он был просто дедушка,
А не Дед …(Мороз).
Учитель. А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.
Разыгрывают ученики 2 г классаСтихотворение «Копейкин».
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
— Ты возьмешь меня на пляж?
— Что ты мне за это дашь?
— Очини мне карандаш!
— Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги).
Он со всех взимает плату.
Застегнул штанишки брату —
Взял с него за попеченье
Полпеченья.
— Подними очки, голубчик!—
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
— Дашь копейку — подниму!
Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
«Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
— Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
— Алексей, отца уважь!—
А в ответ одно и то же:
— Что ты мне за это дашь?
Ведущий: (по слайду). В 1964 году Агния Львовна придумала радиопередачу «Найти человека». Вы знаете, что во время Великой Отечественной войны наши соотечественники теряли своих родных: родителей, братьев, сестер. Многие дети жили тогда в детских домах. Радиопередача «Найти человека» передавала адреса и имена, потерявшихся на всю страну и помогла очень многим людям найти своих близких.
Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это еще одна, очень важная, страница творчества Агнии Барто.
Выступают дети из 2 в класса
Письмо старшему брату
Мы письмо тебе писали
В адрес почты полевой,
Мы письмо тебе писали,
Вдруг пришел товарищ твой.
На петлицах по две шпалы,
Две медали у него,
Он сказал мне:
— Здравствуй, малый,
Я от брата твоего...
— Жив ли он? —
Спросила мама.—
Жив ли он?
Скажите прямо!
Я мигал ему глазами,
Делал знаки как умел.
Говорить не надо маме!
Мама белая как мел!
Он сказал;
— Даю вам слово,
Что Андрей почти здоров,
Он уж ходит по палате
С разрешенья докторов.
Он с товарищами вместе
Подорвал немецкий дзот,
Он ушел от верной смерти,
Значит, долго проживет.
Ты, Андрюша, сильно ранен,
Но опять стремишься в бой,
Ты воюешь с докторами...
Так сказал товарищ твой.
Дорогой мой брат Андрей!
Поправляйся поскорей!
Выздоравливай, Андрюша,
И опять фашистов бей.
Дорогой мой брат Андрюша,
От ребят тебе привет!
Написал бы я побольше,
Только места больше нет.
Слово Библиотекарю Ольге Егоровне
Песня «Библиотека»
Ведущий: А теперь дадим слово нашему библиотекарю Ольге Егоровне (она говорит своё слово)
Исполняется песня «Библиотека» (на доске видеоролик)
Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком,
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.
Припев:
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке.
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека!
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим,
Пусть всегда да здравствуют книги!
В залах рядами стоят стеллажи,
Тысячи книжек на полках,
Каждый здесь что-то найдет для души,
Лишь заглянув ненадолго.
Припев:
Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей и для взрослых людей
Все это – БИБЛИОТЕКА!
Припев: Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке.
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните знаниям руку,
Выбирайте книгу, как друга!
Ведущий . Вот и подходит к концу наше представление. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ. Ведь Агния Львовна барто - это ещё и сценарист. Фильмы и мультики по её стихам и прозе входят в нашу жизнь лет с 3 – 4….