Доклад на МО классный руководителей Правовое воспитание школьников в школе


Доклад на тему "Правовое воспитание школьников"
Сл.2 В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди школьников. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка.
Сл.3 Правовое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений. В «Уставе общеобразовательной школы» ключевая роль в решении задач воспитания отводится классному руководителю – организатору  воспитательного процесса  в  классном коллективе.
Сл.4. Одна из главных целей правового воспитания выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения;
подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.
Сл.5 Задачи коллектива: Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства.
Сл.6 Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения
Сл.7.Существуют основные требования к организации правого воспитания школьников:
Наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;
Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
Учёт психологических особенностей учащихся
Сл.8 .Среди форм правового воспитания обычно выделяют:
правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; т.е. своего рода "юридический всеобуч");Сл.9. правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах, общеобразовательных школах;
преподавание основ права на уроках , различных курсах и т.д.);
Сл.10.самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).
Сл.11 Необходимым условием нравственно-правового формирования личности учащихся является единство учебной и внеклассной работы. Учебная и внеклассная работа дополняют друг друга, оказывают взаимовлияние на процесс нравственно-правового воспитания подрастающего поколения..Сл.12. Формы воспитательной работы в процессе обучения
Использование групповых форм работы на уроке
-Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ.
-Проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-праздник и др.), (урок-размышление «Жестокость - что это такое? «Устав школы — основной закон школьной жизни», «Для чего нужны в школе правила для учащихся?», «Твои права и обязанности (обязанности класса)» «Личная ответственность школьника» и мн.другое.
Сл13. Формы воспитательной работы во внеурочной деятельности
Сл14. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся
Сл15. Прежде всего необходимо, чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов:
1. Диагностический, который предполагает изучение состояния вопроса. Позволяет выявить социальный состав семьи учащихся школы, дать характеристику различных групп "трудных" подростков, сделать анализ численного роста и качественного состава правонарушений подростков.(Социальный паспорт)
2. Поисковый, позволяет определить пути решения проблемы.
3. Деятельный, предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.
Поисковый этап, позволяющий определить пути решения проблемы:
а) первый путь включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, клубы интересных встреч, радио, телевидение, кино, печать) во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.
б) второй путь основывается на повышении правовой культуры учителей и родителей.
Деятельный этап, определяющий, что основную заботу по правовому воспитанию учащихся должен проявлять педагогический коллектив. Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает в начальном, среднем и высшем звеньях школы дифференциацию средств правового воспитания.
Так, учащиеся 1-4 классов начинают осваивать незнакомый им распорядок в школе, правила поведения, обязанности ученика, выполняют первые общественные поручения как дежурные класса, санитары. В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом класса, школы за свои поступки, поведение. Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе;
В работе с учащимися 5 - 6 классов закрепляется их сознательное отношение к выполнению Правил для учащихся, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом.
Учащиеся 7-8 классов должны получить общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать.
В старших классах продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются школьниками с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний учащиеся овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей. Правовое обучение в старшем звене должно быть обучением подлинно воспитывающим, иметь четко выраженную профилактическую направленность, быть важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений.
Правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе.
Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории.
Сл.16. Методами правового воспитания выступают: убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.
Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.
Сл.17. Для работы классного руководителя с обучающимися наиболее приемлемы такие приемы воздействия на сознание и поведение субъектов, как убеждение, профилактика, предупреждение.
Сл.18. От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение.
Это обусловлено тем, что:
приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества;
сл19. в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации;
сл20. целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.
Сл21. Методическая литература по организации правового воспитания школьников:
Через систему мероприятий педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности, помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, мы планируем ряд различных игровых и творческих мероприятий, в которых участвуют сами ребята.
Это:
Недели правовых знаний, которые позволяют закрепить у учащихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону;
месячники по правовому воспитанию
постоянная работа Совета профилактики с "трудными" учащимися различных категорий и их родителями;
встречи учащихся с работниками правоохранительных органов;
Наглядная агитация (Выставки тематической литературы:«Права человека и права ребенка», «Предупреждение вредных привычек у подростков».
Конкурсы плакатов:«Я выбираю жизнь!»,«Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.