Интегрированный урок литературы и немецкого языка Гете и его бессмертная трагедия «Фауст».


Интегрированный урок литературы и немецкого языка
Гете и его бессмертная трагедия «Фауст».
Цели урока:
-познакомить учащихся с биографией и творчеством немецкого поэта ХУШ века;
-заинтересовать тем, как Гете осуществил интерпретацию мирового сюжета о Фаусте и Мефистофеле;
-развивать навыки «говорения», умение строить диалог по-немецки;
-развивать познавательные интересы, заинтересовать культурой и историческим наследием страны изучаемого языка;
-воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову, звучащему как по-русски, так и по-немецки.
Оборудование:
1. Портрет Гете и высказывания о нем и его книге.
2. Выставка книг Гете на русском и немецком языке.
3. Грамзапись отрывка из трагедии «Фауст».
4. Записи на доске слов и выражений, необходимых на уроке.
Рекомендации к проведению.
При подготовке к уроку большая нагрузка ложится на учителя немецкого языка. Он заранее дает задание ученикам подготовить рассказ о Гете по-немецки, помогает составлять диалоги, репетирует инсценированный отрывок из трагедии. Само собой разумеется, что учитель немецкого языка говорит на уроке только по-немецки.
Ход урока.

Слово учителя литературы.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы видите перед собой двух учителей, потому что сегодня на уроке пойдет разговор о немецком поэте, чье творчество приобрело мировую известность. Имя его дорого не только для немецких читателей, оно почитаемо во всем мире. Цель нашего урока не только в том, чтобы познакомиться с биографией и творчеством этого поэта. Я хочу, чтобы вы почувствовали связь литератур разных народов, увидели мастерство этого поэта в интерпретации мирового сюжета.
Слово учителя немецкого языка.
Показывает портрет.
-Кто это? Кто он такой? На каком языке говорит? Это английский или немецкий поэт? Он поэт или драматург тоже?
Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с жизнью и творчеством Иоганна Вольфганга Гете – великого немецкого поэта. Цель наших занятий не только научиться правильно говорить и понимать немецкий язык, но и познакомиться с культурой и историческим наследием той страны, язык которой мы изучаем.
-Каких немецких поэтов и писателей вы уже знаете?
После 3-4 ответов учитель открывает доску со списком имен и транскрипцией произношения, просит прочитать.
-На уроке нам придется услышать и повторить следующие слова и выражения:
3.Ученики выходят попарно. Один рассказывает по-немецки, другой переводит.
- Иоганн Вольфганг Гете прожил долгую жизнь. Он родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в семье состоятельного бюргера, учился в Лейпциге и Страсбурге. Группа молодых поэтов создала группу. «Буря и натиск» - так называлась драма, вышедшая из этого круга. Эти слова стали девизом этих молодых людей. Их герои – смелые одиночки, бросающие вызов миру насилия и несправедливости.
- Мировую славу принес Гете его первый роман «Страдания юного Вертера. Это повествование о молодом человеке, который не находил себе места в обществе. Он не хотел и не мог приспосабливаться, льстить, унижаться. Это роман о безнадежной любви Вертера к девушке Шарлотте. Необычна форма романа – роман в стихах. Читателю казалось, что он держит в руках подлинные письма и дневники героя.
- Интересна лирика молодого Гете. В ней звучат радости, тревоги. Много стихотворений о природе: «Майская песня», «На озере», « Вечерняя песня художника». Он пишет о весне и о радости любви, о счастье.
Звучат строчки стихотворений по-немецки и по-русски, например, начальные строчки стихотворения «Майская песня».
Как все ликует,
Поет, звенит!
В цвету долина,
В огне зенит!
«Свидание и разлука» - одно из замечательных стихотворений Гете о любви.
Учитель литературы
А вам хорошо известны строчки стихотворения Гете в переводе Лермонтова «Горные вершины спят во тьме ночной…».
-О чем это стихотворение?
-Каково оно по настроению?
-Можно сказать, что это только пейзажная лирика?
-Зачем здесь присутствует человек, для чего нужен этот образ?
Слово ученикам.
- В 1775 году Гете принимает приглашение молодого веймарского герцога и остается жить в Веймаре до конца жизни. Герцог делает его своим министром. Он осуществляет ряд реформ и полезных мер: сокращает армию, строит дороги, открывает школы, следит за бюджетом. Веймар из маленького городка превращается в культурный центр. Художники, ученые, поэты со всей Европы вступают с ним в переписку и приезжают в Веймар.
-В 1786 году Гете едет в Италию и проводит там 2 года. Там он много работает. Ему интересны памятники древности и современная жизнь итальянцев. Он составляет геологическую коллекцию, собирает образцы растений, занимается живописью.
Здесь он пишет драмы «Ифигения в Тавриде», «Эгмонт», пишет стихи.
-90-е годы ХУШ века – эпоха зрелости поэта и мыслителя. Во Франции произошла революция, которую назвали Великой французской революцией. Духом этой революции пронизано его произведение «Фауст». Трудно назвать какой-нибудь жанр, в котором бы не пробовал себя поэт. Это и сатирическая поэма, и эпиграммы, и баллады, которые нам известны в переводах Жуковского, Тютчева.
Звучит отрывок из «Лесного царя» по-немецки и в переводе Жуковского.
Умер Гете в 1831 году и похоронен в Веймаре.
На доске записаны названия всех произведений Гете, которые звучали на уроке. Учитель или ученики указывают на них, повторяют несколько раз.
Учитель немецкого языка задаёт вопросы на закрепление материала:
-В каком веке жил Гете?
-Какой город Германии является его родиной?
-Какой девиз был у группы молодых поэтов?
-Какой роман принес известность Гете?
-Это роман о прошлом или о современности Гете?
-В чем необычность формы романа?
-Какие произведения Гете вам известны?
-Писал ли он стихи?
-О чем писал стихи Гете?
-Был ли Гете государственным деятелем?
-В каком городе он прожил всю свою жизнь?
-Путешествовал ли Гете?
-Что он делал в Италии?
-Как Гете отнесся к французской революции?
Ребята делают записи в тетрадях.
Слово учителя литературы о «Фаусте».
Еще в ранние годы внимание Гете привлекла народная легенда о Фаусте, возникшая в ХУ1 веке. Первые наброски трагедии относятся к 1773 году, а последние сцены написаны в 1831 году, за полгода до смерти Гете. По жанру это философская драма, жанр, характерный для века просвещения.
Учитель пересказывает содержание произведения, знакомит с героями и смыслом его. Обращает внимание на то, что главное в этой трагедии не внешний ход событий, а движение мысли, спор о человеке. Человек ничтожен и беспомощен, по мнению Мефистофеля, и разум ему только во вред. Поэт же провозглашает веру в человека, его разум.
Инсценировка на немецком языке сцены в кабинете Фауста.
Вторая часть трагедии создавалась в последние десятилетия жизни поэта, уже в Х1Х веке и в ней есть намеки на события и ссоры тех лет. Но главное в ней – трудный, полный поисков, ошибок и заблуждений путь Фауста. Гете свободно смещает времена и эпохи: то мы в Древней Греции, то в Спарте, за десять веков до нашей эры. Всем развитием действия Гете утверждает, что золотой век не в прошлом, а в будущем. Но его нельзя приблизить только мечтаниями, за него надо бороться. Смерть застает Фауста в момент, когда он осуществляет проект осушения части моря, чтобы строить новый город. Финал трагедии возвращает нас к «Прологу на небесах». Спор между господом и Мефистофелем завершился. Мефистофель проиграл. Ему не удалось доказать ничтожество человека.
Инсценировка отрывка из заключительной части трагедии.
Вопросы учителя литературы на восприятие и понимание произведения:
-Каков жанр этого произведения?
-Кто главные герои?
-О чем спорили бог и Мефистофель?
-Кто такой Фауст?
-Кого из героев еще запомнили?
-Каким испытаниям его подверг Мефистофель?
-Какова главная мысль этого произведения?
На эти вопросы ученики отвечают сначала по-русски, а затем строят свой ответ по-немецки. Делают записи в тетрадях.
Заключительное слово одного из учителей (повторение, обобщение); рефлексия: понравился ли урок, что особенно запомнилось?