Конспект урока по крымскотатарскому языку Степени сравнения наречий. Виды наречий


МОУ «Табачненская школа». Учитель крымскотатаркого языка: Юсупова З.Э. 7 класс(cыныф) Тема урока: Степени сравнения наречий. Виды наречий.Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с применением технологии разноуровневого обучения Продолжительность: 1 урока по 45минут Место урока в учебной программе – раздел: «Наречие», тема: «Степени сравнения наречий. Виды наречий», второй урок в разделе.
Цели:
Познавательные:
- сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречия;
-сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль;
- обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке:
- развивать умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
- развивать устную и письменную речь, добиваясь полных развёрнутых ответов.
Воспитывающие:
- формировать целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность;
- прививать любовь к русскому языку.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, поисковая (самостоятельное изучение материала по 3 уровням сложности).
Формы организации работы учителя:
планирование и конструирование урока, создание презентации в формате Microsoft Power Point, использование мультимедийного оборудования (ПК, проектор), объяснение, мобилизация учащихся на позитивную рабочую обстановку, подготовка раздаточного материала, самоанализ результативности урока.
Технологические особенности урока:
Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, мел, классная доска, карточки – задания для закрепления изученного материала.
Цели использования ИКТ:
- эффективное изучение темы
- формирование положительной мотивации к учению;
- обеспечить изучение материала наглядной иллюстрацией;
- организовать самопроверку и анализ допущенных ошибок, формирование компетенций.
Этапы урока, на которых использовались ИКТ:
Актуализация знаний учащихся, изучение нового материала, выполнение тестового задания, с целью закрепления изученного материала, практическая работа с самопроверкой и анализом допущенных ошибок, домашняя работа.
ИКТ технологии помогают визуализировать задания, ускоряют проверку, при самопроверке каждый ученик может самостоятельно увидеть свою ошибку. Также данный вид работы позволяет учителю объективно оценить знания ученика.
ХОД УРОКА
Этап урока Содержание урока
Организация начала урока Мерабанъыз, балалар! (Слайд 2) Отурынъыз. Бугуньки дерсимизни Ремзи Бурнашнынъ шииринден башламакъ истейим:
«Чыкъмайджакъ олсанъ эгер де сонъуна,
Башлама бир ишни, бу – эски анъане,
Туттунъмы бир ишни - чыкъ онынъ сонъуна,
О вакъыт дерлер ки: «Бу киши – мердане!»
Р.Бурнашнынъ шииринде не акъкъында лаф кете? Аталар сёзлеринден мисаллерни кетиринъиз. (Ответы: Къалгъан ишке къар ягъар. Бир ишни башлама, башлагъан сонъ ташлама. Кеч олсун, хайырлы олсун. )Дефтерлеринъизге сыныф иши ве мевзуны язынъыз.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, классная работа, тему урока. (слайд 3)
Актуализация опорных знаний.
Подготовка к усвоению новых знаний. - Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии. Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?
Насыл сёз чешитине зарф дейлер? (слайд 4)
(Иш арекетнинъ насыл алда япылгъаныны ве онъа багълы олгъан ер, вакъыт, макъсаткъа мунасебетини бильдирген мустакъиль сёз сешитине зарф дейлер. Зарфлар фииль ифаделеген арекетнинъ хусусиетини, ерини, вакътыны, алыны, тарзыны я да сыфат ифаделеген аляметини бильдирелер.)
Мисаллерни кетиринъиз: Мусафирлернинъ чареси бирден шенъленип кетти. Сонъра къадын оларны кениш ве гузель джыйыштырылгъан одагъа алып кирди.
- Какие морфологические признаки имеются в наречии?
(Зарфларнынъ эсас морфологик хусусиетлерини, мисаллернен тасдыкълап изаланъыз? ) (слайд 5)
Зарфлар тюсленмезлер ве тюрленмезлер;
Зарфларнынъ озюше хас зарф япыджы ялгъамалары бар: -джа, -дже, -ча, -че ве башкъалары.
Меселя: Яхшы язды(яхшы –зарф). Яхшы китап (яхшы –сыфат).
Межпредметная связь.
- Дома вы должны были вспомнить картину , которую я вам показывала, и составить предложения или текст, или найти подходящее стихотворение, в котором нужно было найти наречия и прилагательные в предложении и определить их разряд и синтаксическую роль. Послушаем ваши ответы. Какое правило вам нужно было вспомнить из прошлых уроков? (разряды прилагательных). Какой вывод вы сделали? (прилагательные и наречия различаются по вопросам, разрядам и синтаксической роли).
(слайд 6)
148399526035Ресим устюнде иш.

«Яз акъшамы… Кок ачыкъ, йылдыз отькюр,
Эв алдында сармашыкъ, акъшам сефа
Арасында тёшельген миндер, килим,
Отургъанмыз тиз-тизге бар къоранта.
Эвге берильген вазифе боюнджа чалышмакъ. Суаллерге джевап бермек.
(слайд 7)
Берильген зарфларнен джумлелер тизюв (артынадже. бирден, кене, амана –эсен, апансыздан, аз, чокъ яхшы, не къадар ).
- Сегодня нас будет интересовать еще один признак наречия. Чтобы сформулировать тему урока и его цель, давайте рассмотрим следующее предложение.
3. Созд Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуацситуации.
Ребята Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различиеи предложений.
(слайд 8)
Яхшы язды(яхшы –зарф). Яхшы китап (яхшы –сыфат).
Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Найдите в предложениях однокоренные слова, определить их часть речи (доказать). Обратимся к таблице. (слайд 6)
Имя прилагательное Наречие
Обозначает: Признак предмета Признак действия
Относится: К имени существительному К глаголу
Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Как? Каким образом?
В предложении является: Сказуемым Обстоятельством
Отвечают два ученика
Яхшы китап – прилагательное, относится к существительному «китап», отвечает на вопрос насыл?; обозначает признак предмета;
Яхшы язды – наречие, относится к глаголу «язды», отвечает на вопрос насыл?; обозначает признак действия.
Определите разряд прилагательного и наречия.
(качественное прил., наречие образа действия)
– Как мы определили разряд прилагательного? ( по вопросу и по тому, что у качественных прилагательных есть степень сравнения)
Келинъиз джедвельни бакъайыкъ.
(слайд 9)
Сыфат ве ал зарфыны феркъ этинъиз
(Отличие прилагательного от наречия)
Сыфат (насыл?) Ал зарфы (насыл? насыл этип?)
Яхшы адам.
Джиддий талебе.
Догъру ёл. Яхшы окъуды.
Джиддий чалышты.
Догъру язды.
Задание классу: (Сыныфкъа иш бериле)
-Прочитайте. Выпишите из предложений наречия. Упр. 258, стр.104.
Вспомнить материал поможет таблица на доске.
Слайд 10. (объяснение, анализ таблицы)
Сыфат дереджелери
(Степени сравнения прилагательных)
Адий дередже (Простая степень) Тенъештирюв дередже (Сравнительная степень) Устюнлик дереджеси (Превосходная степень)
яхшы балабан терен юваш буюк яхшыджа балабанджа терендже ювашча буюкче энъ, эписинден яхшы балабан терен юваш буюк
Первичное закрепление (слайд 11) Запись под диктовку, подчеркнуть наречия.
(2- 3 обучающихся у доски): 1. Уфакъ къушчыкълар балабан турналарнынъ аркъаларына къонып, оларнен учкъанлар. (56с.)
2.Битам, торбачыкънынъ агъызыны ачып бакъкъан сонъ, анама косьтерди. (59с.) 3. Тышта исе сувукъ рузгяр эп улуй ве уфакъ, тикен киби къар буртюклерини савура. 4.Уйледен сонъ кунеш кузьдеки киби къыздырды, ерде бир дане къар буртюги кълдырмад.(69с.) 5. Базы вакъытларда тереклернинъ тюбюнде, къар устюнде бир чокъ карпасиналар тёкюлип яталар. (71с.) 6. Дерстен сонъ достларынен денъизге кеттилер.
Физминутка Закрепление новых знаний. Контроль усвоения изученного. (слайд 12)
- А теперь закрепим наши новые знания.
1. Тесты. Теркибинде зарфлар олгъан джумлелерни бельгиленъиз:
А) Юванынъ тешигинде эр бир тарафкъа ёлчыкълар корюне.
Б) Къырмыскъалар озь юваларыны балабан бир терекнинъ тюбюнде ясадылар.
В) Багъчачыкънынъ ичи пек ярашыкълы эди.
Г) Бир орман ичинде дёрт кобелек яшай эди.
Д) Мында къалын-кълын, юксек чам тереклери тюбюнде пек чокъ къуругъан чам къарпасиналары дагъылып ята.
Е) Къуру чам карпасиналарынен толу чуваллар агъыр дегиль эдилер.
Ё) Бойле алгъыштан сонъ, балаларнынъ юреклери «ат башы» киби олды, олар ёрулгъанларыны унуттылар.
Ж) Бабасынен Энверчик койге кеч келип чыкътылар.
З) Оюндан къайтып кельген Кемал булаштырылгъан дефтерни корип, агъламагъа башлады.
И) Саба маали пек гузель: кунеш айдын парылдай, нур сача, къушлар шенъ отелер.
К) Копек саба эрте тура, тавшаннен сагълыкълаша ве къашкърны къдырмагъа кете.
(слайд 13)
Проверь себя. Взаимопроверка. (Б,В.Г,Д.Ё,Ж,К)
2.Работа в группах.
Талебелер уч группагъа болюнелер.
Чокъ зарфына келишкен антонимлерни бельгиленъиз: а)баягъы, б)бираз, в) бир талай, г) бир дерем, д) пек чокъ, е) азчыкъ. (б,г,е)
Ашагъыда зарфына келишкен антонимлерни бельгиленъиз: а) ичериде, б) юкъарыда, в) тюбюнде, г)тышарыда, д)устте, е)юксекте.(б,е)
Эр вакъыт зарфына келишкен синонимлерни бельгилениъз: а)бирден, б)вира, в)эр заман, г)даима, д)салта, е) кене.
Контроль и самопроверка - Пожалуйста, проверьте правильность выполнения своей работы. Поднимите руку, кто сделал работу без ошибок. Кто допустил одну ошибку? Кто ошибся два и более раза? (соответственно оценки 5, 4 ,3)
Повторение изученного материала.
Подведение итогов. (слайд 14)
1.Работа с таблицей.
Зарф
Чешитлери
Суаллер Мисаллер
Ал насыл? насыл этип? апансыздан, яваш, яхшы, инсанджа, зорнен, зораки, энъкъастан
Вакъыт не вакъыт? не вакъыткъадже? не вакъыттан берли? Бугунь, шимди, былтыр, куньден-куньге, тезден
Ер къайда? къайдан? къаерде? не ерде? не ерден узакъта, мында, тышары, юкъары, арттан, ашагъы
Микъдар не къадар? Бираз (вакъыт), бир къач, аз бучукъ, бир парча
Подведение итогов по таблице.
2.Джедвель боюнджа нетидже чыкъармакъ:
Зарфлар тюрленмезлер ве тюсленмезлер.
Шекиль ве сёз денъиштириджи ялгъамаларны къабул этмейлер.
Домашнее задание. Творческая работа
Составить небольшой рассказ по теме «Мой дом – моя крепость», используя наречия.
Подведение итогов урока - Давайте подведем итоги урока. Достигнуты ли  цели, поставленные в начале урока? Что вы узнали нового? Чему научились? Оцените результаты своей работы, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня ещё больше узнали о нашем родном языке.