Читательская конференция по книге «Тимур и его команда», посвященная 110 годовщине со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара

Сценарий проведения читательской конференции по книге
«Тимур и его команда», посвященная 110 годовщине со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара
(3 класс)
( Портрет Аркадия Гайдара, выставка книг произведений А.П.Гайдара, рисунки детей по книге « Тимур и его команда», на стенде висит плакат, посвященный литературной конференции по книге А.П.Гайдара «Тимур и его команда», предварительно дети участвовали в викторине по книге,
презентация – биография А.П.Гайдара, игра – викторина по книге « Тимур и его команда»)
“Гайдар всадник, скачущий впереди”
“Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю». А.П.Гайдар.
Цели:
Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа;
совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
учить добру, коллективизму,
воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
воспитание любви к прошлому нашей страны
расширять кругозор учащихся,
формировать устойчивый интерес к чтению.

Учитель: Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на какие идеалы равняться, в чем смысл жизни?»
Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека.
Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным.
Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай.
Вот сегодня мы выбрали героев книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».
Стихотворение о Гайдаре:
Я о Гайдаре знала очень мало,
Но мама многое о нём мне рассказала.
Когда она была такой, как я,
Его читала вся её семья.

Гайдар, оказывается, вовсе не фамилия,
А литературный псевдоним.
Им подписывал писатель свои повести
И стал детьми особенно любим.


Трудна его судьба, но интересна.
Мальчишкой он в гражданскую войну
Командовал полком, как всем известно,
И из войны в бессмертие шагнул.

Его Тимур с командой всегда там,
Где нужна помощь старикам и детям.
А «Школа» учит мудрости азам,
Характер закалять и воле крепнуть.

Учитель: Так будем же достойными Гайдара,
Его героев, что живут по совести,
Ведь в наше время это ох как важно –
Духовно выжить в бездуховной пошлости.


Ведущий: Ребята! Кто - же такой Гайдар?
Гайдар – это фамилия?
Что же означает псевдоним Гайдар?
Назовите его настоящую фамилию.

Учитель:
Когда в давние времена шли в поход воины - конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал свой путь отряд, назывался «Гайдаром».
Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный и многоговорящий псевдоним.

Учитель: Давайте познакомимся с этим замечательным писателем и героем Великой Отечественной войны.( презентация)

Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года. Отец Аркадия был сельским учителем, комиссаром штаба 35 дивизии, мать – учительница.

Аркадий Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14.

Сложный период в биографии нашей страны – гражданская война - иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед.

Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем.

Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей, разгильдяев, жуликов. Он считал, что можно воспитать личность, одухотворенную благородными идеалами. Гайдар жил, как солдат и умер на боевом посту.

В октябре 1941 года он по заданию редакции оказался в партизанском отряде. Однажды, небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Аркадий Петрович первым увидел эсесовцев, он быстро оценил ситуацию и бросился навстречу фашистам, закрывая своих товарищей. Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма. Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова.

Ведущий: Одной из повестей Гайдара является « Тимур и его команда». Вначале эта книга имела название «Дункан и его команда».
По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан».

Какое значение имело это произведение?

Ученик: Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь.

Учитель: Повесть «Тимур и его команда» сыграла большую роль в массовом детском движении, ни одно другое произведение в мировой литературе не дало начало столь массовому движению, каким является форма тимуровской работы в книге Гайдара.

Вопрос к родителям: Какая тимуровская работа велась в то время, когда вы учились в школе?

Ведущий: Сегодня мы собрались обсудить книгу « Тимур и его команда» и поговорить о важности тимуровского движения в наше время, глазами двух поколений детей и взрослых.
А проведём это в виде игры двух команд
« МУДРЫЕ РОДИТЕЛИ» и «СЛАВНЫЕ ДЕТИ».
За правильные ответы и задания команда получает красную звезду.
В любой игре обязательно будут победители, поэтому следить и оценивать работу команд будет жюри, в составе родительского комитета и администрации школы в лице заместителя директора по учебной части.
И так мы начинаем!

1.В какое время развиваются события, описанные в книге?

(Повесть «Тимур и его команда» написана в 1940 году, печаталась в разных журналах, а книга вышла в 1941 году. В 1940 году в Европе шла война с фашистами. Через год гитлеровские полчища вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы. Наступило трудное, горькое, героическое время. Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос. В этой книге рассказывается о двух командах: команде Мишки Квакина и команде Тимура.)

2. Назовите членов каждой команды
« ТИМУРОВЦЫ» « КВАКИНЦЫ»
Тимур, Гейка, СимаСимаков, Мишка Квакин, Пётр Пятаков,
Коля Колокольчиков, Нюрка, Алёшка,
Василий Ладыгин, Женя, Таня,
3.В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?
Раздать кроссворд- филворд.
Отдают в жюри, где проверяют и оценивают.
4.. Чем занималась команда квакинцев?

(Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. Сам командир этой команды Мишка Квакин выламывал доски из нового забора, разорял по ночам сады мирных жителей, квакинцы дрались, курили, обижали слабых, они неряшливо одевались).

5. Какие взаимоотношения были между членами команды Мишки Квакина?

(Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость, тычки).

6. А теперь скажите, существуют ли в нашей жизни «квакинцы»?
Как вы думаете?

(Да, к сожалению, в наше время, есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики, хулиганят, совершают преступления, обижают младших. Но наше общество стараются бороться с ними, направляют их на правильный путь).

7.Назовите дела тимуровской команды.

Команда тимуровцев придумала увлекательную форму помощи Красной Армии. Командир команды Тимур со своими сверстниками окружил тайно заботой тех, кого оставили отцы и братья, ушедшие в армию. Ребята отмечали дворы этих людей красной звездой. Это и старуха-молочница, это и семья лейтенанта Павлова, семья полковника Александрова. Тимуровская команда, в отличии от команды Мишки Квакина, брала под свою защиту и охрану семьи, в которой кто-то погиб на фронте. Ребята помогали воды принести, сложить дрова, поймать убежавшую козу. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».

6.Какие взаимоотношения между ребятами в команде Тимура?

Взаимоотношения в тимуровской команде были дружескими, доброжелательными, уважительными. Не все они герои-крепыши, как Гейка, Тимур. Коля Колокольчиков – большой соня, он вечно все просыпает. В команде Тимура есть правило: уважать не только членов своей команды, но и других людей.

7. Чему учил Тимур ребят своей команды ?
Тимур учил помогать старым, больным, одиноким людям, любить Родину, думать всегда о людях.
Последними словами Тимура в книге стали слова:

«Я стою Я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я спокоен тоже»
Эти слова он произносит улыбаясь, радостно, ибо находит в этом свое счастье и счастье всех людей. Если будет каждому хорошо и спокойно, значит, всем будет хорошо и спокойно.

Разгадать кроссворд по книге « Тимур и его команда»

На листочках у каждой команды. Сдают в жюри, где работа проверяется и оценивается.
Какое слово получилось?
Какой характер был у Тимура? Мишки Квакина?

9.Определи героя книги по описанию, назовите его имя.

Деловитый, говорит громко, чётко (Тимур Гараев)
Присутствует, наблюдает события, немного робкая, стала членом команды тимуровцев. (Женя Александрова)
Упрямый, недоверчивый, прямолинейный, говорит не спеша, как бы нехотя (Гейка)
Мечтательный, эмоциональный, немного заикается, голос передаёт его состояние (Коля Колокольчиков)
Торопливый, расторопный и сведущий, речь без запинок и пауз, уверенная (Сима Симаков)
Неопрятный, лучший друг Квакина, все вопросы решает с помощью кулаков ( Фигура - Пётр Пятаков)
Главарь шайки « квакинцев». ( Мишка Квакин )
Женщина в возрасте, которая всё и обо всех знала в дачном городке. ( молочница)
Мужественный, строгий, но справедливый и очень артистичный. (Георгий Гараев )
Ответственная и серьёзная девушка, с музыкальным слухом. ( Ольга Александрова )
Пожилой джентльмен, который воспитывал в своём внуке трудолюбие и терпение. ( Фёдор Григорьевич Колокольчиков)

10.Найдите правильный вариант ответа
( по одному члену из команды)

1. Кто из тимуровцев вручил ультиматум Квакину и его шайке?
Симка Симаков и Коля Колокольчиков
Женя и Таня
Гайка и Коля Колокольчиков

2. Кем был Фёдор Григорьевич Колокольчиков?
часовщиком
артистом
доктором

3.Кто отвез Женю в Москву на встречу с отцом?

Гейка
Сима
Тимур

4. Кто закрыл Фигуру в часовне?

хулиганы
Нюрка
тимуровцы

5. Кем был Тимур Георгию Гараеву?

братом
племянником
сыном

6.  Почему Тимур был командиром?
был самый старший
был самый сильный
был самый справедливый

7. Как относились тимуровцы к шайке Квакина?
звали их в свою команду
проводили мирные переговоры
жаловались родственникам хулиганов
8. С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода?
Колей Колокольчиковым.
Симой Симаковым
С Гейкой
Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку?
мишкой
белочкой
зайчиком
Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина?
В часовне
В будке на краю базарной площади
На чердаке сарая

11. « Ультиматум» - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.
- А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?
("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут").

СЛАЙД Назовите в ультиматуме недостающие слова.

«Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.
Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою ,вам ,трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.
А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.»


СЛАЙД – презентации Георгия провожают на фронт.
- Изменилось ли отношение Ольги Тимуру? Почему?
- Что имела ввиду Ольга, обращаясь к Тимуру:
« Будь спокоен! Ты о людях думал, и они тебе отплатят тем же.»
- Что имел ввиду Тимур, отвечая Ольге: « Я стою и смотрю. Всем хорошо! Всем спокойно. Значит, и я спокоен тоже».

Учитель: Но время было не спокойное,началась Великая Отечественная война.

Жюри подводе итоги товарищеской встречи.

Учитель: Завершая наше путешествие по повести, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:
Что заставляло тимуровцев совершать добрые дела?
Одержал ли Тимур победу над Мишкой Квакиным?
Осталась существовать в дачном посёлке команда Машки Квакина?
Что помогло Квакину исправиться?
а) ему надоело быть плохим;
* б) он понял, что добро побеждает зло;
* в) стойкость и справедливость Тимура.
Даже его недруг Квакин зауважал Тимура.. Вспомните эпизод встречи Тимура с Квакиным и Фигурой. Почему Квакин так резко изменился, что даже ударил своего друга Фигуру?
- задели слова Ольги. Хотя эти слова были адресованы Тимуру.
- Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”.
- Квакин зауважал его за то, что “он смолчал”.
- Что Тимур “гордый. Хочет плакать, а молчит”.
- А для вас Тимур является примером для подражания?
А есть ли сейчас «Тимуровское движение». В чём оно выражается?

Да,есть. Это, в первую очередь, забота о ветеранах Великой Отечественной войны, помощь семьям воинов, погибших в Афганистане, Чечне, помощь одиноким престарелым людям. Тимуровцы всегда уступают место в автобусах, троллейбусах, метро, электропоездах пожилым людям, людям с детьми, инвалидам. Они защищают слабых, одним словом, творят добро.
Дела, творимые Тимуром и его командой, называют “тимуровским движением”. Сейчас это движение возрождается, только называют его иначе – шефская помощь.

Жюри подводит итоги встречи.

Учитель: Аркадий Гайдар очень любил свою родину. Он верил в светлое будущее своей страны, он сам хотел жить в этом будущем. Книги его продолжают жить, будто они написаны сегодня. Герои его книг живут и действую с нами.
Читайте книги Гайдара и вы станете добрее, заботливее, мудрее.
Спасибо вам за хорошие выступления. А сейчас, в конце нашей конференции, вы услышите стихотворение, посвященное книгам Аркадия Петровича Гайдара.
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
 
Ты повесть школьную открой -
Гайдар её писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
 
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас 
Тимур, и Гек, и Чук.
 
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
 
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар Боец,
Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар...

Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек! Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Эти друзья - книги. Книги помогают нам непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Читайте, читайте и читайте ! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык, искусство и людей. Так обращался к читателям Константин Паустовский
























15