Конспект урока на тему «Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей»

Биология 8 класс
ТЕМА: «Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей»
Цели и задачи урока:
Раскрыть значение ОДС в организме человека.
Сформировать представление о строении костей, их составе, свойствах и росте.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.
Способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения проблемных вопросов.
Основные термины и понятия: пассивный и активный элементы опорно-двигательной системы, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, диафиз, эпифиз.
Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый.
Ресурсы урока:
Основные: интерактивный мультимедийный комплекс, презентация к уроку (Приложение № 1),
материалы к лабораторному практикуму (наборы костей или рисунки разных костей )
Дополнительные: модель скелета человека, таблицы «Скелет», «Строение костей».
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности, постановка целей урока.
Изучение нового материала, выполнение ОЛР.
Подведение итогов урока, обобщение и систематизация знаний (беседа, тест).
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Взаимное приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы урока.
«Движение – это жизнь!»
Как вы понимаете эти слова?
Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности, определение темы и целей урока:
- О какой системе органов мы будем говорить сегодня, согласно нашему девизу «Движение – это жизнь»? Какая система обеспечивает движение?
Вывод: Движение обеспечивает костно-мышечная система или опорно-двигательный аппарат.
1.Изучение нового материала:
В состав ОДС входят кости скелета и мышцы. Мышцы – это активная, а кости скелета – пассивная составляющая ОДС. Сегодня мы познакомимся с пассивной составляющей.
Задание группам: Каково значение скелета?
(Обсуждение, предлагают варианты, сверяем с текстом слайда)
Обучающая лабораторная работа  (Выдаются образцы костей)
- Все ли кости одинаковы? Чем отличаются?
- Действительно, по внешнему виду кости можно разделить на три группы:
Трубчатые
Плоские
Губчатые
Заполнение таблицы
Типы костей
Особенности строения
Примеры

Трубчатые



Плоские



Губчатые



Проблемный вопрос:
У человека массой 70 кг средняя масса костей составляет 9-11 кг. Чем можно объяснить высокую прочность и мощность скелета при его относительной легкости?
Бедренная кость человека вдоль оси выдерживает груз 1 500 кг (легковой автомобиль). Почему она при этом не ломается?
Для решения этой проблемы нам предстоит выяснить состав костей и особенности их строения . Просмотр видеофильма
Внешнее и внутреннее строение кости (слайды): дать определения понятий надкостница, компактное и губчатое вещество кости, красный и желтый костный мозг.
Микрофотографии костной и хрящевой тканей (слайды)
Химический состав кости:
Опыт1 Продержав кость некоторое время в слабой соляной кислоте, можно растворить в ней все минеральные соли. Такая кость состоит только из органического вещества. Она легко сгибается и ,если достаточно длинна, может завязана узлом.
Опыт 2 На раскаленных углях печи из кости можно выжечь органические вещества. Кость , состоящая только из минеральных солей, сохраняет свою форму, но очень хрупка и легко ломается.
Вывод:
В состав костей входят органические и неорганические вещества. Органические вещества придают кости упругость и эластичность. Неорганические – прочность.
Объясните : Почему у пожилых людей кости быстро ломаются, а у детей встречается искривления скелета?
Проблемный вопрос: в скелете человека 206 костей. Масса скелета у новорожденного составляет 10-11% массы тела, а у взрослых людей – 20% массы тела. С чем это связано?
Для решения этой проблемы нам предстоит узнать, как происходят рост и развитие костей.
Рост и развитие костей в длину – за счет деления клеток хрящевой ткани эпифиза; в толщину – за счет деления клеток надкостницы. Рост костей человека – до 25 лет, затем эпифизарный хрящ окостеневает и рост прекращается.
Подведение итогов урока, обобщение и систематизация знаний
Беседа по вопросам:
Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
Каковы функции скелета?
Какие бывают кости?
Каков химический состав костей?
Тестовая работа
Домашнее задание











Тест  Ф.И.____________________________
1. Органические вещества придают кости:
А) хрупкость
Б) твёрдость
В) эластичность
2. Лопатка является примером:
А) смешанных костей
Б) плоских костей
В) трубчатых костей
3. Сколько костей в скелете человека:
А) 400
Б) 150
В) 200
4. Скелетом называют совокупность
А) костей, мышц, хрящей
Б) костей, мышц
В) костей, хрящей, связок
5. Если удалить их костей неорганические вещества, то они:
А) станут хрупкими
Б) станут упругими
В) перестанут расти