Разработка классного часа на тему Нецензурные выражения в нашей жизни.

Разработка классного часа
Тема: Нецензурные выражения в нашей жизни
Цель: провести анализ и самоанализ отношения к нецензурным выражениям путем выражения разных позиций и сопоставления их с общественно-принятыми нормами.
Педагогическая цель (не сообщается учащимся): закрепить в сознании учащихся негативное отношение к нецензурным выражениям.

Задачи:
-дать представление о вреде нецензурных выражений путем обращения к научным фактам и открытиям; 
-тренировать наблюдательность, память, коммуникативные способности через игру, упражнения,  обращение к прошлому ребенка и  использовании «Я-Высказывания»;
-воспитывать позитивное отношение к культурному поведению в современном обществе, уважение к русской речи.

Предварительная работа-подготовка презентации с фотографиями агрессивных и кричащих людей, научных открытий вреда нецензурных выражений. Карточки с ситуациями и вопросами. Мягкая игрушка лошадь.

Возраст учащихся-IX класс.

Ход занятия.
Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин)
Здравствуйте, ребята! Проходите и садитесь на стулья, расположенные в круге. Для начала познакомимся. Назовите свои имена по цепочке. Мне очень приятно с вами познакомиться.
  Посмотрите на экран и скажите, что я хотела бы с вами обсудить? Как вы думаете, почему именно эта тема так важна для нас? Все правильно, мы действительно сегодня будем высказывать свое мнение по этой теме, узнаем что-то новое и выразим разные позиции и сопоставим с общественным мнением.
Нецензурные выражения распространены в нашей жизни очень широко.  Мат - обычное явление в России. Большинство наших сограждан часто слышат его на улицах, в транспорте, в других общественных местах. Посмотрите на экран.

Просмотр презентации.  
В 2011 году на Евровидение был выбран от России певец, человек культурной профессии,  Алексей Воробьев. В минуты объявления результатов Алексей так сильно обрадовался, что в прямой эфир на весь мир закричал, но используя  нецензурные  слова. Позже он объяснялся и оправдывался, что это от больших эмоций, но слово не воробей. Мы не будем его обсуждать. А почему? Мы сами не следим за своей речью и не нам судить кого-то.  Предлагаю вспомнить и рассказать, как  и когда у нас вырываются такие неприятные слова. В этом нам поможет обезьянка. Она будет прыгать ко всем и выслушивать вас. Будет она это делать внимательно, не перебивать, не смеяться, сохранит это все в секрете, потому что из круга ничего не должно уйти. Поддержим эти правила? Если да похлопайте.

Изложение «Я-позиции». Причина «Я-позиции»

Учащиеся по кругу рассказывают свои случаи или отвечают на вопросы:
-Бывает ли так, что нецензурные слова срываются? Как часто? Когда и где это происходит? Кто слышит это? Что вы при этом испытываете?
Вывод.  Спасибо, что вы честно рассказали и поделились своими случаями из жизни. Я увидела, что вам тоже не безразлична такая ситуация. А что же делать? Как улучшить ситуацию хотя бы в свое речи. Давайте устроим мозговой штурм и все вместе придумаем способы устранения нецензурных выражений. Для этого разделимся на 2 группы, так у нас будет больше решений. Я дам вам готовые жизненные ситуации, а вы напишите советы и рекомендации по устранению нецензурных выражений.

«Я - позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек.
Ситуация №1. Был урок математики в 8 классе. Данила на последней парте играл в гонки, что мешало соседке Насте, и она дернула его за рукав. Данила ответил с матом.  Как поступил Данила? Что почувствовала Настя? Как отреагировал класс? Что бы вы посоветовали Даниле?

Ситуация№2.  Был урок физкультуры в 8 классе. Руслан бежал по кругу с классом, как вдруг Егор, который бежал впереди его, запнулся и упал. Руслан упал, запнувшись за Егора. Руслан обозвал Егора нецензурными словами. Как поступил Руслан? Что почувствовал Егор? Как отреагировал класс? Что бы вы посоветовали Руслан?
На работу даю 5 минут. Чем больше напишите, тем лучше будет обсуждение ситуации и больше советов. Выберите человека, который будет писать и человека, который потом прочитает советы.  Начинаем работу.

Время вышло. Зачитаем ситуацию №1. Теперь какие советы дала эта группа. Что можно дополнить?
Дополнения учителя:
-Первое это не играть в телефон;
- Улыбнуться, вместо порыва выругаться;
-Вместо скверных слов использовать слова-заменители ( необидные слова)
-Использовать неуместные выражения: Я так рад, ты такая красивая, хорошо выглядишь, у тебя красивые слова.  
Зачитаем ситуацию №2. Теперь какие советы дала эта группа. Что можно дополнить?
Дополнения учителя:
-Первое помочь встать Егору;
-снять агрессию физическими упражнениями или уборкой;
-заменить нецензурные слова просьбами быть аккуратнее, тактичнее, осторожнее;
- заменить нецензурные выражения на безобидные слова. Это становится не обидно и плохие эмоции выходят без вреда для всех.

Дискуссия.  Группы поочередно высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, а затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению. Мне очень приятно с вами работать, я еще не встречала таких доброжелательных ребят. С вами легко общаться. Вы подошли к решению ситуаций по- взрослому.

 Речь педагога.  Педагог напоминает о бережном отношении к русскому языку,  о необходимости хранить его в чистоте. Нецензурные выражения, брань, сквернословие, злословие, мат- все это не только неприятно, но и опасно. В центре безопасности и экологического выживания в г. Москве, ученые опытным путем пришли к выводу об опасном влиянии мата на человеческий организм. Ученые обругали  жидкость отборным матом, после чего поливали ею семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматерной» водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносились молитвы, прорастали в 96 случаях.
Человек, употребляющий нецензурные слова, меняет свой организм и запускает отрицательную программу.  Бранное слово вызывает эффект равный облучению. Сквернослов наносит себе и своему потомству самый больший вред.  Даже читая такие слова можно нанести себе вред. А вот если говорить друг другу приятные, добрые слова, можно оздоровить себя и других. Если всегда говорить себе какой ты хороший, добрый, сообразительный и другие хорошие слова можно раскрыть в себе таланты и способности, о которых раньше не подозревали.  Я знаю, что сразу начать говорить хорошие слова трудно. Предлагаю поиграть в игру «Художник» и потренироваться в комплементах и потренировать свою память.

Игра «Мастерская Художников» .
Мне нужен 1 человек. Он - заказчик. А мы все художники. Смотрим на него и запоминаем внешность. Затем заказчик выходит за дверь, а мы описываем внешность. Можно помогать наводящими вопросами. Теперь сравним наш словесный портрет с заказчиком. Мне понравилась самое оригинальное описание. Больше всего назвал. Мы описывали внешность человека. Было ли приятно заказчику? А если бы мы говорили хорошие качества человека, внешность души? Давайте чаще говорить друг другу комплименты.  

Рефлексия. Учащиеся по кругу продолжают ответы:
-Мне сегодня понравилось . Потому что..
-Мне не понравилось ..Потому что..
-Наше обсуждение будет полезным

Мотивация. Побуждение ученика к позитивному поведению. Педагог поддерживает вниманием тех, кто поддержал цель занятия. Реальный результат. Я дарю вам каплю воды, каплю чистоты нашей речи. Если она слышит ругательства, на ней появляется клякса. Сохраните ее как можно дольше чистой. А если все же случится, что нецензурное слово прозвучало из ваших уст, то рисуйте кляксу на капле воды. Через неделю расскажите мне, у кого осталась чистая капля и у кого сколько клякс. Считаем честно. Лучший результат – ноль клякс. Если вы после нашего занятия меньше стали использовать нецензурные выражения, даже в мыслях, то тоже расскажите. И на прощание прочитайте стихотворение:  

Пусть жизнь сложна, пускай порой  сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!