Конспект занятия «Социальное творчество» с элементами тренинга личностного роста


Методическая библиотека активного педагога

ІІ Республиканский конкурс методической продукции
социально-педагогической направленности
Номинация:
«Конспекты занятий»
Форма:
«Игровой практикум с элементами тренинга личностного роста»
Конспект занятия
«Социальное творчество»

Составил: Приходько
Ольга Владимировна,
методист социально-
педагогического отдела
МБОУ ДОД Камбарский ДДиЮ
г.Камбарка, 2013г.
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива»
В.А. Сухомлинский
Тема занятия: «Социальное творчество»
Форма занятия: игровой практикум с элементами тренинга личностного роста.
Длительность: 45- 50 минут.
Возраст, контингент: учащиеся 8-10 классов (14-16 лет) «Поколение РОСТа».
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Методы и приемы: элементы тренинга личностного роста, объяснительно-иллюстративный метод, информационно-сообщающий, игровой метод; приемы - устный инструктаж, задания для повышения творческой активности, объяснение, экспертный совет по обсуждению мнений и решению, дерево идей для творческой активности, проблемная ситуация, мозговой штурм, минута фантазии и отдыха, практическое упражнение.
Материалы и оборудование: бейджики с редакторскими специальностями, образцы газет, буклетов, конверты с названиями специальностей, стенд, рисунок дерева идей, листья - мысли, фломастеры, иголки, ватман 2шт., картинки, вырезки из журналов, заголовки из газет, таблички на столы, бумага А-4, А-3 формата, презентации: «День Святого Валентина» и «Технология изготовления открытки», демонстрационный и раздаточный материал (образцы готовых работ, цветная пенка и гофрированная бумага, карточка с творческим заданием, эскиз буквы «L» - любовь, клей, ножницы, салфетки, конверты с заданиями, декор (стразы, пайетки, бусинки, бисер).Предварительная работа: подготовка картинок, вырезок из журналов, заголовков из газет.
Подготовка кабинета к занятию: расстановка столов осуществляется с учетом коллективной и групповой работы.
Цель: формирование навыков самоорганизации и организации жизнедеятельности подростка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта в области детско-юношеской журналистики.
Задачи:
знакомство с работой пресс-центров и редакторскими специальностями;
развитие в учащихся лидерских качеств и умение;
обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности;
воспитание ответственности, самостоятельности и творческой активности.
План занятия:
Вступительное слово, цель, задачи – 5 минут.
Психологический настрой, игра - энергизатор «Это здорово!»-5 минут.
ТБ, Основная часть, объяснение, показ – 5 минут.
Теоретический блок – 8 минут.
Создание дерева идей – 3 минуты.
Минута фантазии и отдыха – 2 минуты.
Практическая работа – 20 минут.
Рефлексия - 3 минуты.
Упражнение «Прогноз погоды» - 2 минуты.
Создание открытки – 10 мин.
Вручение свидетельств – 1 мин.
Ход занятия:
I этап
1 часть. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, юные активисты, творители и создатели!
Сейчас во всем мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять креативность. Но креативность – это только внутренняя способность к творчеству. Чтобы творчество состоялось, нужно что-то делать. Ученые, изучающие природу творчества, выделили две стадии творческого процесса: первая стадия – длительное наблюдение, размышление, поиск; вторая стадия – озарение, открытие, интуитивное принятое решение и деятельность. Но чтобы получить этот миг озарения, приходится долго и упорно работать. Недаром великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Гений – это 99% труда и лишь 1% таланта».
Педагог: Тема нашего занятия «Социальное творчество». Мы познакомимся с понятием социальное творчество, рассмотрим виды, и попробуем создать социальный продукт. Тем более, что скоро замечательный день – День всех влюбленных, день Св.Валентина.
Поэтому цель нашего занятия: обогащение вашего опыта в области социального творчества, а также развитие лидерского и творческого потенциала.
В ходе практической деятельности мы познакомимся с работой пресс-центров, редакторскими специальностями, обогатим опыт в общественно значимых видах деятельности, а также будем воспитывать ответственность, самостоятельность и развивать творческую активность.
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Педагог: - Для того чтобы разбудить нашу творческую активность предлагаю вам игру - энергизатор «Это здорово!». Сейчас каждый из вас скажет, что у него получается делать лучше всего. Например, я умею сочинять стихи и писать музыку! А мы все вместе: «Это здорово!».
Игра - энергизатор «Это здорово!»
Варианты:
- Я отлично играю на гитаре! Все: И это здорово!
- Я пеку вкусные пирожки! Все: И это здорово!
- Я в совершенстве владею программой «Фотошоп!» Все: И это здорово!
- Я увлекаюсь волейболом! Все: И это здорово!
И так далее…
Педагог: - Ваш возраст благоприятен для развития креативности и социального творчества.
- Как вы думаете же что такое социальное творчество?
(ответы детей)
- Правильно, социальное творчество можно определить как деятельность, результатом которой являются новые социальные ситуации, новые формы взаимодействия между людьми с использованием наглядных средств.
- И сегодня мы с вами попробуем проявить социальную активность, раскрыть свои лидерские качества, и мобилизируем все свои интеллектуальные, творчские силы. Направим энергию на достижение интересов нашего общества. И сделаем небольшой сюрприз к Дню Св.Валентина.
- Здесь и сейчас вам предоставляется возможностей для проявления и развития своей социальной активности.
II этап
Основная часть. Знакомство с видами социального творчества, продуктами социальной деятельности, практическая деятельность.
Педагог: -Давайте вместе подумаем в каких видах деятельности вы принимаете участие, связанные с социумом, с взаимодействием с окружающими?
(ответы детей)
-Итак, вы правы, фестивали, встречи, слеты, форумы, акции, конкурсы – это все виды социального творчества.Педагог: - Вопрос следующий. Для эффективного общения, для понимания и взаимодействия что мы используем? С помощью чего мы выражаем свои мысли, идеи и замыслы, когда выступаем?
(ответы детей)
-Правильно, мы используем слова, тексты, песни, танцы, импровизации. Но для того, чтобы наглядно показать свою деятельность мы..(ответы детей)
-Предлагаю рассмотреть виды продуктов социальной деятельности.
Образцы социальной продукции.
857250466725Плакаты, буклеты, альбомы, видеопрезентации, брошюр, реклама, объединения, газеты, открытки и др. Педагог: Газета – это история мира за сутки. Это история мира, в котором мы живем и события, которого интересуют нас больше всего.
Педагог: - Что же такое – детская газета?
Пространство для сближения поколений? …
-Итак, сегодня мы открываем наш пресс-центр, которые будет работать над выпуском социальной газеты и праздничным приложением к газете – необычной открытке.
-Вы видите конверты, в которых находятся названия редакторских специальностей. Сегодня мы знакомимся и пытаемся войти в роль.
(конверты)
Педагог: - Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.
(Распределение редакционных обязанностей)
Главный редактор – осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру
Журналисты и фотокорреспонденты – находят удивительные, интересные факты, делают фото, репортажи, снимки, работают с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.Дизайнер – проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций, (фото, рисунки, графики, схемы)
Наборщики и корректоры – набор текстовых документов, редактирование, корректировка материала и прочие операции.
Верстальщики - решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.
Выпускающий редактор - осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях, создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки.
- Итак, я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 5 человек! Сейчас необходимо определить дух ваших газет (социальная, спортивная, школьная, экологическая, эстетическая)
600075432435Педагог: - Для этого я предлагаю вам вырастить Дерево идей, на котором мы будем выращивать ваши предложения.
Педагог: - Дух нашей газеты определили, название дали Что дальше?
-Какую газету вы собираетесь выпускать? Для кого мы будем выпускать газету? (для учащихся, родителей, педагогов, населения и прочее)
4381501057910-Большинство газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (об объединении, о городе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "Ключ", "Ласточкин щебет"…).
Педагог: - Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Педагог: - Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…
Педагог: - Рассмотрим основные разделы газеты: реклама газеты, социологические исследования, опросы, интервью, объявления, поздравления, конкурсы, праздники, "Ток-шоу", юмористические зарисовки.-Рубрики: В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки), новости, пробы пера (литературная страничка), события, факты (информационные новости, размышления на тему… ("Точка зрения"), знакомство с известными людьми 704850449580-Сейчас ваш экспертный совет и вся редакторская группа будет обсуждать мнения и решения.
9525174688529718001594485Педагог: - Не забывайте - каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Время на создание газеты – десять минут.
Минутка фантазии и отдыха
(практическая деятельность: составление коллажной газеты)
Педагог: -Каждую газету необходимо представить и сейчас вы презентуете нам свои газеты Время 2 минуты.
(презентация газет с освещением основных рубрик)
838200-3175

Педагог: - Отлично, переходим к праздничной открытке!
- И чтобы скорее окунуться в атмосферу праздника давайте послушаем Анну Глухову, которая нам расскажет историю этого Дня.
(Выступление Анны)
- А я предлагаю вам познакомиться, как празднуют День Святого Валентина в разных странах.
(Просмотр презентации «День Святого Валентина»)
Педагог:- Всевозможные материалы, цветная бумага, декоративные элементы - самый интересный материал для занятий творчеством. Из них можно сделать довольно сложные и оригинальные композиции, оформить интерьер, изготовить подарок и создать веселую атмосферу.
- Технология изготовления одновременно проста, но требует тонкости и аккуратности в работе, особенно при работе с нитью.
-Обратите внимание на доску. Вы видите образцы готовых работ. Размер нашей открытки - буквы 14х12 см. Но она может быть любого размера и это может быть не обязательно буква «L». Вариантов множество. Цветовая гамма букв также может быть разнообразной. Изготовление такой композиции – это занятие очень увлекательное.
- Ну что, предлагаю начать творить и воплощать свои мысли. У вас есть индивидуальные конверты, в которых находятся необходимые материалы. Внимательно рассмотрите, и приступайте к работе.
40005057150
Педагог: - Самый лучший подарок - это созданный вручную. Дело это совершенно нехитрое. Фотографии, залежи глянцевых журналов, цветная и оберточная бумага самых разных расцветок и фактур, однотонная бумага для фона, обои, ножницы, клей и полет фантазии - вот и все что вам понадобится.
Разминка (музыка)
Предлагаю вам потанцевать:
-только головой
-только пальцами рук
- кистями рук
-только руками
-только руками и головой
III этап
Заключительная часть.
Упражнение «Прогноз погоды»
Педагог: - Возьмите лист бумаги и фломастер и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю.
Рефлекторная беседа:
- Итак, занятие подходит к завершению.
Пришло время подвести итоги, давайте обобщим:
Что нового сегодня вы узнали?
Что вас заинтересовало больше всего?
Сможете ли вы использовать в своей жизни полученную информацию?
Заключительное слово:
Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
К. Ушинский
2762253175