Коррекционная программа «Развитие коммуникативных навыков старшеклассников с помощью методов телесно-ориентированной терапии»


Коррекционная программа
«Развитие коммуникативных навыков старшеклассников с помощью методов телесно-ориентированной терапии»
Цель: развитие коммуникативных навыков межличностного общения у старшеклассников.
Задачи коррекционной работы:
Развитие навыков социальной перцепции (эмпатия, каузальная атрибуция и т.д.), повысить способность контролировать свои негативные переживания;
Выработка социально адаптивных моделей взаимодействия с окружающими;
Создать условия для формирования у подростков адекватной самооценки;
Способствовать формированию навыков установления и поддержания эффективного межличностного контакта.
Возраст ребенка: 15-17 лет.
Форма работы: групповая.
Методы работы: упражнения на развитие
Продолжительность: 7 занятий по 50-60 минут (2 раза в неделю).
Индивидуальная работа: беседа подростками относительно их общения с окружающими и перспективы разрешения сложных ситуаций.
Участие в работе других особ:
Родители (беседы, консультирование, поддержка в критических ситуациях – конфликт со сверстниками, учителями и т.д.);
Учителя (беседа, консультирование, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, создание условий для развития коммуникативных навыков).
Программа рассчитана на 7 встречи по 2 занятия в неделю. Время проведения каждой встречи – 60 мин., занятия были подобраны с учетом данной особенности подростков, учебного процесса и выбранного направления – телесно-ориентированная терапия. Каждая встреча начинается с анализа, направленного на то, чтобы узнать у подростков об их эмоциональном, физическом состоянии, желание продолжать работу (10 мин.). Затем оглашается тема и цель встречи, и переход к основным процедурам.
В конце каждого занятия происходит рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (10 мин., отношение к тому, что происходило, свой вклад в работу). В некоторых случаях проводится экспресс-диагностика состояния школьников, понимание ими того, что происходит.
ЗАНЯТИЕ №1. - «ЗНАКОМСТВО».
ЦЕЛЬ: создание благоприятных условия для работы в группе, первичное освоение способов самораскрытия, снятие эмоционального напряжения, знакомство подростков друг с другом. Актуализация навыков прочтения состояния другого и выражения собственного состояния по средствам невербальных проявлений. Определение цели занятий.
ВРЕМЯ: 60 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ: участники становятся в круг, протягивают правую руку в круг, касаясь друг друга ладонями и вместе говорят слова: «Всем-всем добрый день».
Вступительное слово тренера – 5 мин. Раскрытие понятий «общение», «коммуникация», «виды и роль общения», «коммуникативные навыки», определение целей тренинга.
УПРАЖНИЕ «МЯЧ» - 10 мин.
Реквизит: мяч средней величины, можно мягкая игрушка.
Группа становится в круг. Ведущий дает задание: «У меня в руках необычный мячик. Тот, кто его держит, должен в двух словах назвать свое имя, сколько лет, цель его пребывания в группе. После окончания презентации мячик перекидывается любому другому участнику»
УПРАЖНЕНИЕ «ПАНТОМИМА» - 25-30 мин.
Задание №1. Подросткам дается инструкция выразить пантомимой заданные темы:
- «Какой я есть»;
- «Каким бы я хотел быть»;
- «Каким бы не хотел быть»;
- «Счастье»;
- «Что такое общение»;
- «Близкие люди»
- «Что такое внимание»;
- «Любовь» и т.д.
Задание №2. Группа разбивается на пары и разыгрывает темы: «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить даме цветы», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой дороге через большую лужу», «Передать информацию через окно в автобусе», «Пройти по качающемуся мостику через реку» и т.д.
Подведение итогов, заключительное слово психолога – 10 -15 мин.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ: подростки становятся в круг, по команде ведущего, поднимают правую руку вверх, кладут себе на голову и со словами «Мы молодцы, хорошо поработали» гладят себя по голове.
ЗАНЯТИЕ №2.
ЦЕЛЬ: актуализация навыков прочтения состояния другого и выражения собственного состояния по средствам невербальных проявлений. Определение личного пространства, развитие эмпатии и навыков социальной перцепции.
ВРЕМЯ: 50-60 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.
Вступительное слово тренера – 10 мин. Раскрытие понятий «условия общения», «вербальное и невербальное общение», «понимание», «восприятие», «личное пространство».
УПРАЖНЕНИЕ «ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО» - 10 мин.
Участники работают в парах. Определяется тема беседы, и подростки начинают диалог сначала с большого расстояния, затем подходят друг к другу поближе, пока не сойдутся почти вплотную. После этого делятся впечатлениями и ощущениями, определив, на каком расстоянии было комфортнее беседовать.
УПРАЖНЕНИЕ «РАЗГОВОР РУКАМИ» - 10 мин.
Группа делится на пары, которые рассаживаются в пол-оборота друг к другу. При возможности лучше пары делать разнополыми.
Тренер дает инструкцию: «Разделитесь, пожалуйста, на пары. В каждой паре выберите, кто будет первым, а кто вторым. Найдите в парах ладошки друг друга. Прикоснитесь двумя ладошками к двум ладошках другого в паре. Теперь каждый первый в паре должен попробовать своей правой рукой что-то сказать руке партнера. Имеется в виду ладошка, пальцы, запястье, тыльная сторона руки партнера. Вы можете прикасаться, теребить, сжимать, тереть, что-то еще, но своими движениями обязательно что-то старайтесь сказать партнеру. Если партнер четко представляет, что ему говорят, то есть что делают с его рукой, он должен «отзеркалить» эту фразу, то есть сделать точно то же самое с левой рукой первого. Первый после этого говорит своей правой рукой вторую фразу второму, второй «зеркалит» ее первому, первый говорит третью фразу и так далее. Я дам вам полторы-две минуты, чтобы вы поговорили. Постарайтесь верить друг другу». Задание можно усложнить, предложив закрыть слушающим (говорящим) глаза
Подведение итогов, заключительное слово психолога – 10 -15 мин.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №3.
ЦЕЛЬ: снижение личностной тревожности, развитие умения чувствовать другого человека, понимать мотивы его поступков, доверять ему.
ВРЕМЯ: 50 - 60 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.
Вступительное слово тренера – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛИЦОМ К ЛИЦУ» - 8-10 мин.
Тренер предлагает группе остаться в тех же парах, что и на прошлом занятии. Если кто-то хочет поменять на следующее упражнение пару, тренер помогает ему это сделать.
Дается инструкция: «Сядьте в парах немного поближе друг к другу. Закройте глаза. Представьте, что ваши руки теплые и чистые. Первый в паре осторожно находит своими ладошками голову партнера. Будьте осторожны. Поизучайте голову партнера, затылок, лоб, найдите макушку, постарайтесь удивиться чему-то в голове партнера — тому, что не видели ваши глаза, но чувствуют пальчики рук. Если вы вдоволь поизучали голову, то теперь поизучайте лицо партнера. Будьте очень внимательными к реакциям партнера - что можно поизучать на его лице, а что не стоит. Запомните лицо и голову партнера, отметьте свои переживания и чувства. Постарайтесь представить, что чувствовал во время ваших действий ваш партнер».
Подведение итогов – 10 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «СКОЛЬКО ЛАДОШЕК?» - 10 мин.
Доброволец выбирает из группы одного парня и одну девушку. Тренер размещает выбранных за спиной у добровольца, при необходимости добровольцу необходимо снять курточку или толстую кофту.
Дается следующая инструкция:
Добровольцу: «Сзади тебя стоят выбранные подростки. Закрой глаза. Сейчас по моей команде каждый из них положит тебе на спину одну, две или ни одной ладошки. Будь внимателен с тем, что почувствует твоя спина. Я кое о чем спрошу тебя потом».
Двум помощникам: «На спину добровольцу кладут две, три или все четыре ладошки. Не стоит нажимать на спину, не стоит одну ладошку класть на другую, ладошки просто спокойно лежат на удобных местах на спине добровольца».
Затем тренер спрашивает добровольца: «Сколько ладошек у тебя на спине? Где самая теплая? А самая прохладная? Есть ли ладошка, по поводу которой ты испытываешь неловкость? Попробуй покомандовать ею — перемести ее туда, где неловкости уже нет. Есть ли ладошка, по поводу которой ты точно можешь сказать, что она девичья? А мужскую ладошку попробуешь узнать? Какая ладошка — самая приятная?»
Ответы на эти вопросы не комментируются. Затем стоит попросить двух подростков за спиной добровольца «оставить ладошки в том же месте пространства», а добровольца — сделать шаг вперед и обернуться. Он увидит ладошки так, как они лежали у него на спине и сам получит обратную связь на свои ответы. Помощники садятся на свои места. Тренер еще раз спрашивает добровольца: «Расскажи, что с тобой происходило во время упражнения? Какая из ладошек еще звучит у тебя на спине? Приятно ли было участвовать в этом упражнении? Кому следующему ты бы порекомендовал поработать с ладошками на спине?»
Подведение итогов, заключительное слово тренера – 5-10 мин.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №4.
ЦЕЛЬ: развитие способности доверять окружающим и умения принимать ответственность за себя и близких.
ВРЕМЯ: 40-50 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.
Вступительное слово тренера – 5 мин.
«ПЕРЕПРАВА» - 10-15 мин.
Все участники встраиваются в одну шеренгу на краю ковра либо вдоль натянутой на полу веревки – «края пропасти».
Инструкция «Сейчас все вы стоите на краю пропасти. Положение опасно, поэтому вам нужно срочно переправить по цепочке с начала шеренги в ее конец всех своих товарищей. Идти придется по краю пропасти, поэтому крепко держите того, кто проходит мимо вас на другой конец переправы, что бы он не упал в «пропасть. Нужно быть внимательным до тех пор, пока последний участник не переправится на другую сторону».
Подведение итогов – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «ПАДЕНИЕ В КРУГ» - 5-10 мин.
Это очень сложное упражнение, поэтому всех участников необходимо заранее настроить на серьезное отношение к предстоящему действию. Выбирается несколько добровольцев. Которые непосредственно могут довериться здесь и сейчас собравшимся участниками. Остальные ребята становятся в две плотные шеренги друг напротив друга и вытягивают руки вперед, что бы получилась поддержка. Первый доброволец становится на невысокий табурет, стул (не выше 50 см.), поворачивается спиной группе и, приготовившись, падает на подставленные руки товарищей. Остальные участники должны его поддержать. Далее прыгают по очереди все добровольцы.
Подведение итогов, заключительное слово тренера – 10 мин.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №5.
ЦЕЛЬ: развитие навыков установления позитивного межличностного контакта и взаимодействия в нем, проработка негативных (агрессивных) переживаний.
ВРЕМЯ: 40-50 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.
Вступительное слово тренера – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВЫЕ РУКИ». – 10 мин.
Упражнение проводится в парах. Участникам завязывается глаза, взаимодействуют только руки. Они «знакомятся», «дерутся», «мирятся», «прощаются».
После упражнения обязательное обсуждение с участниками его хода, определить, что они чувствовали, что хотелось сделать на различных этапах и т.д.
Подведение итогов – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛКАЛКИ»
Участники разбиваются на пары и становятся друг к другу лицом.
Инструкция: «Встаньте поудобней друг напротив друга. Расставьте ноги на ширине плеч, а руки поднимите на уровень груди, согните в локтях и упритесь ладошками в ладони соседа. Задачей каждого из вас будет, не разжимая ладоней, вывести партнера, мягко, но настойчиво, из состояния равновесия. Грубой физической силы – толкания, ударов, негативных высказываний применять не нужно».
Подведение итогов, заключительное слово тренера – 5-10 мин.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.
ЗАНЯТИЕ №6.
ЦЕЛЬ: развитие умения вступать и поддерживать эмоциональный и физический контакт между сверстниками.
ВРЕМЯ: 50 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.
Вступительное слово тренера – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «РАЗГОВОР ГЛАЗАМИ». – 10 мин.
Группа разбивается по парам, становятся друг напротив друга.
Инструкция «представьте, что вы люди, которые не умеют говорить при помощи слов и даже звуков. Но можете разговаривать глазами, взглядом. По очереди расскажите друг другу как у вас дела, что вы радостные или наоборот грустите, злитесь или устали».
Подведение итогов – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ РОБИНЗОНА». – 7-10 мин.
Перед упражнением ведущий расстилает на полу небольшое покрывало. Затем говорит «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для вас будет покрывало».
Подведение итогов – 5 мин.
Подведение итогов, заключительное слово тренера – 5-10 мин
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №7 «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ»
ЦЕЛЬ: подведение итогов тренинга, закрепление полученного результата.
ВРЕМЯ: 50 мин.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.
Вступительное слово тренера – 5 мин.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБОПРИСЬ НА МЕНЯ» - 8-10 мин.
Упражнение проводится в парах. Лучше, если это будут разнополые пары.
Парень стоит за спиной у девушки. Он кладет свои ладошки на лопатки девушки и говорит ей: «Обопрись на меня. Я сильный. Я удержу тебя. Ничего не бойся. Я буду постепенно опускать тебя. Оставайся такой же стройной, не гнись». Тренер в предварительной инструкции говорит, что это упражнение на внимательность к другому человеку и на доверие. Парень не должен дать девушке испугаться. Он должен так медленно и так надежно опускать ее, чтобы она не испугалась, не страховала себя, не кричала и не махала руками. Лучше чуть подождать, дать девушке возможность справиться с тревогой и страхом, и только потом медленно попробовать еще немного опустить. Можно это упражнение делать несколько раз, увеличивая длину траектории. В конце концов, найдутся пары, в которых парни опустят своих девушек назад практически под углом в 75 градусов, сами став на колени за спиной у девушки.
При выполнении этого упражнения тренеру надо обращать внимание на обувь девушек. Не стоит излишне наклоняться назад в сапогах с высокими каблуками. Какая-то обувь слишком скользит, что тоже затрудняет выполнение упражнения.
Внутри этого упражнения иногда стоит поменять пары, чтобы дать возможность большему числу подростков испытать себя в более надежных руках, попробовать справиться с волнением и тревогой, но с другим партнером или партнершей.
Возможно продолжение этой серии упражнений на телесное доверие в тех же парах.
УПРАЖНЕНИЕ «ЩЕПКА НА РЕКЕ» - 10 мин.
Участники становятся в два ряда, друг напротив друга, на расстоянии вытянутой руки. Таким образом, образуется коридор «коридор» - это русло реки. Река может изогнуть свое русло в любом месте. Первый из участников закрывает глаза и становится в начале реки. Когда все готовы, он начинает «плыть». Одна щепка плывет, вода помогают ей плыть по реке, т.е другие участники, прикасаясь к нему, направляют его движение. Щепка останавливается в конце, превращаясь в реку, а другой подросток становится щепкой и проходит по лабиринту реки. Так все по очереди
Обсуждение проделанной работы.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ