Занятие в Школе будущих лидеров по теме Общение. Тренинговое занятие Пойми меня

Тренинговое занятие «Пойми меня»

Цель – обучить детей приёмам позитивного общения.

Для проведения тренинга необходимо просторное помещение, желательно чётное количество детей в возрасте 12-15 лет.

1. «Импульс».
Краткое описание. Дети стоят в круге, держась за руки. Ведущий пускает «импульс» (сжимает руку рядом стоящего) в правую сторону. «Импульс» проходит круг и возвращается к ведущему, если «импульс» теряется, то дети анализируют причины потери «импульса». «Импульс» можно пускать вправо, влево, одновременно в обе стороны. Упражнение считается выполненным, если «импульс» возвратился к ведущему.
2. «Поздоровайся локтями»
Цели:
- снять барьер в общении с незнакомым человеком.
- раскрепощение группы.
Количество участников: 10-15 человек.
Ресурсы: не требуются.
Время: 10 минут.
Краткое описание:
Участники становятся в круг. Рассчитываются на «один-четыре». Итак:
- «первые» складывают руки над головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
- «вторые» упираются руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
- «третьи» кладут левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
- «четвертые» держат сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
За пять минут участники должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Затем все первые, вторые, третьи и четвертые номера собираются в своих подгруппах в течение 5 минут здороваются и знакомятся внутри своих подгрупп.
Завершение упражнения:
Какой самой удобный (неудобный) способ знакомства?
Мини-дискуссия на тему «Приемы знакомства».
3. «Восточный рынок»
Цели:
- Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
- Снизить чувство напряженности.
- Объединить участников в отношении партнерства.
Количество участников: 15-20 человек.
Ресурсы: свободное пространство для передвижения, лист бумаги А4, ручка/карандаш на каждого игрока.
Время: 10 минут.
Краткое описание:
Вспоминается с ребятами картина восточного рынка «Али-Баба и сорок разбойников», перечисляются ассоциации, связанные с восточным рынком: крики, яркость и буйство красок, бойкая торговля, попытки купить подешевле и т.п.
Раздача каждому участнику по листу бумаги и ручку/карандаш. Инструкция для тренера: «Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой их восьмушек разборчиво и крупно надо написать свое имя и фамилию. Теперь каждую записку необходимо сложить текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты».
Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается ведущим.
- Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.
Затем, в течение 5 минут, участники путем уговоров, споров, обмена и др. способами найти и вернуть себе - купить – все восемь листков с личным именем. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех «приобрести свой товар», должны подойти к тренеру.
Во время игры тренер поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.
Завершение упражнения.
- Что вам понравилось, а что – нет в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?
- Назовите имена участников, которые вас удалось запомнить!
4. «Путаница»
Цели:
- Сплочение группы посредством физического контакта.
- Развитие бережного отношение друг другу.
Количество участников: 10-15 человек.
Ресурсы: не требуются.
Время: 15-20 минут.
Краткое описание:
Участники становятся в тесный круг, протягивают руки к середине. По команде тренера закрывают глаза и делают шаги вперед до тех пор, пока не почувствуют чужую ладонь, за которую необходимо будет взяться. Тренер следит за тем, чтобы руки соединялись не с соседними участниками.
Участники открывают глаза и пытаются распутаться, не разжимая при этом рук. Во время распутывания часто возникает мнение о невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать, что эта задача всегда решаемая.
Возможно три варианта итога распутывания:
Все участники окажутся в одном кругу. Кто может стоять лицом, а кто-то спиной к центру круга.
Участники образуют два и больше независимых круга;
Участники образуют круги, соединенные как звенья цепи.
Завершение упражнения:
- Как вы находили пути решения?
- Легко ли было договориться?
- Что вам помогло бы справиться с поставленной задачей быстрее?
5. «Кот и дом»
Цели:
- Взаимодействие при конфликте интересов.
- Работа в команде, находить себе место в групповой работе.
Количество участников: 10-15 человек.
Ресурсы: лист бумаги и один фломастер на пару.
Время: 30 минут.
Краткое описание:
Участники делятся на пары. В парах договариваются, кто будет первым, а кто - вторым. «Первые номера» выходят за дверь вместе с тренером.
- ваша задача - нарисовать дом. При этом вы должны держать в тайне свое задание.
Затем тренер подходит к группе «вторых номеров» и сообщает, что им необходимо нарисовать кошку, не говоря об этом партнеру. После этого «первые номера» возвращаются в зал.
- Возвращайтесь к своим партнерам. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание.
Завершение упражнения:
После выполнения задания – обсуждение работы в парах, затем в кругу. При обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера: нежелание уступить – или, наоборот, полное подчинение чужому желанию? Удачные варианты решения – нарисовать дом, в котором сидит кошка, дом в виде кошки или кошку в виде дома, но еще лучше – дать партнеру возможность выполнить его задание, а потом сделать свое. Обычно при такой стратегии партнер с радостью дает возможность нарисовать другому задуманное.
6. «Сила мысли»
Цели:
- Развивать уверенность в себе.
- Научение пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.
Количество участников: 10-16 человек (четное количество)
Ресурсы: не требуются.
Время: 10-15 минут.
Краткое описание:
Рассказать о физической метафоре, предлагаемой А. Роббинсоном. Попросить участников встать, поставить ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.
Завершение упражнения:
Удалось ли увидеть дальше? Почему?
7. «Объявление в газету». Краткое описание. Участники пишут в газету объявление о себе. Написанное собирается ведущим, а затем зачитывается. В это время остальные пытаются угадать, о ком идёт речь.
8. «Снежки»
Цели:
- Сплочение группы.
- Раскрепощение участников.
Количество участников: от 10 человек.
Ресурсы: стопка старых газет, мешок для мусора.
Время: 10-15 минут.
Краткое описание:
Группа делится на две команды. Стопа газет делится поровну. Команды становятся друг против друга. Каждая команда из газет «лепит» снежки. Когда работа будет завершена, по команде ведущего, в течение 3-4 минут, команды ведут «бой», забрасывая территорию противника снежками.
Выигрывает та команда, на чьей территории после завершения «боя» останется минимальное количество снежков.
Завершение упражнения:
Совместная уборка помещения.

Тренинги.
Дети стоят в круге, взглядом находят пару, подмигивают друг другу, после меняются местами.
Пары становятся лицом друг к другу и смотрят в глаза 1,5 – 3 минуты. Анализ: рассказать о своём впечатлениях, насколько сложно выполнялся данный тренинг.
Один участник становится на стул, другой остаётся снизу. Задача: по очереди рассказать, как прошёл вчерашний день. После завершения рассказа, участники меняются местами. Анализ: впечатления детей.
Пары становятся спиной друг к другу и по очереди говорят, что любят. Анализ: впечатления детей. (Вывод - неудобно, хочется повернуться)
Пары становятся лицом друг к другу и говорят одновременно 1,5 – 3 минуты. Анализ: впечатления детей. (Вывод – удобнее, когда говорит один)
Участники делятся на 2 команды (например, «Весна» - «Лето») и пишут правила общения на отдельном листе. Затем каждая команда зачитывает свои записи, сообща выводятся правила общения.
«Личное пространство» или «Зона комфортного общения». Участники восстанавливают пары, первые номера становятся к стене, вторые с расстояния 1,5 – 2 метров, начинают двигаться навстречу первым, беседуя друг с другом. Ведущий на разном расстоянии останавливает вторые номера, даёт команду «Стоп». Анализ: впечатления детей. (Вопрос – какое расстояние было для тебя комфортным?)
«Солнце радости». Ведущий раздаёт каждому участнику «лучик солнца». Каждый должен написать на нём то, чему радуется в жизни. Каждый лучик приклеивается к серединке и вывешивается на стену. Анализ: каждый делится своей радостью.
Итог занятия: дети делают выводы об общении.





















Тест по выявлению способности к общению
Инструкция: с помощью приведенной ниже анкеты определи свою способность к общению (коммуникативные способности). Для этого быстро и точно ответь на все вопросы. Ответы могут только утвердительными (да) или отрицательными (нет).
Много ли у тебя друзей?
Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причиненной тебе кем-то и твоих товарищей?
Есть ли у тебя стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?
Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?
Трудно ли тебе включаться в новые компании?
Легко ли тебе удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Раздражает ли тебя окружающие люди и хочется ли тебе побыть
одному?
Нравиться ли тебе постоянно находиться среди людей?
Испытываешь ли ты чувство затруднения, неудобства или
стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы
познакомиться с новым человеком?
Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?
Правда ли, что ты чувствуешь себя неуверенно среди
малознакомых тебе людей?
Полагаешь ли ты, что тебе не представляет особого труда внести
оживление в малознакомую для тебя компанию?
Стремишься ли ты ограничить круг своих знакомых небольшим
количеством людей?
Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую
компанию?
Правда ли, что ты не чувствуешь себя достаточно уверенным и
спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе
людей?
Верно ли, что у тебя много друзей?
Часто ли ты смущаешься, чувствуешь неловкость при общении с
малознакомыми людьми?
Ключ
Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитай общий результат.
Интерпретация:
- если ты набрал менее 10 баллов, уровень развития у тебя коммуникативных способностей низкий, ты скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомишься с людьми и не стремишься к этому.
-10-13 баллов – средний уровень;
- 14 баллов и более – высокий. В таком случае для тебя одна из радостей в жизни – общение, окружающие ценят в тебе энергию, способность вести диалог.






















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415